Коррупция разлагает деловую среду, снижает дееспособность страны, отражается на ее имидже, подрывает доверие граждан к власти. Общеизвестно, что коррупция является тормозом развития, своего рода «бездонной дырой», поглощающей ресурсы и богатства страны.
Однако Китай, несмотря на наличие коррупции, сумел достигнуть столь впечатляющего экономического прогресса. Это означает, что в Китае методы борьбы с коррупцией в целом эффективны и результативны. Китай стал одной из немногих стран, которым досталась «похвала» «Трансперенси интернешнл» (ТИ) (всемирная коалиция по противодействию коррупции).
По мудрому определению Дэн Сяопина, «мягкой рукой с преступностью не повоюешь и социальные уродства не выведешь». Сами китайцы часто объясняют необходимость принятия жестких мер в отношении коррупционеров тем, что даже незначительные финансовые преступления чиновников могут повлечь за собой существенные лишения для миллионов людей. Действенность используемых Китаем методов в настоящее время обусловлена именно видением китайского руководства причин роста коррупции, как результата капитализации социалистической экономики, внедрения рыночных механизмов, а также влияния западного образа жизни на менталитет китайцев. Это оригинальное видение позволяет сместить акценты на внешние причины, превращая человека не в виновника, а в жертву коррупции. Таким образом, освобождается психика китайского народа от груза неизбежности коррупции как характерной черты человеческой натуры, и создаются необходимые условия для исправления. [24,с.76]
В первую очередь, помимо существующих ведомств по борьбе с коррупцией (Центральной комиссии по проверке дисциплины ЦК КПК и Министерства контроля), создан новый орган – Государственное управление по противодействию коррупции. Таким образом, создание антикоррупционной системы в Китае началось с образования централизованной структуры по борьбе с коррупцией.
Во всех органах власти КНР проводится ротация кадров, которая не дает возможности чиновникам использовать сложившиеся служебные, родственные, дружеские связи для незаконных действий. В результате Центральный комитет и Политбюро обновлены на 51,5% и 36% в основном за счет молодых и перспективных руководителей. Состав Центральной комиссии по проверке дисциплины при ЦК КПК обновлен на 79,5%. [24,с.64-66]
Особое значение в Китае уделяется формированию у государственных служащих моральных и нравственных принципов, а также повышению чувства долга и ответственности. На сегодняшний день разработанный Ху Цзиньтао «моральный кодекс из восьми принципов» поведения для граждан Китая находит все большее распространение и признание.
Следует подчеркнуть, что коррумпированные чиновники сурово наказываются, независимо от занимаемого положения и должности.
В Китае, как и в России, большинство граждан считают коррупцию одной из главных проблем страны. Именно поэтому председатель Си, придя к власти в 2012 году, заявил, что коррупция «угрожает самому существованию компартии!» и первым делом развязал массовую кампанию по борьбе с этим злом. Давайте посмотрим, как это было и к чему привело.
В 2012 году Си Цзиньпин стал председателем КНР и первым делом запустил кампанию по борьбе с коррупцией. Большинство обозревателей тогда не восприняли это всерьез. Считалось, что Си просто укрепляет режим личной власти.
Председатель начал с малого. Был опубликован список из восьми пунктов, которые каждый китайский коррупционер-чиновник должен был выучить наизусть и беспрекословно соблюдать. Вот этот замечательный список (в немного сокращенном виде):
1. Отказаться от формализма, то есть всяких красных ковров, «встречи народом», одаривания цветами, постановочных аплодисментов.
2. Не участвовать без разрешения в коммерческих мероприятиях: перерезании ленточек, открытии закладных камней, форумах, конференциях и так далее.
3. Писать документы простым и понятным языком.
4. Ездить за границу только при необходимости и с разрешения, сократить число сопровождающего персонала.
5. Отказаться от перекрытия дорог для проезда кортежей («в обычных ситуациях»).
6. Серьезно относиться к участию в новостных программах, не «лить воду», не светить своим лицом и появляться на телевидении только при информационной необходимости.
7. Без разрешения не писать всякие статьи и книжки, не отправлять открытки и все такое.
8. Экономить. Не выписывать себе за госсчет квартиры, машины, путевки. [25,с.31]
Главное в китайском опыте для российских условий – это обеспечение последовательности и преемственности взятого курса на искоренение коррупции и в неотвратимости и жестокости наказания коррупционеров.
Рассмотри необычный пример. Гонконг, являющийся частью Китая по принципу «одна страна, две системы». Большинство вопросов, за исключением обороны и внешней политики, находится в ведении местных властей, которые демонстрируют другой и гораздо более успешный, чем в остальном Китае, подход к коррупции.
Основной принцип города-государства в том, что для чиновников фактически не действует презумпция невиновности: они обязаны доказать, что все приобретенное ими имущество приобретено законно, «на свои». Контроль за деятельностью чиновников осуществляет особая спецслужба – Независимая комиссия по борьбе с коррупцией, инициирующая проверки по малейшему поводу. Ее деятельность прозрачна для прессы и подотчетна лично главному министру, а более – никому. Именно в эту комиссию жители Гонконга сигнализируют о любых фактах вымогательства или о своих подозрениях на предмет коррупции, причем благодаря открытости сотрудники комиссии быстро превратились в Гонконге в народных героев.
Впрочем, желание сотрудничать с комиссией у гонконгцев наблюдается не только на ее геройском имидже, но и на особенностях местного законодательства: в Гонконге дача взятки – не преступление, сажают лишь за получение оной. О том, что аналогичные поправки в УК РФ подхлестнули бы желание россиян стучать на чиновников-взяточников, российские эксперты заявляли неоднократно.
Таким образом, на примере КНР мы убедились, что с коррупцией можно эффективно бороться. Порой для этого нужны достаточно жесткие меры, но в данном случае цель оправдывает средства. Россия, как и Китай имеет свою специфику и нельзя однозначно сказать, что меры действенные в Китае, будут на 100% действенны в России. Но внедрение данного опыта может подстегнуть чиновников всех уровней в России , и возможно решить некоторые проблемы на местах.