Библиотека как объект культурологических исследований

🙂

Одним из самых значительных достижений человечества являются книги. Книги являются неотъемлемой частью мирового культурного наследия, а также других памятников истории и культуры.

Скачать текст в WORD

Есть закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Книжные памятники, отражают опыт и быт прошлых поколений и времен, их материальную и духовную сферу.

Книжные памятники разделяются на следующие виды:

 памятники истории и полиграфии, документальные памятники; книги  изобразительные, предметы одежды и др.

Памятники исторической, научной и другой культурной ценности. Русские книжные памятники являются частью национального культурного наследия страны. В середине восьми десятых XX века появился научный термин «книжный памятник», который позволил поставить книгу в один ряд с другими типами памятников истории и культуры. Книжными памятниками являются рукописные и печатные книги, книжные коллекции с духовно-этическими, политическими и документальными свойствами, имеющие историческую ценность и охраняемые специальным законодательством. Книжные памятники представляют книгу как феномен культуры в единстве публикуемого произведения и метода его материального воплощения.

Репертуар книжных памятников, их учет, хранение, описание и использование посвящен подпрограмме «Книжные памятники Российской Федерации» в Национальной программе «Сохранение библиотечных фондов Российской Федерации». Содержание книжных памятников усиливается исторически значимой информацией, которая, будучи вложенной в материальную форму, эстетически совершенна, значима и созвучна печатным произведениям »[28, с. 6].

И.С. Пилко напоминает, что «культурно-историческое наследие является одним из фундаментальных элементов самосознания людей, которые связывают общество с его историческим прошлым. Одной из форм нового типа культуры является компьютерная виртуальная реальность. Публичные библиотеки России защищают книги как связующий элемент в национальной культуре в контексте общечеловеческих ценностей. Человечество вступило в новое время — время компьютерной культуры. Исходя из этого, деятельность библиотечных учреждений по формированию, возрождению и сохранению культурного, особенно книжного наследия, обеспечению его сохранения в информационном обществе носит более конструктивный характер.

Библиотеки:

собирают и сохраняют книжные памятники,
открывают новые объекты культурного и исторического наследия и способствуют их музейному экспонированию,
организуют выставочные экспозиции,
проводят культурные и образовательные мероприятия,
создают базы данных,
проводят крупные культурные мероприятия,
способствуют сохранению, изучению и популяризации культурного наследия. 

Россия использует традиционные формы библиотечной деятельности и новые информационные и телекоммуникационные технологии. Следует отметить историческое значение библиотек, их ведущую роль в культуре и цивилизации. Прошлое в своем культурном выражении составляет большую часть современной культуры. Поэтому культурное наследие рассматривается библиотеками как основа формирования мировоззрения, интеллектуальной, нравственной, духовной зрелости человека.

Библиотеки обеспечивают доступ к интеллектуальному и культурному богатству общества для самых широких слоев населения, формируют ценности, которые позволят людям и народам жить в мире. Предоставляя доступ к наследию, библиотеки способствуют обогащению культуры потребления, изменяют ее стандарты, формируют социальные потребности, ценностные ориентации »[27, с. 30].

Новые инновационные модели библиотек — мемориальные библиотеки, библиотеки — музеи, библиотеки — культурные и исторические центры — становятся активными объектами хранения, возрождения и использования культурно-исторического наследия, важных элементов культурного пространства.

В.Н. Зайцева в своих трудах «Социальная и культурная деятельность библиотек» отмечает, что «благоприятное появление библиотеки как одного из символов преемственности культуры, ее дизайна, эстетики общения с общественностью, библиотечно-информационных ресурсов, общественности Отношения, реклама и имиджевая политика позиционируют ее как социальный институт, ориентированный на удовлетворение и развитие культурных и информационных ожиданий населения, способствующих формированию благоприятной культурной среды. Социокультурная деятельность библиотек рассматривается как один из методов развития информационного общества, как неотъемлемая и важная составляющая их деятельности, формирующая у пользователей восприятие разнообразия культурного пространства. В деятельности библиотек активно прослеживается тенденция их развития как культурных центров »[14, с. 23].

И так, мы подошли к социальным функциям библиотеки и ее миссии. В этом параграфе мы рассмотрели вопрос о том, что такое библиотека и каковы ее социальные функции. Этот вопрос всегда был предметом исследования библиотекарей.

Рассмотрим функции более подробно. В научно-практическом руководстве «Коммуникационная культура библиотек» этот вопрос хорошо раскрывается. Авторы С.Д. Бородина и Г.М. Кормишин отметил, что в последнее десятилетие, говоря о социальной роли, социальных функциях, социальных целях библиотек, используют термин «миссия». О законности использования понятия «миссия библиотек» идет дискуссия. В общем смысле термин «миссия» означает «ответственное задание, роль, назначение». Что касается библиотечного дела, то миссию можно рассматривать как назначение общественности библиотеки как социального института.

Существует широкое и узкое понимание «миссии». В широком смысле «миссия» рассматривается как утверждение философии и цели организации.

В узком смысле слова «миссия» рассматривается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в которой проявляется отличие данной организации от аналогичных. Авторы утверждают, что в любой интерпретации понятие «миссия» всегда имеет общий философский смысл. Но в узком смысле миссия должна нести нечто, что делает ее уникальной, описывая деятельность самой организации, в которой она была разработана. Следует отметить, что зачастую исследователи в терминах термина «миссия» не видят разницы между узкой и широкой интерпретацией термина, и в результате границы исследования размываются. Данное руководство интерпретируется термином «миссия библиотек» в широком смысле. Среди библиотекарей нет единства в интерпретации этого понятия по отношению к библиотекам »[3, с. 5].

E.И. Ратникова, указывая на семантическую близость понятий «миссия библиотек» и «цель библиотек», отмечает, что «миссия» звучит более пафосно и больше всего используется для оценки «цивилизационного» обозначения библиотек »[30, с. , 75].

И.П. Осипова считает, что «миссия» является одним из ключевых понятий философии библиотечного дела, главная задача которого — выяснить, какое место библиотека занимает в обществе среди других ее институтов »[18, с. 172].

А.Е. Шапошников: «Более знакомые определения« социальная цель »,« социальная роль библиотек »по сути являются синонимами понятия« миссия библиотеки », но без повышения, присущего этой концепции» [20].

«Библиотека вынуждена учитывать интересы пользователя и его моральные нормы» [9].

Существует широкое и узкое понимание «миссии». В широком смысле «миссия» рассматривается как утверждение философии и цели организации.

Миссия библиотеки:

  • Во всем мире миссия библиотеки состоит в том, чтобы сохранить достижения цивилизации.
  • Лично миссия библиотеки состоит в том, чтобы формировать человека в человеке.
  • Также миссия библиотечного института заключается в реализации плана граждан, наций и этнических общин по свободному доступу к информации и свободному духовному развитию.

Если мы говорим о конкретном учреждении, основная функция будет выделена в качестве приоритетной, но такую ​​функцию нельзя представить как миссию института библиотеки.

Цели действий возможно структурировать именно при существовании миссии. Качество учреждения определяется достижением результатов, именно поэтому нужно ориентироваться на иерархию в целях. Это подтверждение того, что нужно иметь миссию все культурным учреждениям.

Одним из первых, кто говорил о важности различения библиотеки как учреждения и института, был И. М. Фрумин. «Он разделил функции библиотек на внешние — социальные и внутренние — технологические. Первый реализует библиотеку как социальный институт, второй — как институт. В то же время различия в выполняемых функциях обусловлены различием в структурах «библиотека — институт» и «библиотека — социальный институт».

Основным отличием в структуре этих предметов является отношение к пользователю. Библиотека как институт — это ориентированная на клиента система в своей работе. Для библиотеки как социального института пользователь является одним из элементов системы, который не выходит за ее пределы. Те. во втором случае пользователь является ссылкой, которая влияет на функционирование всей цепочки, а не на внешнюю цель учреждения. Естественно, что посетитель влияет на работу библиотеки в любом случае, поскольку последняя является открытой системой »[17, с. 45-47].

M.M. Самохина называет важнейшую цель учреждений культуры «социализацией» — ознакомление общества с общей культурой. Можно отметить, что «в то же время специфика библиотечного института по сравнению с другими учреждениями культуры заключается в том, что общение осуществляется через документ. Следовательно, библиотека через фонд представляет собой документальную модель культуры, память о культурной системе. Память в этом контексте понимается не как хранилище текстов, а как «структура предпочтений, диспозиций, условие выбора культурно значимых событий».

В этом случае ценность не для конкретного человека или группы людей, а для каждого человека важна, как высшая ценность. В эпоху Просвещения развитие таких гуманистических взглядов и связанное с ними формирование гармонично развитой личности способствовали идее социальной миссии библиотечного института. С тех пор библиотека стала учреждением, обеспечивающим выполнение социальной роли «возрождения человечества». С учетом важности учреждения, накапливающего документы, созданные на языке страны и документы об этой стране, социальные цели национальная библиотека как символ государства была определена. В двадцатом веке. Библиотека стала одним из основных инструментов идеологического воздействия на сознание людей, осуществляемого путем подбора литературы, соответствующей общей политике государства »[16].

Опять же, библиотека в профессиональной литературе обычно рассматривается как культурное учреждение или информационное учреждение. Однако, если использовать подход к культуре, представленный философом В.С. Степь, который характеризует культуру «как систему информационных кодов, укрепляющих исторически накопленный социальный опыт», затем противопоставляет культуру и информацию. Тогда библиотека выступает в качестве информационной системы в рамках культовой. Степин показывает, что в ходе развития культуры, развития новых смыслов и значений возникает необходимость в новых методах «фрагментации и объединения накопленного опыта» [5].

На определенном этапе развития общества книги, а затем и библиотеки появились как новые способы фрагментации и объединения накопленного опыта.

Библиотеки начали выполнять ряд функций, способствующих сохранению и развитию культуры. Более ста лет назад библиотекарь К.И. Рубинский отметил, что «библиотека — это фактор человеческой культуры, который необходим для развития науки, что он является средством развития образования, что библиотека отражает культурную жизнь общества, как зеркало» [ 29].

 Автор научной статьи «Библиотечные функции в культуре» М.Я. Дворкин считает, что «библиотека выполняет две важные функции в культуре: защита культуры и культурный перевод. Культурно-защитная функция библиотеки обеспечивает выполнение роли общественной памяти посредством сбора и хранения книг. А сделать культуру доступной для людей поможет культурная и трансляционная функция. В наше время, в век информационных технологий, можно одновременно реализовать обе эти функции, то есть обеспечить как сохранение, так и распространение. Есть и другие институты социальной памяти. Они также выполняют культурно-защитные и переводческие функции — это музеи, архивы и информационные агентства. Но, в отличие от этих учреждений, библиотеки универсальны.

Они собирают и хранят документы широкого распространения, делая их доступными для широких слоев населения. Мы повторяем, что библиотеки помогают не только сохранить, но и воспроизвести сохраненную культуру, а также человеческую память »[11]. В ходе исторического развития библиотеки все больше расширяют свою деятельность, связанную с передачей культуры. Это включает в себя культурную и образовательную деятельность библиотек, содействие распространению знаний и культурно-развлекательную деятельность, содействие культурному отдыху, а также культурную и реабилитационную деятельность, помогая людям с ограниченными возможностями войти в культуру [21, с. 27].

А.В. Соколов уточняет, что «библиотеки способствуют не только сохранению и передаче культурных ценностей, но и их потреблению. Это делается в основном через библиотечные службы ориентации. Они стимулируют чтение, активность пользователей в библиотеке. Библиотека также создает новые продукты культуры: каталоги, другие библиографические инструменты, экспозиции, аналитические справки и т. Д. Кроме того, библиотеки готовят научные и методологические материалы, что также является их вкладом в создание культурных ценностей »[34, с. 400].

Самая важная ценность библиотеки сегодня, в век электронных информационных и коммуникационных технологий, провозглашена свобода доступа к информации, свобода ее выбора человеком, хотя не всегда возможно реализовать эту ценность для финансовой, правовой и другие причины [35, с. 384].

Вывод следующий: между философами и учеными-культурологами довольно много споров о ценностях в обществе. Существует также много противоречий, возникающих по поводу актуальности культурных объектов. Найти точное понятие культуры на данный момент невозможно, поскольку большинство авторов интерпретируют это понятие по-разному. В основном, термин означает продукты интеллектуальной и художественной деятельности.

В широком смысле культуру можно интерпретировать как совокупность проявлений достижений и творчества народов. Культура также характеризует поведение и сознание людей в определенных сферах общественной жизни. В культуре образ жизни может быть записан как для социальной группы, так и для отдельного человека.

Скачать текст в WORD

Такая культурная деятельность направлена ​​на привитие общественных ценностей и моральных норм. Хочу отметить, что не только в российском обществе существует кризис ценностного сознания. На самом деле русская культура очень богата художественными, литературными, музыкальными и многими другими произведениями. Например, возьмите культуру «Серебряного века» и сколько там было выдающихся имен. Это основа русской культуры. Культура является продуктом исторического развития людей. Культура — это просветление. Русская культура является неотъемлемой частью европейской и мировой культуры. Она внесла свой вклад в мировую культуру. Что касается взаимоотношений деятелей культуры с властью, деятели культуры не должны быть в роли послушных исполнителей воли системы власти. Потому что миссия творческого работника — внести разнообразие в культурную и духовную жизнь общества и страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *