BREXIT И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЕВРОПУ

В 1957 г. Римский договор, закладывающий основу Европейского экономического сообщества (ЕЭС), Великобританией подписан не был. Впоследствии она дважды пыталась вступить в ЕЭС в 1963 г. и 1967 г., но на обе заявки было наложено вето Шарль де Голлем, тогдашним президентом Франции, обосновывая это тем, что  британская экономика не совместима с экономикой Европы. Лишь после ухода в отставку Шарль де Голля Великобритания, подав третью заявку, стала членом ЕЭС. В 1974 г. пришедшая к власти новая оппозиционная Лейбористская партия, главой которой являлся Г. Вильсон, подняла вопрос о целесообразности участия Великобритании в ЕЭС. В 1975 г. в Британии был проведён референдум по вопросу необходимости членства в ЕЭС. Мнения по этому поводу внутри Лейбористской партии разделились, а все основные политические партии и СМИ высказывались о сохранении членства в ЕЭС. 26 апреля 1975 г. на партийной конференции в соотношении 2:1 кабинет министров проголосовал о выходе из ЕЭС.

Учитывая состав кабинета министров, состоявшего как из проевропейских, так и из антиевропейских министров, Г. Вильсон приостановил конституционный обычай коллективной ответственности кабинета министров и позволил им проводить публичные компании за и против выхода из ЕЭС. По результатам компаний было принято решение остаться в ЕЭС.

Лишь премьер-министр Д. Кэмерон, после победы его партии на выборах в 2015 г., спустя 40 лет, вновь поднял вопрос о пересмотре участия Великобритании в ЕС. В его требования входило:

  • Рынок для всех европейских стран должен быть общим, т.е. не должно быть дискриминации стран по валютному признаку, не входящих в зону евро.
  • Упрощение ведения бюрократических процедур и бизнеса.
  • Мигранты из ЕС должны отработать не менее 4 лет в Соединенном королевстве, для получения права на жилье и социальное пособие.
  • Отказ Великобритании от финансирования политических и экономических союзов ЕС.

Переговоры, прошедшие 17-18 декабря 2015 г., урегулировали все вопросы, кроме ужесточения миграционной политики, что дало толчок к началу подготовки референдума. Подготовка к Brexit и его реклама была агрессивной, активной, затратной и малоэффективной для сторонников ЕС. Участие в голосовании принимали все граждане Англии, Шотландии и Ирландии, легально находящиеся в Великобритании, граждане Британского содружества, проживающие в Гибралтаре, а также все граждане Соединённого Королевства, живущие за рубежом менее 15 лет. Тем самым, в референдуме могло участвовать куда больше людей, чем в парламентских выборах.

Результатами выборов были шокированы и политики, и финансисты, и участники голосования. За то, чтобы остаться в Евросоюзе голосовали те, у кого есть недвижимость, капитал, образование и бизнес-связи с Европой. Ими двигали страхи экономических последствий. Но многие из них не пришли на голосование, они были уверены, что выхода никто не допустит. В итоге, это привело к нехватке голосов на референдуме. А вот менее политизированные средний и рабочий классы, т.е. те, у кого нет перспектив на образование, покупку жилья, создания собственного бизнеса, не боятся наступления кризиса. Также в Соединенном Королевстве наблюдается раскол по региональному принципу: так большинство жителей Англии и близлежащий территорий Уэльса проголосовали за выход из ЕС, в то время как Северная Ирландия, Шотландия и Гибралтар высказались против.

Анализ результатов референдума показывает следующее:

  • Области, где преобладало население старшего возраста, голосовали за выход из ЕС;
  • Регионы, где преобладает население с высшим образованием, голосовали против выхода из ЕС;
  • Средний и выше среднего классы (АВ) проголосовали за ЕС(57%), а голоса представителей малого бизнеса разделились, в то время голоса рабочего класса в своем большинстве (64%) поддержали идею выхода из ЕС.

53% белых британцев проголосовали за выход, за сохранение в ЕС отдали голоса 67% выходцев из Азии и 73% темнокожих.

Первым результатом после голосования 25 июня 2016 г. стала отставка еврокомиссара Британии барона Хилла, а во вторник вечером 28 июня в рамках саммита в Брюсселе состоялся символический спуск флага Великобритании перед зданием Еврокомиссии. После публикации результатов референдума Д. Кэмерон принял решение оставить пост премьер министра и пост лидера правящей партии. 11 июня новым премьер министром стала Т. Мэй, которая незамедлительно начала формирование нового правительства. Ею были сформированы 2 министерства: министерство по выходу из Евросоюза и министерство международной торговли. Процедура выхода из ЕС не могла начаться без одобрения парламента. В парламент был внесен законопроект. 1 февраля 2017 г. депутаты Парламента Великобритании проголосовали за выход из ЕС (498 против 114 голосов). 2 февраля была опубликована «белая книга», окончательный вариант программы по выходу из Евросоюза. Позже обе палаты одобрили данный законопроект, а 16 марта он был подписан Елизаветой II. 29 марта 2017 г. письмо с программой было направленно Т. Мэй главе Евросовета Д. Туску с уведомлением властей Евросоюза о начале процедуры выхода из ЕС. В связи с долгой бумажной волокитой, членство в Союзе было продлено как минимум до марта 2019 г. В апреле премьер-министр Великобритании объявила о досрочных парламентских выборах, которые прошли 8 июня. Реальные переговоры по выходу Британии из ЕС были начаты после парламентских выборов. На саммите лидеров членов ЕС 29 апреля 2017 г. в Брюсселе была одобрена переговорная стратегия ЕС. В качестве основных аспектов переговоров были определены:

  • Покрытие Великобританией своих финансовых обязательств в результате членства в ЕС перед началом последующих переговорных стадий;
  • Невозможность сепаратных переговоров с различными странами-членами ЕС и неделимость, и взаимосвязанность условий сохранения доступа к единому европейскому экономическому пространству;
  • Недопущение появления границы между Северной Ирландией и Республикой Ирландией.

В результате из-за финансовых требований Евросоюза переговоры о выходе Великобритании зашли в тупик. Первоначально Брюсселем было потребовано около 50-60 млрд. евро от Великобритании для выполнения Лондоном своих финансовых обязательств перед Европейским союзом. В мае под давлением Германии и Франции сумма компенсации была увеличена до 91-113 млрд. евро.

Последствия выхода для экономики Великобритании будут неоднозначными. Наибольший отток приходится на иностранные компании структуры Евросоюза. Примером могут служить уже начавшееся сворачивание в Лондоне офисов компании Nissan и Европейского агентства лекарственных препаратов (EMA). Британские юристы считают, что для возврата полномочий, переданных ранее ЕС, необходимо принять 250 отдельных нормативно-правовых актов, а также перезаключить 52 торговых соглашения. В свою очередь ратификация заключенных соглашений в ходе переговоров займет еще 4-5 лет. Также необходимо будет провести переговоры об условиях членства Соединенного королевства в ВТО. В общем и целом, все только начинается. На данный момент противники ЕС не знают, какими будут дальнейшие условия сотрудничества с Европейский союзом. В своих агитационных лозунгах они убеждали, что взаимодействие с Евросоюзом будет проходить по Норвежской или Швейцарской модели: перемещение в пределах Шенгенской визы будет безвизовым, сохранится членство в ассоциации внешней торговли, ограничение доступа на рынок зарубежной рабочей силы, а также сохранение собственной валюты.

Но это встретило жесткую оппозицию других стран участников ЕС, особенно Франции и Германии, которые дали понять британским властям, что процесс выхода должен быть жестким и быстрым и никаких существенных уступок не будет.

Выход из ЕС второй по масштабам экономики может привести к эффекту домино и распаду Европейского союза, что станет ярким проявлением фрагментации как новой геополитической реальности Европы. Так во Франции заговорили о так называемом фрексите.

Швейцария дала нехороший сигнал, отозвав заявку на членство в ЕС. В Испании симпатия к Евросоюзу снизилась на 16% и составила 47%.

В Германии поддержка ЕС составила половина опрошенных, что на 8% меньше прошлогодних значений. А во Франции только 38% опрошенных желают быть членами ЕС. Бытует мнение, что ЕС, наоборот, станет крепче. После Brexit Великобритания столкнётся с политическими и экономическими последствиями, что сплотит остальных членов Европейского союза, которые не захотят таких же проблем. В случае Brexit Шотландия объявит о  проведении референдума за выход из состава Великобритании. Скорее всего, все-таки быть очередному референдуму, о независимости Шотландии и Ирландии, ведь они-то голосовали против выхода из ЕС и захотят поиграть в самостоятельную политику и уже без Англии стать членами ЕС.

Источники:

1.Чувахина Л.Г. Brexit и будущее Европы // Международная экономика. 2016. № 8. С. 7-13.

2. Чувахина Л.Г. Фрагментация как новая геополитическая реальность Европы // Международная экономика. 2014. № 11. С. 37-41.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *