Дизайн-завод «Флакон» как пример арт-кластера

В своем эссе мы решили в качестве примера взять дизайн-завод «Флакон» и рассмотреть специфику его функционирования.

«Сравнительно поздняя площадка, которая возникла года три назад, дизайн-завод «Флакон» на Дмитровке. Эта площадка очень хорошо, динамично развивается и уже стала известным местом в Москве. Когда-то здесь делали хрустальные флаконы для парфюмерной промышленности, и остались горы бутылочек, которые здесь бережно хранят, видят в них большую имиджевую ценность. Создатели «Флакона» честно прошли путь от разрушенной фабрики до креативного кластера. Там остались очень интересные промышленные пространства с огромными залами, и они замечательно обыгрываются на «Флаконе»».

До 2009 года на месте рассматриваемого арт-кластера располагался завод Хрустальный им. Калинина. Его территория достигала 21 000 м2. С 2009 года это пространство немного увеличилось и стало наполняться офисными помещениями. «Дизайн-завод «флакон» – первый в Москве творческий кластер, направленный на развитие самого широкого круга проектов в области актуальных форм творчества, образования и гражданских активностей». Он объединяет людей с креативным образом мышления и дает им площадку для самовыражения. В настоящее время на территории «Флакона» функционируют торговые площадки, офисные лофты, точки с общественным питанием и развлечениями. Одной из особенностей такого типа пространств является то, что площадки на его территории могут быть моделированы, по усмотрению владельца площадки, под разные форматы: лофты, студии, мастерские, офисы, шоу-румы, галереи и так далее.

Несмотря на то, что на территории творческого кластера дизайн-завода «Флакона» находится большое количество магазинов и шоу-румов, дизайнерских и рекламных агентств, там также имеются места для отдыха: кафе, площадки, на которых проводятся концерты и вечеринки, салоны красоты, спортивные площадки, каток, функционирующий зимой, и бассейн, функционирующий в летнее время. «Дизайн-завод  «Флакон» стал мощной платформой для развития молодых проектов, самовыражения творческих личностей и реализации социокультурных инициатив». В связи с этой деятельностью арт-кластер обзавелся собственным девизом: «Творите, что хотите!». За пять лет существования «Флакон» возросла привлекательность района, в котором располагается кластер.

Для выявления особенностей управления таким творческим кластером, как дизайн-завод «Флакон» мы взяли интервью у выпускницы Московской школы социальных и экономических наук, которая работала в данном арт-кластере директором по связям с общественностью.

На сегодняшний день у дизайн-завода «Флакона» два владельца. Один из них является инвестором, а второй руководит арт-пространством и принимает решения по руководству.

Система аренды помещений на территории кластера имеет свои определённые требования. Взять в аренду помещения может не каждая организация. Её деятельность должна, так или иначе, быть связана с творчеством и направлена на совместное развитие территории. При этом это могут быть маленькие начинающие компании и неизвестные творческие организации и мастерские. Сдачей помещений в аренду занимается арендный отдел, который варьирует стоимостью аренды в зависимости от организации и расположения арендуемой площадки. Крупные коммерческие организации с неограниченным бюджетом, как правило, занимают помещения, охватывающие большую территорию и располагающиеся на переднем фронте кластера. Социально-культурные организации не имеют бюджета и потребности занимать большие и удобно расположенные площадки.

По словам интервьюируемого на дизайн-заводе «Флакон» культурно-массовые мероприятия проходят чаще, чем на территории других творческих кластеров. Для проведения некоторых мероприятий площадки берутся в кратковременную аренду. Многие мероприятия самостоятельно организовывает команда «Флакона». Такие мероприятия проводятся для привлечения спонсоров.

Как говорилось выше, девиз рассматриваемого кластера: «Творите, что хотите!», что позволяет владельцам помещений самостоятельно организовывать и проводить закрытые мероприятия. Согласовывать свои мероприятия владельцы должны с маркетинговым отделом только в том случае, если это – открытые мероприятия, нацеленные на внешнюю аудиторию и относящиеся к типу коммерческих мероприятий, конференций, пресс-мероприятий и прочих.

В основе управления творческим кластером не заложена классическая структура менеджмента. У дизайн-завода существует рабочая команда, состоящая из креативного директора, технического директора, руководителя отдела Интернет-маркетинга, коммерческого директора, event-продюсера, PR-менеджера, домового и дизайнера. Все члены этой команды выполняют очень важные функции для поддержания узнаваемости кластера и привлечения внимания к нему. Например, PR является незаменимым звеном в управлении любой организацией. «Большая ошибка не тратить усилия на рекламу и на пиар. Необходимо рассказывать о себе, это даёт результаты. Сейчас есть интернет, это не требует таких затрат как раньше. Самый подходящий канал общения со зрителем – интернет». Каждый из членов этой команды самостоятельно выполняет свои обязанности и отвечает за них. В этой системе управления не существует менеджеров разных уровней, выполняющих классические обязанности.

Для создания того или иного события на творческом кластере арт-менеджер проекта должен иметь представление актуальных культурных тенденций жизни города. Он должен иметь непосредственное отношение к творчеству и хорошо разбираться во всех его многообразиях. Все это позволит ему создать уникальное и оригинальное событие на своем пространстве, что заманит много людей и, возможно, привлечет будущих спонсоров.

Культурная жизнь города с каждым годом все больше развивается. Творчеством начинает занимается все большее количество людей. Для этого стали создаваться творческие пространства, которые предоставляют таким людям место, в котором они могут заниматься самовыражением. «Творческий кластер — это самый яркий пример перехода от индустриальной эры к интеллектуально-цифровой. Кластер не только дает духовное развитие людям, но и помогает зданиям, которые доживают свой век, обрести новую жизнь. Нельзя сказать, что это какая-то галерея, это, прежде всего, творческие люди, у которых нет места, чтобы реализовывать свой талант. А кластер за счет бывшего индустриального пространства дарит им возможность творить. Далее на этом месте возникает процесс взаимодействия творчества и экономики. Появляются новые продукты, новые нестандартные форматы, и это приносит району свои экономические выгоды». Благодаря арт-кластерам районы обретают привлекательный вид, что обеспечивает большой приток людей туда и способствует лучшему функционированию транспорта на этой территории.

На территории творческих кластеров существуют как коммерческие, так и некоммерческие организации. Они занимают площадки разных размеров и имеют возможность переформатировать свои помещения, исходя из своих предпочтений.

Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что на примере дизайн-завода «Флакон» мы подтвердили нашу гипотезу о том, что арт-менеджмент или менеджмент в сфере культуры отличается от менеджмента с его классической структурой. Как выяснилось в нашем исследовании, управление арт-кластером основано на отличных от стандартного менеджмента этапах. В первую очередь следует отметить, что люди, наполняющие творческое пространство, которые также одновременно являются арендаторами площадок, непосредственно связаны с творчеством. Люди, привыкшие творить, требуют к себе особый подход и не могут творить и уживаться в жестких условиях. Отсюда вытекает то, что люди, составляющие команду, находящуюся в основе кластера, должны также быть причастными к творческой жизни и иметь творческий подход к решению поставленных задач. Все это важно для создания гармонии и понимания между командой, находящейся в основе кластера, и независимыми творческими людьми, занимающимися творчеством на его территории. Команда кластера занимается выполнением разных функций: информационным обеспечением, организацией мероприятий, распределением пространства и креативным обустройством территории кластера. Иными словами, деятельность данной команды направлена на привлечение людей на свой арт-кластер. Во главе этой системы управления стоит владелец или несколько владельцев творческого пространства. Как правило, они принимают участие лишь в постановлении окончательных решений, связанных с деятельностью кластера.

Вся остальная система управления строится таким образом, что каждый арендатор следит за работой своей площадки. Вне зависимости от того, занимается он на территории кластера коммерческой деятельностью или творческой, он имеет право устанавливать там свои правила, вводить условия работы среди своей команды, если таковая имеется, и обустраивать свою площадку. Единственной его обязанностью является ежемесячная оплата аренды своего помещения. Каждый участок территории занимается своим творчеством и своим производством товаров или услуг. Их объединяет одна территория и общее дело – творчество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *