Экономическая сущность оплаты труда и ее нормативное регулирование

В настоящее время среди отечественных ученых нет единого подхода к определению категории «оплата плата». В первую очередь это связано с широким спектром информации, которая включает в себя это понятие.

По определению А.И. Рофе, «оплата труда» в условиях рыночной экономики — это плата за труд, а ее величина — есть цена труда, определяемая на рынке труда в результате взаимодействия спроса на конкретные виды труда и его предложения. Иначе, оплата плата — это цена товара «рабочая сила», выступающая на поверхности трудовых отношений как плата за труд. [30, с. 381].

Цена рабочей силы представляет собой денежное выражение ее стоимости. Но цена и стоимость товара «рабочая сила» могут и не совпадать. Это зависит от качества рабочей силы и конъюнктуры рынка труда. Такой подход поддерживается сегодня большинством авторов. [19,с.47]

Г.Э. Слезингер отмечает, что в рыночных условиях оплата труда – это не часть национального дохода, выделяемая государством для оплаты труда, а часть дохода предпринимателя (как собственника средств производства и работодателя), расходуемая им для оплаты труда наемных работников в соответствии с условиями найма (трудовым договором) и результатами труда. Следовательно, оплата труда — это обязанность работодателя по выплате наемному работнику заработанных им средств за выполнение работы (или оказание услуги) в соответствии с условиями трудового договора». [32,с.48]

Известный российский экономист, разработчик бестарифных моделей оплаты труда Н. Волгин ставит вопрос следующим образом: оплата труда – это цена труда или рабочей силы? Для ответа на этот вопрос автор предлагает использовать воспроизводственный подход, который применительно к рабочей силе включает четыре фазы:

формирование;

распределение;

обмен;

использование.

Процесс формирования рабочей силы (способности к труду) начинается со школы, продолжается в вузе, на рабочем месте, на стажировках, в институте повышения квалификации и т.д. Анализируя содержание каждой фазы воспроизводства, Н. Волгин уточняет, что процесс труда имеет место только в четвертой фазе воспроизводства рабочей силы – фазе ее использования.[37,с.36]

На основании вышесказанного можно сделать следующий вывод, который говорит о том, что в случае включения в оплату труда понятия как цена труда, становится необходимым включение в ее структуру только те затраты, которые были израсходованы только в процессе рабочей деятельности.

При утверждении, что заработная плата является ценой рабочей силы, то в ее стоимость должно включаться издержки по всем четырем фазам.

Свою лепту в понятие заработной платы внес Н.А. Волгин, который в своих трудах рассматривал ее как форму цены рабочей силы – это основная часть фонда жизненных средств работников, распределяемая между ними в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным вкладом и зависящая от конечных результатов работы предприятия» [18,с.27]

Свою лепту в понятие заработная плата внес и Трудовой Кодекс Р.Ф., который четко сформулировал определение и закрепил его в правовой сфере.

Так статья 129 ТК РФ регламентирует следующее определение заработной платы. « Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)» [1,с.4].

Анализируя предлагаемые определения заработной платы необходимо отметить их существенные отличия, но так же все они склоняются к тому, что заработная плата выступает мерой вознаграждения за труд работника предприятия.

Экономическая наука определяет две наиболее важных теории формулировки сущности оплаты труда:

заработная плата является ценой труда. Под влиянием в большей степени спроса и предложения, а также других рыночных факторов образовывается ее размер и динамика;

заработная плата является денежным представлением ценности товара «рабочая сила» или «превращенная форма стоимости товара рабочая сила».

Рыночные факторы, такие как спрос и предложение и в тоже время условия производства устанавливают ее величину. Также под влиянием данных рыночных факторов происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы. [28, с. 145].

Трудовые отношения в России в настоящее время регулируют ряд важнейших законов:

– Конституция Р.Ф. Именно в ней прописано, что каждый гражданин Р.Ф имеет право на труд. Данное право реализуется через защиту прав работника. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право трудится в соответствии со своим желанием и выбранной профессией. Так же Конституция закрепляет право на получение вознаграждения за свой труд. Каждый работник имеет право на получение той работы, которая соответствует его квалификации и уровню знаний;

– Гражданский Кодекс Р.Ф. Определяет основные аспекты трудовой деятельности в Российской Федерации. К ним относятся режим труда и отдыха, право на отпуск, право на выходной. Защиту здоровья и технику безопасности;

Так же закреплено право на получение выплат по причине нетрудоспособности и пенсионного возраста;

– Трудовой кодекс Р.Ф. Содержит нормы государственного регулирования отношений, связанных с трудом работников и его оплатой, устанавливает основные принципы и системы государственных гарантий по оплате труда работников. Основные положения, регулирующие процедуру оплаты труда, изложены в главе 21 Трудового кодекса РФ. В статьях 136, 153-158 изложен порядок выплаты заработной платы работников, устанавливаются места и сроки ее выдачи, а также условия и порядок применения различных систем оплаты труда, принципы оплаты труда граждан, работающих в особых условиях, в том числе, в ночное время, в выходные и праздничные дни, посменно, сверхурочно и при внедрении новых производств. В трудовом кодексе закреплены нормы документального оформления работника предприятия. Так при приеме на работу с работником джолжен быть заключен трудовой договор. Работодатель обязан вести военный, налоговый и бухгалтерский учет. А все необходимые записи делать в трудовой книжке работника и в его лицевых счетах. Регламентация учета труда находится под строжайшим надзором государства.

– Одним из важнейших нормативных актов, регулирующих оплату труда в 2017 году,  является федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с изменениями, которые были подписаны 20.12.2016 года и законы субъектов Федерации, устанавливающие в регионах дифференцированные значения МРОТ, зависящие от местных экономических реалий. [32, с.582]. Данные закон лежит в основе формирования тарифной сетки, которая лежит в основе всех действующих систем оплаты труда. По Российскому законодательству работодатель не может выплачивать вознаграждение за труд менее назначенного государственного МРОТ. Это обеспечивает необходимый уровень поддержки работников

Условия и порядок оплаты труда, действующая на предприятии система премирования должны быть закреплены локальными нормативными актами работодателя, при этом локальные нормы не должны ухудшать положение работников по сравнению с теми, что гарантированы трудовым законодательством. К основным требованиям оплаты труда относится установленный законом минимальный уровень – МРОТ.

С января по 1 июля 2017 года МРОТ, установленный на федеральном уровне, равен 7500 рублей, с 1 июля 2017 года он увеличится до 7800 рублей. Кроме того, с 3 октября 2016 года  действуют новые положения статьи 136 ТК РФ, в соответствии с которыми оплачивать труд работников работодатель должен не реже, чем два раза в месяц, при этом аванс за текущий месяц должен быть выдан с 16 по 30 (31)  число, а окончательный расчет должен быть произведен  с 1 по 15 число в следующем месяце.  При этом между датой аванса и датой выдачи заработной платы должно быть полмесяца. Даты выдачи заработной платы должны быть оговорены коллективным или трудовым договором, иным нормативным актом, регулирующим оплату труда в организации.[20,с.39]

В отличие от учреждений государственного или муниципального подчинения, в которых вопросы оплаты труда в 2017 году останутся строго регламентированными, работодатели, не имеющего смешанного или бюджетного финансирования, имеют полное право самостоятельно разработать и закрепить на локальном уровне принципы оплаты труда своих сотрудников.

При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника. Основные локальные нормативные акты, применяемые в организациях.

К самым распространенным видам нарушений, связанных с оплатой труда, относятся:

несоблюдение установленных законом и локальными нормативными актами сроков выплаты заработной платы, отпускных, компенсаций и денежных сумм, начисленных работникам при увольнении;

однократная ежемесячная выплата заработной платы;

оформление расчетных листов без использования единой типовой формы;

ненадлежащее оформление и несвоевременная оплата сверхурочной и дополнительной работы.

Поскольку гарантии работникам на своевременную и адекватную оплату труда предоставлены на государственном уровне, надзорные органы строго следят за тем, чтобы данные гарантии работодателями соблюдались в полном объеме.[25,с.59]

В соответствии со статьей 5.27 КоАП, с 3 октября 2016 года увеличены штрафы за задержку выплаты заработной платы.

В случае, если проверкой будет обнаружено, что уровень оплаты труда работника в 2017 году ниже установленного МРОТ, организация будет вынуждена выплатить штраф от 30000 до 50000 руб. За задержку заработной платы работодатель должен выплатить работнику компенсацию, при этом размер процентов составляет 1/150 от ключевой ставки Центрального Банка РФ.

Таким образом, оплата труда является главным действующим фактором стимулирования работника к труду. Оплата труда в Российской федерации закреплена рядом нормативных документов на Федеральном и местных уровнях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *