Экономические агенты – это участники экономического процесса, которые могут самостоятельно принимать решения и осуществлять свои планы в хозяйственной сфере (часто их называют хозяйствующими субъектами).
Отдельное лицо (индивид), группа людей, множество лиц могут быть экономическим агентом. К субъектам экономики относят как потребителей, так и производителей экономических благ. К ним также относят тех, кто считает своей целью достижение общего благосостояния и организует работу хозяйства таким образом, чтобы достигнуть этой цели как можно быстрее и эффективнее.
Домохозяйство – это единица хозяйства, состоящая из одного индивида или более, которые объединены одним бюджетом и местом жительства. Домохозяйство обеспечивает экономику ресурсами и использует полученные за них средства для покупки товаров или услуг, которые могут удовлетворить потребности человека. Понятие домохозяйства является объединяющим для всех потребителей, работников найма, владельцев факторов производства и т.д.
Характерные черты домохозяйства:
- совместное проживание и обустройство быта;
- совместное ведение хозяйства;
- владение определёнными ресурсами;
- самостоятельность в принятии хозяйственных решений;
- стремление к максимальному удовлетворению потребностей.
Основными функциями домашнего хозяйства являются:
1) получение доходов от продажи факторов производства и от имущества;
2) ведение домашнего хозяйства (работа в подсобном сельском хозяйстве, покупка предметов потребления и услуг, домашнее приготовление пищи и других продуктов, потребление материальных и духовных благ);
3) “внешние” экономические связи (уплата налогов государству, получение трансфертных платежей, экономические связи с заграницей, включая получение различных денежных переводов, посылок и т. п.).
Фирмы – это коммерческие организации, основная цель которых создание и производство продукции, оказание услуг и реализация работ. Фирмы самостоятельно принимают решение о производстве той или иной продукции (товары или услуги) для дальнейшей продажи на базе собственных имеющихся во владении фирмы ресурсов и/или ресурсов, приобретенных на рынке факторов производства. Результат деятельности фирмы – удовлетворение потребностей людей и получение прибыли.
Основные функции фирмы:
- Является одним из основных потребителей факторов производства;
- Организатор производства продукции, следующий шаг которого – реализация;
- Является инвестором.
Рыночная экономика работает на основе конкуренции. Рыночный механизм, к сожалению, не решает всех возникающих вопросов и проблем рыночного хозяйства. Существует достаточное количество социально-экономических вопросов неподвластных рынку. Именно этими вопросами занимается следующий экономический агент рыночной экономики – государство.
Государство на рынке потребителя представлено учреждениями правительства, которые в целях удовлетворения общественных потребностей, реализовывают юридическую и политическую власть. Государство – субъект рынка, распоряжения которого обязательны для всех других.
В условиях рыночной экономики государство осуществляет основную регулирующую функцию, которая является комплексной и состоит из нескольких подфункций, таких как:
1.Правовое регулирование. Задача правового регулирования – разработать законы, которые нормализуют работу рыночных структур предпринимательства, обеспечат защиту потребительских прав и общественных интересов, сделают возможным равноправие рыночных субъектов и т.д.
Особенное значение в системе общих регулирующих норм придается антимонопольному законодательству и дефляционной (против инфляции) политике.
2.Финансовое регулирование. Основными финансовыми регуляторами считаются налоги, дотации, инвестиции, цены на продукцию предприятий (в особенности предприятий – монополистов);
3.Государственное предпринимательство. В особенно крупных научных и технических программах, таких как космос, энергетика и т.д., государство выступает субъектом рынка;
4.Социальное регулирование. Государство определяет уровень минимальной заработной платы, учреждает систему обеспечения занятости населения, индексирует фиксированные доходы (пенсии, социальные выплаты), выплачивает социальные пособия;
5.Содействие средствам массовой информации.
Для выполнения своей основной регулирующей функции государство взимает фиксированные денежные средства с фирм и домохозяйств в виде налогов. Они занимают исключительное место в государственном регулировании.
Объектами налогообложения являются прибыль, имущество, реализация продукции, добавленная стоимость, земля, транспорт, фонд оплаты труда, дороги.
Государственные функции (кроме основной регулирующей) подразделяются на два направления:
— помощь и поддержка функционирования механизма рынка;
— преобразование рыночной системы в соответствии с условиями развития.
Функции государства по поддержанию рыночного механизма выражаются в следующем: разработка и поддержание правовой базы экономики (защита прав собственности, налогообложения, предпринимательства и т.д.) и протекция конкуренции (антимонопольная деятельность, защита потребительских прав).
Государственные функции по преобразованию рыночной системы в соответствии с условиями развития рыночного механизма состоят из:
а) перераспределительной политики. Перераспределение доходов осуществляется через трансфертные платежи и пересмотр цен.
Регулируя распределение ресурсов через систему налогов, государство содействует развитию общественных благ (строительству больниц, школ), защите экологии, трансформируя затраты на работу с последствиями загрязнения окружающей среды во внутренние издержки предприятий;
б) макроэкономического регулирования экономики, целью которого является стабилизация рыночной экономики. Государство при помощи бюджетных и кредитных средств контролирует уровень инфляции, занятости населения. Также важная цель государства – стимулировать рост экономики страны;
в) проведения внешнеэкономической политики на максимально эффективном уровне.
Государство являясь сознательным субъектом рыночной экономики должно исполнять свои функции максимально осторожно, следя за тем, чтобы в механизме рынка не случалось сбоев. Государство обязано неустанно осуществлять контроль за результатами своего регулирования и вовремя принимать меры для ликвидирования негативных последствий. Как итог, государственное вмешательство не должно переходить границы, угрожающие нарушению работы рыночного механизма.