Дискурсивный анализ текста как путь к пониманию авторского замысла (концепт Родины у М.Цветаевой и М.Лермонтова)

Наиболее сложной из воспитательных задач является задача формирования понятия Родины и осознания многообразия реальных отношений каждого конкретного человека со своей родной землей. Чувство любви к Родине – состояние подвижное, неоднородное, нестабильное. Его спектр – от религиозного поклонения до критических оценок. Поэтому целесообразным видится знакомство с литературными произведениями, несущими разный эмоциональный и мировоззренческий опыт в этой теме.

Мы выбрали для сопоставления два стихотворения школьной программы, посвященных теме родины — М. Лермонтов «Родина» и М.Цветаева «Тоска по родине…». Выбор именно этих текстов диктуется общей линией подготовки к выпускным экзаменам и имеет общие обоснования:

1) оба текста хорошо знакомы учащимся, к обоим авторам дети относятся заинтересованно, неравнодушно;

2) авторы при всем их отличии имеют общие черты:

— обостренное чувство одиночества, непонятости,

— резкое неприятие несовершенства окружающего мира,

— особое осознание своего поэтического места в литературе и в этом смысле своей исключительности;

3)Два текста обеспечивают дискурсивную временную связь русской поэзии 1-ой половины 19 – 1-ой половины 20вв.

3) тексты обоих авторов сочетают в себе эмоциональность содержания и рациональность воплощения (структурную ясность и определенность). Это дает учителю возможность, с одной стороны, осваивая предметную, литературоведческую сторону, использовать творческие и аналитические формы работы с текстами, а с другой, — решая воспитательные задачи, говорить о разнице психоэмоциональных состояний лирических героев, искать ее причины в ценностных и мировоззренческих установках, которые приводят к разному переживанию феномена понятия Родины.

Решать данную задачу мы будем средствами дискурса (дискурсивного анализа), введением понятия «концепт», а также через систему вопросов проблемного, эвристического и поискового характера.

(Концепт) Этот термин довольно сложен и не имеет четко установленного определения в современной науке, хотя очень активно используется в литературоведении, лингвистике, семиотике, философии.

4) в предметной литературоведческой области данные художественные произведения позволяют познакомить учащихся с понятием концепта, поскольку у обоих авторов в анализируемых стихотворениях образ родины предстает как набор сущностных (инвариантных) характеристик и признаков, составляющих и выражающих «содержание какое-либо понятия». В данных текстах концепт родины строится разными средствами, что и дает возможность знакомства как с самой категорией концепта, так и способами ее художественного построения.

Введение понятия концепта позволяет структурировать в процессе анализа как сам художественный текст, так и сделать более осознанным (глубоким и осмысленным) собственное понимание произведения. Выделить в нем не только иерархические уровни, но и раскрыть содержание этих уровней, тем самым показывая (обнаруживая) средства, которыми пользуется автор, общаясь с читателем (специфику языка, которым автор разговаривает с читателем, способы общения автора с читателем). Кроме того, введение концепта при изучении именно данных произведений позволяет представить центральное понятие родины как комплекс конкретных смысловых элементов и помогает отделить понятие (образ) родины и авторское отношение к нему.

Теперь остановимся на приемах анализа этих стихотворений. Они опираются на тезисы о соотношении понятий «анализ» и «интерпретация» М. Гаспарова. Анализ возможен, «когда смысл текста нам ясен (то есть поддается пересказу…) …При анализе понимание движется от целого к частям,…». Интерпретация, по М. Гаспарову, является толкованием и необходима «тогда, когда общее понимание текста …не получается, то есть приходится предполагать, что слова в нем имеют не только буквальное, словарное значение, но и еще какое-то». При интерпретации понимание движется от частей к целому.

  1. Прием расплетения текста на смысловые нити-цепочки, по которым выявляются лексические группы. Это самый простой и начальный прием, позволяющий прояснить содержание любого текста. М.Гаспаров относит его к «самым механическим подходам анализа – от чтения по частям речи». Этот прием дает возможность увидеть, какими словами изъясняется автор, т.к. «освобождает» употребленные слова от сильнейших связей поэтического ритма. В работе с этим приемом выявляются повторы (которые вскрывают либо композиционные особенности произведения, либо акценты, которые осознанно или неосознанно ставит автор), организуются тематические группы слов, а значит, обнаруживаются микротемы текста, спрятанные в общем потоке поэтических образов, становятся очевидными ключевые смысловые точки.

Реализуем прием расплетения текста стихотворения М.Цветаевой от смысловых вопросов «что есть тоска?», «что есть родина?» и «действительно ли, тоска по родине – это давно разоблаченная морока?». Дети на доске и в тетрадях в несколько столбиков выписывают слова и образы, которые, по их мнению, выражают состояние тоски и определяют понятие родины. В процессе работы обнаруживаются повторы и синонимические ряды.

Для М.Цветаевой расплетенные звенья складываются как минимум в пять блоков. Всем классом пытаемся дать им определения. Это очень важный этап поскольку в процессе формулирования начинает раскрывается содержание художественного мира стихотворения:

— обилие «я», «мне», «меня», «в себя» — собственной персоны лирической героини – 14 раз в различных вариантах («Себя», «единоличье чувств»);

— негативные установки и оценки окружающего мира:

а) декларативное «мне все равно», «мне все едино» — употреблено 11 раз

б) обрисовка конфликта лирического героя и того, что вокруг него через образы – «совершенно одинокой быть», «дом,.., как госпиталь или казарма», «ощетиниваться пленным львом», «из какой людской среды быть вытесненной», «не ужиться», «унижаться», «непонимаемой быть встречным», «доильцем сплетен»);

— представление «мне все обязаны» («дом, не знающий, что мой», «так край меня не уберег», и это при том, что сама лирическая героиня определяет себя как ту, на которой «родимого пятна не сыщешь», которой «всего равнее — /Роднее бывшее – всего»;)

— ощущение полной потерянности и неприкаянности как в внутри себя, так и в окружающем мире природы и людей («камчатским медведем без льдины», «бревно, оставшееся от аллеи», «всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст»);

— и, наконец, слова, обозначающие родину («дом – родной язык – родимое пятно (меты) – край – дом – храм»)

Полученный результат вызывает у школьников крайнее удивление: практически никто не успел расслышать и осознать в потоке стихотворной речи эмоциональный накал и силу конфликта, заложенную в произведении.

Применение же этого приема к стихотворению Лермонтова дало совершенно противоположные результаты. Учащиеся увидели повторы только слов «люблю». Слова же, описывающие родину, практически не повторяются. Сгруппировать их по тематическим группам сложно — пейзаж, природа. Но даже цвета, описывающие природу, не повторяются и не группируются.

Таким образом, этот прием показал, с одной стороны, общее чрезвычайно личное отношение к родине обоих авторов, а с другой — принципиальные, глубинные различия как в эмоциональном состоянии лирических героев, так и в организации письма двух стихотворений.

Подход М.Гаспарова «чтение от частей речи» мы заменили чтением «от содержания», поэтому прием «расплетения текста» выступил как прием, способствующий концептуальному осмыслению содержания анализируемых стихотворений.

  1. Прием перекомпоновки текста как высказывания. Применительно к нашим стихотворениям мы комбинируем существующие у М. Гаспарова противопоставлено анализ и интерпретацию, а точнее заключительный этап аналитического понимания текста, стремящегося к пересказу, и начального этапа интепретации, как собственного толкования. А также используем как технический элемент работы подход М.Гаспарова к анализу текста – «от медленного чтения: я медленно читаю стихотворение, останавливаюсь после каждой строки, строфы или фразы и стараюсь понять, что нового внесла эта фраза в мое понимание и как перестроила старое».

Суть приема состоит в том, чтобы представить тексты стихотворений в виде прозаических текстов с обоснованным, на взгляд учеников, абзацным членением.

Данный прием позволяет сделать для современного неискушенного читателя более очевидным развитие авторской мысли, поскольку создает аналогию с более привычным процессом прозаического рассуждения-пересказа. Одновременно он показывает границы, отделяющие ключевые смысловые точки, что проясняет композицию произведения (этап анализа). Кроме того, в этой работе проявляются первые различия и особенности в восприятии и понимании текста школьниками (начало интерпретации), возникают споры, обмен мнениями, взаимный интерес, удивление и… диалог на литературную тему.

В этой работе дети столкнулись с тем, что понимание разных текстов требует разного подхода к ним. Лермонтовский текст сам подсказывал движение мысли лирического героя. Однако, чтобы обнаружить подсказки, нужно было применить исследовательские навыки: обратить внимание на разностопность ямбов и задаться вопросом, почему меняется ритм, а затем проверить наличие связи между сменой ритма и смысловым содержанием стихотворения. Так, у Лермонтова через объяснение смены разностопных ямбов выявляется «абзацное членение» и принципы создания концепта родины.

Цветаевский текст потребовал совсем иных действий. Объединять строфы по смыслу и формировать абзацы с целью понять сюжетное развитие, развитие образов и мысли автора школьникам пришлось, полагаясь на внутренние ощущения и собственное понимание. Разумеется, полученные результаты сильно различались.

Приемы «расплетения» и «перекомпоновки» текста помогли учащимся разобраться в первичном смысловом содержании и организации двух произведений и подготовили к знакомству с довольно сложным литературоведческим понятием концепта.

Рассмотрение концептов в 2-х стихотворениях…Предлагаем учителю прокомментировать следующие мысли:

  1. У М.Цветаевой содержание понятия «родина» складывается из обезличенных вневременных категорий «дом – родной язык – родимое пятно (меты) – край – дом – храм» (своего рода рубрики для заполнения анкеты). Они могут быть отнесены к любому человеку, живущему в любое время в любой стране, и одновременно это признаки, которые нельзя выбрать, то, что дано априори. Возможно, именно эта данность кажется свободному, независимому, бунтарскому духу поэта слишком стесняющей. В этой связи примечательно, что Цветаева подчеркивает: «Все признаки с меня, все меты, //Все даты – как рукой сняло: //Душа, родившаяся — где-то», — и нигде не называет Россию.

Вообще в содержательном составе концепта родины Цветаевой особого внимания требует образ «меты», «родимого пятна». Он связан с мифологическим переживанием родовой принадлежности и характерен для фольклорных произведений (эпоса, сказок, легенд), в которых выступает фундаментальным признаком, обнаружение которого ведет либо к свадьбе (сказка «Приметы царевны»), либо к смерти (былина «Илья Муромец и сын»). С этой точки зрения, позиция лирической героини, звучит, с одной стороны, как отречение, а с другой – как выход за пределы мира земной реальности (стираются признаки принадлежности («меты»), времени

(«даты», «А я – до всякого столетья!») и тела («Вдоль всей души, всей — поперек! // Родимого пятна не сыщет!» и опять-таки «Душа, родившаяся — где-то», не тело — курсив и выделения И.М.))

Таким образом, концепт родины предстает у Цветаевой предельно универсальным, обобщенным до состояния мифологемы.

  1. У М.Лермонтова – концепт родины имеет два аспекта. Первый представляет содержание понятия родины как соединение идеологических и социальных атрибутов: «слава, купленная кровью», сила природы («полный гордого доверия покой»), значимые исторические события («темной старины заветные преданья»), т.е. он выстроен в категории долженствования («за что нужно любить») и одновременно показывает неприятие этого долженствования лирическим героем («не шевелят во мне отрадного мечтанья»). В этой связи интересно, что Лермонтов и Цветаева, хотя в совершенно разных плоскостях и по-разному, но оба как лирические герои не принимают (эмоциональное сопротивление) внешнюю данность, официальную обязательность, связанную с понятием любви-принадлежности к Родине. Второй аспект концепта родины, являясь оппозицией первому, складывается из эмоционально окрашенных зрительных образов, которые воплощают национально русские картины, предельно узнаваемые для русского человека и все еще сохраняющиеся в современной жизни российской (русской) провинции:

— холмы, желтые нивы

— чета белеющих берез

— полное гумно,

— окно с резными ставнями,

— изба, покрытая соломой,

— росистый вечер,

— праздник с топаньем и свистом,

— говор пьяных мужичков.

Таким образом, эти два стихотворения открывают перед нами три способа художественного выражения понятия родины – обощенно-мифологический, социально-патриотический и эмоционально-зрительный, опирающийся на живой жизненный опыт.

  1. Прием обнаружения противоречий и через них выход на проблемные ситуации воспитательного характера. Как правило, при внимательном чтении эту форму работы не приходится специально организовывать: дети сами находят то, что кажется им противоречивым, и задают вопросы. Так у Лермонтова, особенно в связи со стихотворением «Прощай, немытая Россия…», под сомнение ставится само понятие любви. Учащиеся спрашивают, как можно любить родину и одновременно написать «Прощай, немытая Россия». Более всего современные школьники в этой связи ссылаются на эпитет, который кажется им оскорбительным. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что над читательским восприятием учащихся довлеет штамп «образцовости и непротиворечивости» художественного текста. Они воспринимают ее либо как формально-моралистическую, либо как некий идеал, давно утративший всякую связь с реальной жизнью. В этом случае радует живое чувство раздражения, звучащему в вопросе: «Так Лермонтов все-таки любит или не любит Родину?!». В этот момент разрушается стена читательского штампа и стена времени и лермонтовские чувства и мысли воспринимаются как настоящие, живые (здесь и сейчас), и современный школьник искренне хочет в них разобраться, понять. А для этого ему нужен собственный опыт отношения к родине. И он задумывается, за что любить родину? Почему Лермонтов не любит того, за что принято любить отчизну? А что именно любит? Почему называет эту любовь «странной»? Почему эту любовь рассудок должен победить и не побеждает? Значит, это любовь вопреки? Тогда вопреки чему? Отвечая на эти вопросы и проясняя свое личное отношение к родине, ученик обнаруживает в теме любви к родине противоречия разума и чувств, официального и личного и, возможно, находит аналогии этих противоречий в себе.

Кроме того, некоторые школьники начинают видеть более сложные противопоставления текста. Например, в чем разница смыслов описания покоя: «полный гордого доверия покой» из «первого абзаца» и описание природы «второго абзаца («но я люблю, за что, не знаю сам, ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям»).

Противоречия в стихотворении Цветаевой проявляются в двух планах. Во-первых, возникает аналогичный лермонтовскому тексту вопрос: «Тоска по родине – это, действительно, морока, или же героиня все-таки тоскует вдали от родной земли?». Во-вторых, очевидно конфликтное противоречие между лирической героиней и окружающим миром, которое ничем не мотивировано, не объяснено и никак не разрешается.

Данный вид работы одновременно углубляет понимание как самого произведения, так и собственно личного отношения к нему ученика-читателя. Кроме того, он имеет важное методологическое значение, поскольку учит видеть противоречия и работать с ними. Как показывает школьная практика, дети обычно бывают не готовы к обнаружению противоречий. Они приводят их в замешательство, вызывают негативную реакцию и, как следствие, остановку познавательной деятельности).

  1. Прием определения тезиса в стихотворениях М.Цветаевой и М.Лермонтова выводит учителя на дискурсивный анализ. Его предметом становятся авторские мотивации, лежащие за пределами высказываемого в самом художественном произведении (тот самый вопрос, почему автор говорит так, а не иначе), а также высказывания самих учащихся, которые проясняют свое видение текста и стараются его аргументировать.

Определение «странности» лермонтовской любви на основании противопоставления ее официально-идеологическим аргументам, которые «не шевелят в душе отрадного мечтанья» (за что обычно «нужно» любить родину — за красоту природы, великую историю, воинские подвиги) приводит к почти однозначному пониманию хода авторских мыслей. Поэтому особых разночтений в определении тезиса не возникает. Проделанная работа завершается единодушным выводом, что тезис стихотворения Лермонтова – первые два стиха («Люблю отчизну я, но странною любовью// Ее не победит рассудок мой…». Вопрос возникает о выводе. Ученики часто спрашивают, почему открыта концовка («Почему стихотворение как бы ничем не заканчивается, нет заключения?» – спрашивают дети).

Определение тезиса в стихотворении Цветаевой вызывает дискуссию: часть класса считает, что первые стихи («тоска по родине – давно разоблаченная морока») другая часть – что последние («всяк дом мне чужд…, но если на дороге – куст // Встает, особенно – рябина…»). Это связано с отражением понимания и интерпретации учащимися развития авторской мысли в стихотворении, т.е. с работой условного деления на абзацы, а также с тем, как они поняли исходную установку авторской позиции: стихотворение написано, чтобы избавиться от тоски путем отторжения всего, что может быть связано с понятием родины; или же стихотворение писалось ради признания, что вопреки всему, героиня по родине тоскует. Нашлись ученики, предложившие считать первое и последнее двустишия одним тезисом, композиционно окольцовывающим все стихотворение, и выражающим противоречивое состояние героини.

На этом этапе анализа школьники обнаруживают, что поэты могут быть непоследовательными, но закономерными, а сами произведения двойственными и противоречивыми, что и рождает разницу в понимании и интерпретации.

Разумеется, перед нами два совершенно разных стихотворения по своей интенции и эмоционально-оценочному наполнению. У М.Цветаевой – это отрицание не только родины, но даже тоски по ней, которое сочетается с невосполнимым одиночеством рябины. Здесь важно отметить, что «рябина» — не только сквозной цветаевский образ, как принято считать. В данном стихотворении он в большей степени выступает в своем первозданном фольклорном значении, поскольку

— имеется фольклорная прорисовка сюжетной линии: лирическая героиня оказывается на дороге, упоминается враждебно настроенный встречный, имеются косвенные указания на выход за пределы человеческого пространства (млечный) и времени («я – до всякого столетья») и возвращение на дорогу, где появляется куст рябины – словом, сюжетная линии содержит элементы, которые входят в композиционную структуру волшебной сказки;

— концепт родины строится на мифологической подоплеке (см. выше);

— а в последних четырех строфах фольклорность образа рябины подготовлена на языковом лексическом уровне — поговорками «как рукой сняло», «вдоль…(и) поперек», «родимого пятна не сыщешь».

И невысказанный пафос стихотворения в том, что, отрицая в себе принадлежность к родине и любовь к ней, человек обрекает себя не просто на одиночество, а на потерянность и безысходность своего земного существования («видно мне, рябине, век одной качаться»), что подтверждается образами камчатского медведя без льдины, бревна, оставшегося от аллеи, с которыми отождествляет себя героиня.

Не случайно по итогам прочтения и обсуждения этого произведения учащиеся высказывали мысль, что на протяжении всего текста героиня убегает от тоски, а в конце тоска внезапно настигает ее, появляясь на дороге странным кустом рябины, не деревом («Но если на дороге — куст // Встает, особенно рябина…» — «Это символический образ, — настаивали ребята, — Рябина так не растет») и на этом основании делали вывод о кольцевой композиции текста. Некоторые приходили к мысли, что все это стихотворение от первой строфы до последней представляет собой поэтапное описание тоски и настаивали на линейном строении текста. Кроме того, многие школьники сделали вывод, что при таком негативном отношении к миру лирическая героиня не может не быть одинокой («она словно борется со всеми вокруг», «так бывает, когда человек очень болен и злится, и ругается на всех из-за того, что ему трудно терпеть», «если она всех отталкивает, то как с ней дружить» — эти высказывания говорят, что героиню Цветаевой дети пытались понять, исходя из собственного жизненного опыта).

Относительно Лермонтова разночтений не возникло. Все согласились: М.Лермонтов – это любовь (семь раз «люблю» в тексте), приятие родины, («с отрадой многим незнакомой…», «смотреть до полночи готов»), растворение в ней, в ее широте и необъятной бесконечности («подобные морям»).

Это родное.

Стоит, однако, заметить, что в глубинной сущности Лермонтов знает (ему хорошо знакомо) эмоционально-психологическое состояние лирической героини Цветаевой в связи с концептом Родины. Оно представлено в стихотворениях «Прощай немытая Россия…», «Тучки». В последнем оно особенно очевидно. Лермонтов как бы со стороны рассматривает ситуацию лирической героини М. Цветаевой (поскольку не отождествляет себя с тучками) и, в сущности, высказывает ту же мысль относительно небесных вечных странников: если «Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, // И все — равно, и все — едино», то родины, действительно, нет и не может быть, а если «нет у вас родины», то «нет вам изгнания» и, следовательно, не может быть тоски (что подтверждает героиня Цветаевой — «Тоска по родине! Давно // Разоблаченная морока!»). Но зато вы получаете вечность и свободу («вечно холодные, вечно свободные» — Лермонтов о тучках, и «я – до всякого столетья», «Душа, родившаяся где-то» у Цветаевой). Так возникает перекличка (условный диалог) двух русских поэтов, стихотворения которых, на первый, взгляд кажутся совершенно противоположными.

Итоги:

Итак, в результате сопоставления при помощи дискурсивного анализа концепта родины в стихотворениях М.Лермонтова и М.Цветаевой учащиеся получили возможность в воспитательном плане

— расширить свойжизненный опыт, обнаружив закономерную связь психологических установок и эмоционального фона человеческой жизни, зависимость и влияние этих условий на отношение человека к окружающему миру, в том числе к родине;

— обрести начала внутреннего нравственного опыта – задуматься о личном определении своего отношения к Родине, возможно, для некоторых — осознать это отношение или провести аналогии с теми чувствами и мыслями, которые переживают лирические герои прочитанных стихотворений.

В плане предметного обучения школьники смогли познакомиться с новыми знаниями по теории литературы – понятием концепта и художественными способами его создания, а также с методологическими установками теории литературы — понятием того, что разные тексты требуют различных приемов понимания.

Кроме того, через практическое освоение предложенных учителем форм работы учащиеся в разной степени овладели некоторыми навыками самостоятельного выявления смыслов художественного текста, т.е. элементами дискурсивного анализа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *