Арт-менеджмент как разновидность менеджмента

Любой менеджмент представляет собой деятельность, основанную на управлении и направленную на достижение успеха и прогресса той или иной организации. «Принято считать, что если предприятие работает плохо, то это означает отсутствие в нем эффективного менеджмента. Плохой менеджмент – основная причина спада в деятельности предприятия». Менеджмент состоит из комплекса взаимосвязанных действий:

  1. организация и управление (производством и коллективом);
  2. постановка и корректировка задач;
  3. разработка этапов работы;
  4. принятие решений;
  5. налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);
  6. регулирование процессов;
  7. сбор и обработка информации;
  8. анализ информации;
  9. подведение итогов работы.

Каждая организация стремится к развитию эффективного менеджмента для поддержания своей конкурентоспособности, увеличения прибыли, приобретения высокого статуса, удовлетворения рыночных потребностей и достижения прочих целей. Этим занимаются люди, профессия которых – менеджер. Менеджеры занимаются управлением производства и принятием решений по разным видам деятельности организации. На них лежит ответственность за поддержание рабочего настроя среди сотрудников и за продвижение компании на новый уровень в рыночной среде.

Менеджеры бывают трех уровней: топ-менеджер – менеджер высшего уровня, занимающиеся управлением организации; менеджер среднего звена – менеджер, руководящий определенным отделом; менеджер низшего звена – менеджер, в подчинение которого входят сектора, подотделы предприятия или определенные группы. У каждого менеджера разные обязанности и разный уровень ответственности. Коммуникация между разными уровнями компании происходят через менеджеров уровней. Если организация большая, то в ней может быть несколько менеджеров высшего, среднего и низшего уровней. В таком случае будет происходить не только вертикальное распределение обязанностей среди менеджеров разных уровней, но и горизонтальное. При горизонтальном распределении служебных функций в каждой группе существует менеджер низшего звена, который имеет связь с остальными менеджерами низшего звена других групп. Отделами управляют менеджеры среднего звена, которые также совещаются между собой на своем уровне. Сотрудники низшего уровня не решают вопросы с менеджерами среднего звена.

Менеджеры любого уровня должны обладать знаниями в сфере управления организацией, анализировать ситуации, в которые попадает предприятие, уметь предвидеть все возможные риски, с которыми предприятие может столкнуться, проявлять инициативу, принимать и согласовывать обоснованные решения с менеджерами других уровней. Одним из самых важных требований к менеджеру любого уровня является умение управлять не только рабочими процессами, но и людьми. Это означает, что менеджер знает возможности своих подчиненных и может распределить между ними обязанности, основываясь на индивидуальных качествах каждого из них, и устранить от работы сотрудников, не справляющихся со своими обязанностями, с целью сохранения эффективного функционирования предприятия. «Фирма, существующая благодаря работе своих сотрудников, должна проявлять заботу об удовлетворении жизненных потребностей не только клиентов и потребителей, но и своих собственных работников». Менеджер на справедливой основе должен защищать интересы своих подчиненных.

В сфере культуры и искусства также существует комплекс управленческих инструментов. Этот комплекс представляет собой арт-менеджмент, который в отличие от классического менеджмента связан с производством и управлением творческой продукцией и является актуальным направлением коммерческой деятельности в культурной сфере. «Деятельность в сфере культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами». В данной сфере действуют коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации сосредоточены на получение прибыли. Некоммерческие же организации ставят перед собой иную цели – культурные, общественно-полезные, научные и прочие. Сама социокультурная сфера является частью социальной сферы, и ее деятельность направлена на удовлетворение духовных и социальных потребностей общества. В рамках этой сферы «различные социальные институты, социальные группы и отдельные лица сохраняют, осваивают, производят и воспроизводят многочисленные виды культурных ценностей, используя в этих целях адекватные средства, методы и технологии и вступая в конкретные социальные отношения друг с другом».

В настоящий период времени культура является непосредственным и неотъемлемым элементом деятельности любой организации и ее менеджмента. Каждое предприятие постепенно становится носителем своей определенной культуры. Взаимосвязь сферы культуры и менеджмента обусловлена тем, что второй тесно функционирует с учреждениями первого, поскольку развитие разнообразных типов связей с общественностью, благотворительности, спонсорства не сможет осуществиться без этой взаимосвязи.

Одним из основных отличий арт-менеджмента от классического является то, что результат менеджмента в сфере культуры не носит материальный характер. Продукты арт-менеджмента в основном носят духовный характер и представляют собой какие-либо впечатления, знания, новое восприятие чего-либо и так далее. Это делает работу арт-менеджмента более долговечной, поскольку материальные продукты имеют особенность уничтожаться в ходе использовании, а духовный продукт становится лишь ценнее.

Спектр деятельности арт-менеджмента достаточно многообразен. Это могут быть как творческие проекты, так и, например, юридические и рекламные кампании.

Следующее отличие менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что он в основном функционирует на средства спонсоров, органов власти и прочих желающих поддержать деятельность в культурной сфере.

«Фактически в сфере культуры действуют, как минимум, два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, готовых платить деньги за определенные виды работ с этими группами». Поэтому в задачи арт-менеджера, в первую очередь, входят обычные управленческие задачи. Однако, кроме них, перед менеджером в культурной сфере встают и задачи творческого типа. Он должен иметь креативный тип мышления, иметь творческий подход к разработке стратегии организации и предлагать неординарные пути решения задач. Менеджер данной сферы должен быть ознакомлен с последними тенденциями культурной жизни и хорошо ориентироваться в культурном пространстве, а так же понимать, что в его задачи входит коммуницитировать с творческими людьми, что тоже представляет некоторые нюансы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *