Бюджетные инструменты финансирования поддержки инвестиционной деятельности на федеральном уровне

В современной экономической системе при любом типе государственного устройства и уровне развития хозяйственных отношений инвестиционная деятельность является той фундаментальной основой, которая обеспечивает воспроизводственный процесс и положительную динамику роста ВВП. Поэтому деятельность субъектов экономики на микро- и макроуровне, т.е. хозяйственных обществ и предприятий, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления, с другой, должна включать в обязательном порядке инвестиционную составляющую как фактор воспроизводства этой деятельности. При этом необходимо учитывать соотношение общеэкономического цикла с циклом инвестиционным. Инвестиционный цикл, как правило, опережает по фазе колебания экономического цикла и отличается большей продолжительностью и глубиной самих колебаний в сравнении с циклом экономическим. Так фазе подъема экономической деятельности предшествует фаза активизации деятельности инвестиционной (ввиду воздействия инвестиций на показатели экономики с определенным временным лагом), и наоборот: спад инвестиций влечет за собой спад в экономике, причем более продолжительный [8, с.26]. …… Бюджетное послание Президента России о бюджетной политики в 2012-2014 годах // Финансы. — 2012. — №7

В этой связи целенаправленная деятельность государственных органов власти как института регулирования макроэкономической стабильности должна обеспечивать реализацию антициклических мер, направленных на поддержку инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики, создающего основную часть добавленной стоимости и следовательно, источники доходов самого государства. В силу некоторых институциональных особенностей российской экономики, в частности, непривлекательного инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, недостаточной развитости институтов развития и практического отсутствия венчурных фондов, первостепенную роль в процессе наращивания инвестиций в приоритетные сферы экономики играет федеральный бюджет. Он может воздействовать на инвестиции в реальный сектор и инновационную сферу, как напрямую, так и косвенно, создавая необходимые условия для инвестиционной активности рыночных субъектов.

В современных российских условиях участие федерального и региональных бюджетов в финансировании инвестиций в реальный сектор экономики осложнено следующими объективными обстоятельствами:

— ограниченность ресурсной базы бюджетной системы в связи с необходимостью  финансирования повышенных социальных обязательств бюджетов и сокращением внутренних налоговых поступлений из российской экономики;

— сохраняющаяся сырьевая модель российской экономики, характеризующаяся незначительными объемами и неконкурентоспособностью ее реального сектора, обеспечивающего небольшую добавленную стоимость (что сказывается в том числе и на наполняемости бюджетов);

— высокая доля убыточных предприятий (от 20 до 45 процентов среди крупных российских предприятий; процент убыточных средних и малых предприятий ещё выше), сильно осложняющая выбор объектов для инвестирования;

— неопределённость рыночной ситуации не только в России, но и в мировом сообществе, вызванная финансовой нестабильностью и несбалансированностью государственных систем, нарастанием кредитных пузырей и снижающейся устойчивостью финансовых институтов;

— исчерпание возможностей экономического роста при существующем технологическом укладе (электроника, микроэлектроника, компьютерные технологии, программирование), который практически исчерпал свой инвестиционный потенциал, в то время как следующий технологический уклад более высокого уровня, который может поспособствовать уверенному росту мировой экономики, пока не определён; претендующие на эту роль нано- и биотехнологии не оправдывают надежд инвесторов.

Тем не менее, без бюджетной поддержки с федерального уровня преломить снижающуюся динамику инвестиций в российской экономике представляется чрезвычайно сложным. Валовые инвестиции формируют от 15 до 20 процентов суммарного экономического роста в Российской Федерации, в т.ч. инвестиции в основной капитал привносят от 10% до 15% Последние достигли предкризисного уровня 2008 г. только в 2011 г.

Что касается источников финансирования инвестиций в основной капитал, то в них доминировали привлеченные средства, доля которых до 2009 г. устойчиво росла, составив 63%, после чего начала стремительно снижаться, составив на конец 2012 г. 55,5%. При этом на государственный бюджет до кризиса 2008 г. приходилось около 7-8 процентов, после чего вследствие реализации антикризисных мер доля федерального бюджета в общих источниках колеблется на уровне 10-11 процентов. Реальная же доля государственного участия в финансировании инвестиций может оказаться несколько выше, учитывая тот факт, что государству принадлежит более 9% всех предприятий и организаций, основная масса которых относится категориям «крупные» и «крупнейшие».

Государственная политика бюджетных инвестиций в докризисный период отличалась низким уровнем их финансирования из федерального бюджета относительно ВВП. В период кризиса на непродолжительное время (2009-2011 гг.) происходит наращивание инвестиций из федерального бюджета с ориентиром на модернизацию экономики и поддержание экономического роста, однако с 2012 г. финансирование инвестиций из федерального бюджета снова снижается, результатом чего стало замедление роста экономики.

Среди инструментов бюджетной поддержки, которые получает реальный сектор в целях своего развития из федерального бюджета, следует выделить те, которые предусмотрены законом и используются органами власти на практике. К таким инструментам относятся:

— субсидии, предоставляемые в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнение работ, оказанием услуг;

— субсидий российским организациям (преимущественно, организациям автомобилестроения) на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных и инновационных проектов и (или) выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным для осуществления расходов инвестиционного характера, а также на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, обеспеченным государственными гарантиями Российской Федерации;

— бюджетные инвестиции в форме государственных капитальных вложений в основные средства государственных учреждений и государственных унитарных предприятий, в т.ч. в форме концессионных соглашений;

— вложения в уставные капиталы негосударственных организаций;

— бюджетные инвестиции юридическим лицам в рамках реализации проектов на принципах государственно-частного партнёрства из Инвестиционного фонда.

С начала 2000-х гг. в РФ стала развиваться такая форма финансирования бюджетных инвестиций, как программная в форме преимущественно федеральных целевых программ, каждая из которых нацелена на осуществление конкретных задач развития экономики или социального развития страны. В указанных программах могут участвовать сразу несколько федеральных министерств и ведомств, финансируя мероприятия конкретной программы из тех средств, что отпущены им в рамках федерального бюджета. Количество действующих ФЦП на протяжении периода 2006-2013 гг. колебалось в интервале 45-55 программ и по состоянию на ноябрь 2013 г. составило 49 ФЦП.С каждым годом объемы финансирования ФЦП только растут. Можно утверждать, что программное финансирование медленно, но уверенно вытесняет из бюджетного процесса традиционные формы финансирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *