Единые критерии оценки национальных и международных институтов управления государственными закупками

Функционирование системы государственных закупок в различных государствах осуществляется в строгом соответствии с законодательством, регулирующим экономические отношения между субъектами современного рынка.

Основным документом, который регламентирует главные параметры всей закупочной деятельности в мире, является Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг», принятый в 1994году на 27-й сессии Комиссии ООН по праву международной торговли. Основными целями данного типового закона является прежде всего обеспечение справедливой конкуренции между поставщиками товаров и услуг и достижения максимального уровня объективной оценки и открытости про проведении закупок.

Кроме вышеуказанного нормативного акта существует многостороннее Соглашение по правительственным закупкам (Agreementon Government Procurement), которое является одним из элементов Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) и заключается странами в рамках участия во Всемирной торговой организации (ВТО).

Основными целями данного Соглашения является максимальное содействие развитию международной торговли, осуществляемой на основе принципов справедливой конкуренции, строгий запрет на дискриминацию иностранных участников торговли, полное соблюдение прозрачности принятого и разрабатываемого законодательства и реализуемых процедур закупок. Подписание данного Соглашения будет способствовать усилению открытости национальных рынков госзакупок за счет гарантии иностранным поставщикам, из стран участниц соглашения, абсолютно равных с национальными поставщиками прав и условий участия.

Исходя из вышеназванных основополагающих документов, в каждой из стран построена своя законодательная база по закупочной деятельности. Так, основой законодательства США является свобода конкуренции, осуществляемой на добросовестной основе, данное правило распространяется на сферу государственного строительства. Исходя из данных основополагающих правил законы и прочая нормативно-правовая база, регулирующая осуществление процедуры проведения конкурсов, нацелена прежде всего на соблюдение равных прав и возможностей всех участников конкурсных торгов, а также недопущению монополизации рынка.

Закупки в США проводятся на основании Свода правил государственных закупок (FederalAcquisitionRegulation, FAR1),который был разработан еще в 1984 году и описывает от начала до конца весь процесс проведения закупок, все его последовательные этапы, начиная от прогнозирования и планирования и заканчивая описанием видов деятельности по управлению заключенными государственными контрактами вплоть до их полной реализации. Целью FAR является последовательное выполнение всеми субъектами, проводящими закупки для государственных нужд, требований единой закупочной политики и соблюдение ее правил.

В настоящее время во всех странах Евросоюза осуществление государственных закупок и процедура размещения государственных заказов регламентируется тремя уровнями законодательства (международным, Евросоюза, национальным) в зависимости от объемов и других различных условий выполнения заказа. В международном законодательстве основополагающим документом в данном случае является упомянутое Соглашение о правительственных закупках ВТО. Что касается стран Евросоюза, то закупки в них по прежнему осуществляются согласно их национальному законодательству органами их государственного управления. Но в данном случае во внимание принимаются не только правило закупок, принятые к каждой конкретной стране, но и нормативно-правовые документы и рекомендации всего Евросоюза, описанные выше.

Наконец, к услугам методом исключения относят любой предмет закупок помимо товаров и работ.

Основные принципы, разработанные на основе обзора международных стандартов в области закупок, проведенного ЕБРР, отражают стандарты, признанные в качестве примеров передовой практики в области разработки эффективных правовых режимов регулирования закупок. В силу того, что динамика власти в процессе осуществления государственных закупок является заведомо не одинаковой, в «Основные принципы» были включены такие показатели, как регулирующие и правоприменительные органы, единообразие, последовательность и подотчетность. 10 первоначальных основных принципов были трансформированы в 11 ключевых показателей или критериев.

При подсчете предполагалось, что все ключевые и специальные показатели оказывают влияние на эффективность закупочного процесса в равной степени.

Очень высокий уровень соответствия : Выше 91 % Высокий уровень соответствия : 76%-90% Средний уровень соответствия:

60%-75% Низкий уровень соответствия:

50%-59% Очень низкий уровень соответствия:

Ниже 50 % Существующая законодательная база в значительной степени учитывает рекомендованные инструменты эффективности госзакупок Существующая законодательная база содержит некоторые положения в соответсвии с рекомендованными инструментами эффективности госзакупок Законодательная база содержит положения, которые могут не соответствовать критериям Законодательная база содержит положения, которые не соответствуют международным инструментам эффективности госзакупок

Эти принципы легли в основу законодательства во многих странах и закреплены рядом международных документов, в частности многосторонним соглашением о государственных закупках в рамках Всемирной торговой организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *