Телевидение в России занимает уникальное место в системе средств массовой информации не только по объему времени, которое зрители проводят перед экранами, но и по влиянию на общественные дискуссии. Для абсолютного большинства россиян, главным образом живущих за пределами столиц и городов-миллионников, телевидение остается главным средством получения актуальной политической информации и развлекательных программ.
Для многих российских детей телевидение является важным способом организации досуга, основным развлечением. Это особенно актуально для семей с невысоким достатком, в которых доступ к широкополосному Интернету, платным каналам и другим формам развлечений ограничен. Во-вторых, отсутствие в России развитой и доступной системы детских и юношеских СМИ не создает возможной альтернативы широко распространенному развлекательному контенту. В-третьих, не следует забывать и об образовательной роли телевидения, которое может многое привнести в формирование ценностей и интеллектуального уровня детей, как это происходит в практике ряда зарубежных общественных вещателей в странах Европы, Северной Америки, Азии.
СМИ и новые каналы коммуникации постепенно вытесняют традиционные для прошлых десятилетий формы проведения семейного досуга. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в 1992 году среднестатистический россиянин за три месяца прочитывал чуть более 5 книг. К 2011 году этот показатель снизился до 3,944. В то же время объем внимания, уделяемого различным типам медиа, в наши дни ощутимо растет. При этом одним из главных способов организации досуга среди россиян вот уже много лет остается просмотр телевизора. Именно он является для них самым простым и доступным видом развлечения.
По данным индустриальной системы электронных измерений телесмотрения TNS, объем телепотребления на душу населения в России составляет 3 час. 40 мин. в сутки. Подобные привычки взрослых не могут не отражаться на находящихся в том же помещении детях.
Благодаря, опубликованному годовому отчету по детскому телевидению мы можем говорить о том, что дети недалеко ушли от взрослых по количеству часов потраченных на просмотр телевизора. «В 2012 году каждый ребенок в возрасте от 4 до 14 лет на просмотр телепрограмм в среднем тратил 2 час. 24 мин. ежедневно».
У родителей телевизор становится нянькой, занимающей, развлекающей и обучающей их детей при минимальных финансовых вложениях и усилиях с их стороны. Поведенческие модели передаются юному поколению посредством телеэфира. Более того, для многих детей телевидение становится своеобразным «окном в мир». При том, что до 90 % усваиваемой информации человек получает посредством зрения, это имеет особое значение. Как было уже сказано в первой главе исследователи не раз доказывали зависимость развития мышления ребенка от интеллектуальной насыщенности телепрограмм, а также роль демонстрации насилия на телеэкране в возникновении агрессивных форм поведения. В свете этого состояние российского телевидения для подрастающего поколения, а также перспективы его развития выглядят весьма актуальными.
Современные телеканалы, которые находятся в общем доступе, ориентируются в основном на взрослое население. Детская аудитория оказывается не слишком привлекательной для рекламодателей, из-за ограничений по размещению рекламы в период трансляции детских программ, и в связи с этим детские программы становятся не выгодными.
Не смотря на это, в России все-таки существует достаточное количество специализированных телеканалов для детей, предоставляющих качественный и современный контент. Но в открытом доступе находятся только два телеканала: «Карусель» и «Дисней». Другие специализированные телеканалы для детей осуществляют свое вещание через спутник. Без внимания остаются те дети, в семьях которых по разным причинам не установлено платное телевидение. В связи с этим, дети потребляют контент для взрослых на эфирных телеканалах.
Если специализированные детские вещатели («Карусель», Disney, Nickelodeon и др.) в моменты выбора и производства программ обычно учитывают мнение детских психологов, то далеко не всегда это происходит при программировании общедоступных универсальных каналов.
Долгое время в России не было законодательства, регулирующего телевизионный эфир на предмет пользы или вреда телевизионных программ для детей. Согласно Семейному кодексу, о психическом, духовном и нравственном развитии ребенка должны заботиться их родители. Однако 1 сентября 2012 года вступил в силу федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он приблизил российское законодательство к правовым нормам таких стран, как США, Германия, Франция, Швеция, Япония, где доступ юных зрителей к информационной продукции давно и успешно регулируется.
Теперь в период с 4 часов утра до 23 часов вечера по местному времени в российском эфире не могут появляться программы, способные спровоцировать у детей панику, страх, оправдывающие насилие и противоправное поведение. Закон также запрещает распространение эротических программ и информации, которая может вызвать у детей тягу к употреблению наркотиков, алкоголя, к азартным играм, а также потенциально способна побудить их к причинению вреда себе и окружающим, суициду. Нецензурная брань также не может звучать в эфире, зато в отношении «цензурной» действуют более мягкие ограничения: ее не должно быть в эфире с 7:00 до 21 часа, как и нейтральных сцен половых отношений.
На каждой телепрограмме сейчас стоит специальный знак, предупреждающий о том, насколько ее содержание соответствует определенному возрасту ребенка, и здесь законом предусмотрена градация.
Программы без возрастных ограничений помечены знаком «0+». Программам, которые нельзя смотреть детям младше шести, двенадцати и шестнадцати лет, присвоены символы «6+», «12+» и «16+» соответственно. Телепродукция, предназначенная исключительно для взрослых, маркирована как «18+».
При этом классифицировать программы и присваивать им соответствующую маркировку могут лишь эксперты и организации, аккредитованные Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).
«Не смотря на то, что Государство предпринимает меры по защите детей от негативного контента на телевидении стоит вопрос, Выполняют ли закон телевизионные компании? Поначалу программы телепередач на официальных сайтах, то Первый канал экономно раскидывает маркеры «12+» и «16+». Значит ли это, что все остальные передачи имеют статус «0+»? Скорее всего, именно так, хотя бывает, что новости с ограничением «0+» смотреть страшнее, чем иной ужастик. Канал «Россия-1» великодушно маркирует 99% своих программ «12+», делая исключение лишь для «Спокойной ночи, малыши» (0+) и отдельных передач после полуночи (16+). НТВ предпочитает более возрастной маркер «16+», устанавливая его для программы «Главная дорога» и относя к «0+» программу «ЧП». Канал Рен-ТВ почему-то относит к «0+» «Сеанс для взрослых» после полуночи. О результатах применения нового закона на практике можно судить по итогам медиа мониторинга, проведенного в сентябре 2012 года. Было проверено 2 820 телеканалов и телепрограмм и выявлено у них 289 нарушений – то есть у каждого десятого».
Создается впечатление, что формально требования закона выполняются, но серьезно к нему никто не относится.
Немного странным выглядит и полное исключение из сферы действия закона всей рекламной продукции. Конечно, с юридической точки зрения это оправданно, ведь содержание рекламы регламентируется отдельным законом, который устанавливает те же самые ограничения. Но раз уж речь зашла о защите детей от причиняющей вред информации, то стоило бы отнести рекламу хотя бы к категории «16+».
Да и на вряд ли детей останавливают эти маркировки от просмотра непредназначенного для них контента, а многие родители вовсе не обращают, что смотрят их чада.