В 2014 г. Российская Федерация впервые в своей современной истории оказалась под целой серией достаточно масштабных и жестких по характеру экономических санкций со стороны США и стран Евросоюза.
Санкции, были применены к российским компаниям нефинансового сектора, физическим лицам и банкам и включил:
- Запрет экспорта в Россию ряда товаров (основную долю которых занимают высокотехнологичные товары, товары военно-промышленного комплекса, технологии нефтедобычи и нефтепереработки). Замораживание уже существующих и отказ от заключения новых проектов в нефтедобыче и нефтепереработке.
- Запрет на приобретение российскими банками кредитов за рубежом. Попавшие под санкции банки – это либо банки государственные (а также такие, где доля государственных структур в собственности превышает 50 %), либо частные банки, являющиеся собственностью попавших в санкционные списки физических лиц (а также те банки, которые начали свою деятельность в Крыму). Под санкции попали «Сбербанк», банк ВТБ, «Газпромбанк», «Внешэкономбанк» и «Россельхозбанк». Некоторые банки лишились возможности вести любые платежные операции в долларах или евро.
- Персональные санкции, которые направлены на определенную группу лиц (в основном это представители политики и бизнеса, крупные чиновники) и представляют собой запрет на въезд в страну и открытие на ее территории банковских счетов.
Обобщая совокупность введенных в отношении России экономических санкции, можно отметить, что они касаются таких отраслей, как газовая, нефтяная, оборонная, авиакосмическая, атомная, а также банковского сектора, то есть тех отраслей, которые и формируют конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке.
По мнению экспертов, санкции мало повредили нашей финансовой системе. Однако они были наложены на страну в очень неблагоприятный период, что привело ко многим негативным косвенным эффектам: повышение кредитных ставок, снижение сберегательной активности населения, снижение у банков «интереса» к кредитным операциям, общее снижение инвестиционной привлекательности России и пр.
В ответ на экономические санкции Запада, Россия ввела эмбарго на поставку продовольствия. Россия ввела запрет на ввоз: мяса, рыбы, молочной продукции, овощей и фруктов. По мнению специалистов, введение экономических санкций также оказало положительное влияние на развитие некоторых отраслей российской экономики. Например, сельское хозяйство.
Введение эмбарго привело к потере европейскими странами значительного объема рынка реализации продукции, не только сельскохозяйственной, но и промышленной. В основном пострадали страны Европы, такие как Польша, Норвегия, Франция, Италия и др. Поскольку Российские импортеры перенаправили потоки экспорта продовольствия из Южной Америки, Китая ид. Стран.
Рассмотрим, как повлияли санкции на финансирование государственных предприятий на примере инвестиций в основной капитал предприятий.
Доля собственных средств в общем объеме инвестиций в России в 2016 год достигла 5689,6 млрд. руб., что на 1,6 % больше чем в 2015 году. Привлеченные средства в 2016 году составили 5304,1 млрд. руб., что так же больше чес в 2105 году.
Значительный рост показали банковские кредиты. В 2016 году их было выдано на сумму 1152,8 млрд. руб., что на 2,4% больше чем в 2015 году.
Однако, доля бюджетных средств в 2016 году сокращалась. Всего было перечислено бюджетных средств в основной капитал на 1750,4 млрд. руб., что 1,7% меньше чем в 2015 году. Значительно сократились средства выделяемы из федерального бюджета. Если в 2105 году их было выделено на 1185,7 млрд. руб., то уже в 2016 — 984,3 млрд. руб. Сократились также и средства, выделяемые из бюджетов субъектов РФ.
По оценкам Международного Валютного Фонда влияние санкций на экономику России в краткосрочном периоде связано уменьшением инвестиций в основной капитал и потребления. Потери российской экономики за счет воздействия этих факторов оцениваются в 1-1,5% ВВП. При этом в долгосрочной перспективе в случае продолжительного сохранения санкций совокупные потери могут возрасти до 9% ВВП, что будет обусловлено уменьшением накопления капитала, и ограничением импорта высокотехнологичной продукции, что в свою очередь приведет к снижению и без того невысокой производительности в экономике России.
В результате из-за снижения субсидирования и финансирования со стороны государства значительная часть государственных предприятий вынуждена искать средства на свое существование.
Нехватка средств у государственных и муниципальных предприятий приводи к снижению уровня материально-технического обеспечения предприятий, низкому уровню оплаты квалифицированным специалистам и уменьшению числа кадрового состава. Такое недофинансирование ведет к снижению качества оказываемых услуг, научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальному недовольству в обществе.
Недостаточное финансирование отрицательно влияет на потенциал экономики страны в целом. Все это является одной из причин оттока и, как следствие, старения наиболее квалифицированных кадров из таких систем, оборонная промышленность.
Кроме того, санкции коснулись стратегически важной сфере экономики, такой как оборонная промышленность, казенные предприятия, в основном создаются для производства обороноспособной продукции (например, вооружений) и продукции, предназначенной главным образом для обеспечения федеральных и иных публичных нужд.
Санкции коснулись таких предприятий, как Оборонпром, Сириус, Алмаз Антей, Технологии машиностроения, Станкоинструмент, Калашников, Высокоточные комплексы, Базальт Тульский оружейный завод, Химкомпозит.
Для указанных компаний запрещён импорт и экспорт оружия, а также поставки продукции «двойного назначения» и высоких технологий, которые могут быть использованы в оборонной промышленности.
На три предприятий из списка («Уралвагонзавод», «ОАК» и «Оборонпром») Евросоюз наложил и финансовые санкции – запретил финансирование и любые другие операции с ценными бумагами.
ОПК представляет собой высокотехнологичный сектор российской экономики, ее ключевое звено, которое включает промышленные предприятия и научные организации, занимающиеся оборонными исследованиями и созданием вооружения и военной техники. Одна из важнейших ролей в поддержании национальной безопасности принадлежит оборонно-промышленному комплексу. По объему экспорта вооружений Россия занимает второе место в мире, примерно в два-три раза уступая США: ежегодный российский экспорт вооружений составляет 12-15 миллиардов долларов, а экспорт США составляет порядка 35 миллиардов долларов.
Объектами санкций в ОПК являются оборудование и технологии, применяемые для производства вооружений и другой продукции оборонного комплекса, а также технологии и продукция двойного назначения. Так, под запрет подпадает импортная электроника, используемая для комплектования продукции ОПК.
Даже те компании ОПК, которые не попали под финансовые ограничения, скорее всего будут испытывать трудности с привлечением дешёвых кредитов, поскольку большая часть российской банковской системы оказалась под воздействием санкций. Как и в нефтегазовом секторе, пострадает ряд крупных совместных проектов, связанных с привлечением западных высоких технологий, пример этого — заморозка проектов «Уралвагонзавода». Однако в целом, воздействие санкций на оборонные компании не выглядит критичным с учетом их ориентации на внутренний спрос и рост бюджета ОПК, а финансово государство и так их активно поддерживало.
Ключевым последствием санкций является ограничение доступа к внешним финансовым рынкам и, следовательно, удорожание фондирования для российских банков и организаций, а также возможное ухудшение общего финансового состояния. Причём финансовые санкции повлияют как на предприятия из «списка», так и на компании, не попавшие напрямую под ограничения. Причина этому — ухудшение доступности финансовых ресурсов в экономике в целом.