ЧЕГО ЖДАТЬ АГРАРИЯМ ОТ НОВОГО ЗАКОНА О МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ?

Шаляпин Григорий Павлович
канд. юр. наук., доцент кафедры аквакультуры Дмитровского рыбохозяйственного технологического института (п. Рыбный, Московской области, Россия)
Shalyapin Gregory Pavlovich
Ph.D., associate professor of the Department of aquaculture Dmitrov fisheries technological Institute (v. Fishing, Moscow region, Russia)
E-mail: griha71@mail.ru
УДК 346.7
ЧЕГО ЖДАТЬ АГРАРИЯМ ОТ НОВОГО ЗАКОНА О МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ?
WHAT TO EXPECT FARMERS FROM THE NEW LAW ON LAND RECLAMATION?

Аннотация: В статье дается оценка законопроекта «О мелиорации земель», который подготовлен взамен действующему одноименному федеральному закону. По результатам проведенного анализа делается вывод о том, что проект вводит необоснованные ограничения и обязательства на аграриев. Во избежание негативных последствий в виде повышения стоимости услуг за водообеспечение, а в конечном итоге повешения себестоимости сельхозпродукции для граждан, предлагается доработать данный проект с учетом мнения заинтересованных организаций.
Abstract: The article provides an assessment of the draft law «On land reclamation», prepared by the same name to replace the current law. The results concluded that the project imposes unreasonable restrictions and obligations on farmers. In order to avoid negative consequences in the form of increased cost of services for water supply, and the eventual hanging of the cost of agricultural production for citizens, it is proposed to finalize the draft taking into account the views of interested organizations.
Ключевые слова: Федеральный закон, мелиорация, Минсельхоз России, аквакультура, рыбоводное хозяйство, сельское хозяйство, водоподача, водоотведение, стоимость, услуги.
Keywords: Federal law, land reclamation, Ministry of agriculture, aquaculture, fish farms, agriculture, water supply, drainage, cost, services.
На федеральном портале проектов нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru/projects в целях проведения публичного обсуждения размещены проекты федеральных законов «О мелиорации земель» (далее – Законопроект о мелиорации) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу законодательного акта Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О мелиорации земель» (далее – Законопроект об отмене закона о мелиорации) 1. Автор обоих законопроектов — Минсельхоз России.
Как видно из их названия данные законопроекты предусматривают отмену действующего в настоящее время Федерального закона от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель»2 и введение норм, оптимизирующих деятельность по водообеспечению аграрных предприятий. При этом в них заложен основной принцип водоснабжения – платность за услуги водоподачи и водоотведения для нужд сельскохозяйственных товаропроизводителей. 1 См. указанные законопроекты на Интернет-сайте http://regulation.gov.ru/projects
2 СЗ РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 142.

Каковы же последствия должны ожидать аграрии в случае принятия указанных законопроектов?
Проведем их анализ с использованием метода логико-юридической оценки. В настоящее время до 35 процентов себестоимости сельскохозяйственной продукции в нашей стране составляют затраты на подачу воды на поля, рисовые чеки и пруды, которая осуществляется на договорных условиях подведомственными Минсельхозу России ФГБУ по мелиорации земель и сельхозводоснабжению (далее — Мелиоводхозы). Законопроект о мелиорации преследует цель пополнения бюджета указанных государственных организаций для повышения эффективности и качества обслуживания агропредприятий Мелиоводхозами, но одновременно он вводит ряд обременений, которые ставят на грань банкротства многие предприятия сельского хозяйства. В частности по законопроекту о мелиорации: — в соответствии со статьей 39 платность услуг относится к основному принципу водоснабжения и водоотведения с использованием мелиоративных систем и гидротехнических сооружений (далее – ГТС) вне зависимости от вида таких услуг. В случае принятия такой нормы сельскохозяйственное предприятие будет обязано платить за водоподачу даже в случае прохождения через него воды транзитом; — на основании статьи 41 договор оказания услуг по водоснабжению признается договором присоединения, т.е. отныне агропредприятия не в праве будут предлагать свои условия водопользования, а смогут лишь отказаться от его подписания, либо принять любые требования водоподающей организации, так как согласно статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации3 договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Об особенностях такого договора, по условиям и сути принятия являющегося добровольно-принудительным документом, детально сказано в работах Беляевой О.А.4 и иных ученых-правоведов5. При дискриминационных требованиях¸ включая непомерную плату за услуги водоподачи, сельскохозяйственные организации разорятся, как и при отказе от подписания договора; — обязательность проведения платной экспертизы проектов мелиорации земель (ст. 36), а также обязанность заключать договор оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с владельцем мелиоративной системы и ГТС даже в случае наличия у водопотребителя права пользования водным объектом, возникшего на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование в соответствии с водным законодательством (ст. 39), приведет к повышению стоимости указанных услуг; — владелец мелиоративной системы и ГТС вправе отказать в заключение договора оказания услуг на водоподачу и водоотведение, как и расторгнуть этот договор при возникновении краткосрочной (30 дней) задолженности водопотребителя (ст. 43). При этом стоимость услуг является существенным условием такого договора. Даже краткосрочное прекращение водоподачи с учетом специфики агропроизводства принесет непоправимый ущерб сельскохозяйственным предприятиям и приведет их к банкротству. Кроме того, статья 3 Законопроекта об отмене закона о мелиорации вносит
3 СЗ РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
4 Беляева О.А. Торги: теоретические основы и проблемы правового регулирования: автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2012. С.14. 5 Постатейный научно-практический комментарии к Федеральному закону «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»/ под ред. А.В. Габова. – М.: ИЗиСП, 204. -240 с.; также в разделе «Постатейные комментарии и книги» Интернет-портала КонсультантПлюс.

изменения в Водный кодекс Российской Федерации6 в части того, что договоры водопользования и решения о предоставлении водных объектов в пользование в отношении мелиоративных систем и ГТС, являющихся водными объектами, могут быть заключены или приняты в соответствии с настоящей статьей только при наличии у лица, заинтересованного в получении водного объекта в пользование, договора на оказание услуг по водоснабжению или отведению с владельцем мелиоративной системы или ГТС. В таком случае договор оказания услуг водоподачи будет иметь более высокую юридическую силу, чем договор водопользования и решение о предоставлении водных объектов в пользование. При этом сельскохозяйственные организации лишаются права на самостоятельное использование (т.е. без участия посредников) водных ресурсов по водному законодательству. На практике аграрии становятся зависимыми от единственного поставщика услуг в конкретном регионе, которыми на основании статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 7 являются государственные Мелиоводхозы.
Представленные законопроекты подготовлены в разрез поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина от 25.04.2016 № Пр-11918 (п.п. «а» п. 1), которое было дано по итогам пленарного заседания межрегионального форума Общероссийского народного фронта «Форум действий. Регионы» в целях устранения излишних ограничений для прудовых рыбоводных хозяйств, связанных с обеспечением их водными ресурсами. Во исполнение данного поручения Правительству Российской Федерации необходимо представить в определенный срок предложения по внесению в российское законодательство изменений, направленных на регулирование использования водных объектов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, для осуществления товарного рыбоводства. Однако положения вышеуказанных законопроектов, подготовленных Минсельхозом России, не будут способствовать решению поставленной задачи, в том числе созданию благоприятных условий импортозамещения, а напротив, вызовут рост цен на рыбопродукцию и приведут к ликвидации значительного количества рыбоводных предприятий с иными вытекающими последствиями, включая массовое увольнение работников.
В настоящее время размер платы за оказание услуг государственными Мелиоводхозами для нужд сельского хозяйства, включая растениеводство и животноводство (в первую очередь – рисоводство и рыбоводство), доходит до 2 рублей за 1 кубический метр воды, что с учетом больших потребностей водопотребления уже является непомерно тяжелым бременем для аграриев. Это заметно на повышении цены сельскохозяйственной продукции в нашей стране при прежних и сниженных доходах населения за последние 2,5 года. Кроме того стало заметно усиление социального напряжения в сельских территориях. На такие последствия акцентировали внимание организаторы семинара-совещания по вопросам развития аквакультуры в Российской Федерации, прошедшего 27 сентября 2016 г. в Астраханской области в рамках выставки «Современные технические средства и оборудование для товарного рыбоводства»9. На указанном мероприятии модератор резюмирповал, что дальнейшее повышение цен на услуги водоподачи и водоотведения только усугубит сложившуюся ситуацию.
6 СЗ РФ, 05.06.2006, № 23, ст. 2381.
7 СЗ РФ, 08.04.2013, № 14, ст. 1652.
8 См. Перечень поручений Главы государства на официальном Интернет-сайте http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/52258.
9 См. Рекомендации семинара-совещания «По вопросам реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» и отраслевой программы «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Российской Федерации на 2015 – 20120 годы», М., Росинформагротех, 2016. С.12. и на Интернет сайте Ассоциации «Росрыбхоз» http://rosrybhoz.ru/

Учитывая изложенное, считаем необходимым с учетом мнения аграрных предприятий и их производственных объединений доработать упомянутые законопроекты о мелиорации земель, предложенные к обсуждению Минсельхозом России, и полагаем целесообразным рекомендовать данному министерству в период от начала публичной оценки до принятия законопроектов в установленном порядке, ввести мораторий на повышение стоимости оказания государственных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям за водоподачу и водоотведение.
Реализация данных предложений помимо взвешенного подхода в законотворчестве повысит авторитет аграрного ведомства и снимет общую напряженность в среде сельскохозяйственной общественности.
Библиографический список:
1. Беляева О.А. Торги: теоретические основы и проблемы правового регулирования: автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2012. С.14. 2. Постатейный научно-практический комментарии к Федеральному закону «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»/ под ред. А.В. Габова. – М.: ИЗиСП, 2014. -240 с.
3. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам пленарного заседания межрегионального форума Общероссийского народного фронта «Форум действий. Регионы», 25.04.2016. http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/52258.
4. Рекомендации семинара-совещания «По вопросам реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» и отраслевой программы «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Российской Федерации на 2015 – 20120 годы», М., Росинформагротех, 2016. С.12.
5. Собрание Законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301
6. Собрание Законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 142.
7. Собрание Законодательства РФ, 05.06.2006, № 23, ст. 2381.
8. Собрание Законодательства РФ, 08.04.2013, № 14, ст. 1652.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *