В современной экономической системе при любом типе государственного устройства и уровне развития хозяйственных отношений инвестиционная деятельность является той фундаментальной основой, которая обеспечивает воспроизводственный процесс и положительную динамику роста ВВП. Поэтому деятельность субъектов экономики на микро- и макроуровне, т.е. хозяйственных обществ и предприятий, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления, с другой, должна включать в обязательном порядке инвестиционную составляющую как фактор воспроизводства этой деятельности. При этом необходимо учитывать соотношение общеэкономического цикла с циклом инвестиционным. Инвестиционный цикл, как правило, опережает по фазе колебания экономического цикла и отличается большей продолжительностью и глубиной самих колебаний в сравнении с циклом экономическим. Так фазе подъема экономической деятельности предшествует фаза активизации деятельности инвестиционной (ввиду воздействия инвестиций на показатели экономики с определенным временным лагом), и наоборот: спад инвестиций влечет за собой спад в экономике, причем более продолжительный [8, с.26]. …… Бюджетное послание Президента России о бюджетной политики в 2012-2014 годах // Финансы. — 2012. — №7
В этой связи целенаправленная деятельность государственных органов власти как института регулирования макроэкономической стабильности должна обеспечивать реализацию антициклических мер, направленных на поддержку инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики, создающего основную часть добавленной стоимости и следовательно, источники доходов самого государства. В силу некоторых институциональных особенностей российской экономики, в частности, непривлекательного инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, недостаточной развитости институтов развития и практического отсутствия венчурных фондов, первостепенную роль в процессе наращивания инвестиций в приоритетные сферы экономики играет федеральный бюджет. Он может воздействовать на инвестиции в реальный сектор и инновационную сферу, как напрямую, так и косвенно, создавая необходимые условия для инвестиционной активности рыночных субъектов.
В современных российских условиях участие федерального и региональных бюджетов в финансировании инвестиций в реальный сектор экономики осложнено следующими объективными обстоятельствами:
— ограниченность ресурсной базы бюджетной системы в связи с необходимостью финансирования повышенных социальных обязательств бюджетов и сокращением внутренних налоговых поступлений из российской экономики;
— сохраняющаяся сырьевая модель российской экономики, характеризующаяся незначительными объемами и неконкурентоспособностью ее реального сектора, обеспечивающего небольшую добавленную стоимость (что сказывается в том числе и на наполняемости бюджетов);
— высокая доля убыточных предприятий (от 20 до 45 процентов среди крупных российских предприятий; процент убыточных средних и малых предприятий ещё выше), сильно осложняющая выбор объектов для инвестирования;
— неопределённость рыночной ситуации не только в России, но и в мировом сообществе, вызванная финансовой нестабильностью и несбалансированностью государственных систем, нарастанием кредитных пузырей и снижающейся устойчивостью финансовых институтов;
— исчерпание возможностей экономического роста при существующем технологическом укладе (электроника, микроэлектроника, компьютерные технологии, программирование), который практически исчерпал свой инвестиционный потенциал, в то время как следующий технологический уклад более высокого уровня, который может поспособствовать уверенному росту мировой экономики, пока не определён; претендующие на эту роль нано- и биотехнологии не оправдывают надежд инвесторов.
Тем не менее, без бюджетной поддержки с федерального уровня преломить снижающуюся динамику инвестиций в российской экономике представляется чрезвычайно сложным. Валовые инвестиции формируют от 15 до 20 процентов суммарного экономического роста в Российской Федерации, в т.ч. инвестиции в основной капитал привносят от 10% до 15% Последние достигли предкризисного уровня 2008 г. только в 2011 г.
Что касается источников финансирования инвестиций в основной капитал, то в них доминировали привлеченные средства, доля которых до 2009 г. устойчиво росла, составив 63%, после чего начала стремительно снижаться, составив на конец 2012 г. 55,5%. При этом на государственный бюджет до кризиса 2008 г. приходилось около 7-8 процентов, после чего вследствие реализации антикризисных мер доля федерального бюджета в общих источниках колеблется на уровне 10-11 процентов. Реальная же доля государственного участия в финансировании инвестиций может оказаться несколько выше, учитывая тот факт, что государству принадлежит более 9% всех предприятий и организаций, основная масса которых относится категориям «крупные» и «крупнейшие».
Государственная политика бюджетных инвестиций в докризисный период отличалась низким уровнем их финансирования из федерального бюджета относительно ВВП. В период кризиса на непродолжительное время (2009-2011 гг.) происходит наращивание инвестиций из федерального бюджета с ориентиром на модернизацию экономики и поддержание экономического роста, однако с 2012 г. финансирование инвестиций из федерального бюджета снова снижается, результатом чего стало замедление роста экономики.
Среди инструментов бюджетной поддержки, которые получает реальный сектор в целях своего развития из федерального бюджета, следует выделить те, которые предусмотрены законом и используются органами власти на практике. К таким инструментам относятся:
— субсидии, предоставляемые в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнение работ, оказанием услуг;
— субсидий российским организациям (преимущественно, организациям автомобилестроения) на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных и инновационных проектов и (или) выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным для осуществления расходов инвестиционного характера, а также на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, обеспеченным государственными гарантиями Российской Федерации;
— бюджетные инвестиции в форме государственных капитальных вложений в основные средства государственных учреждений и государственных унитарных предприятий, в т.ч. в форме концессионных соглашений;
— вложения в уставные капиталы негосударственных организаций;
— бюджетные инвестиции юридическим лицам в рамках реализации проектов на принципах государственно-частного партнёрства из Инвестиционного фонда.
С начала 2000-х гг. в РФ стала развиваться такая форма финансирования бюджетных инвестиций, как программная в форме преимущественно федеральных целевых программ, каждая из которых нацелена на осуществление конкретных задач развития экономики или социального развития страны. В указанных программах могут участвовать сразу несколько федеральных министерств и ведомств, финансируя мероприятия конкретной программы из тех средств, что отпущены им в рамках федерального бюджета. Количество действующих ФЦП на протяжении периода 2006-2013 гг. колебалось в интервале 45-55 программ и по состоянию на ноябрь 2013 г. составило 49 ФЦП.С каждым годом объемы финансирования ФЦП только растут. Можно утверждать, что программное финансирование медленно, но уверенно вытесняет из бюджетного процесса традиционные формы финансирования.