Анализ существующих проблем межбюджетных трансфертов

В настоящее время существует проблема оптимального формирования и распределения бюджетных средств. Местные бюджеты становятся все более зависимыми от федерального, государство не может полноценно удовлетворять интересы всех субъектов в области финансирования — все эти проблемы тормозят развитие финансовой системы России, и поэтому проблема межбюджетных отношений в РФ приобретает все большую актуальность.
Организация межбюджетных отношений включает две составляющие, а именно экономическую и политическую. Экономическая составляющая включает в себя решение проблем, касающихся мобилизации и распределения денежных средств, а политическая составляющая связана с определением функциональности и самостоятельности уровней власти.
Более того, решение проблем организации межбюджетных отношений тесно связано с решением проблем бюджетного федерализма, а это, в свою очередь, зависит от своевременного перечисления трансфертов в регионы из федерального бюджета. Данная зависимость вызвана финансовой слабостью многих предприятий. В настоящее время большое количество предприятий находятся на грани банкротства. Жесткие меры по стабилизации финансовой системы страны вызвали снижение уровня реальных доходов населения. Возникла проблема раздельного функционирования финансового сектора экономики и производства. Помимо этого имеет место проблема отсутствия эффективных стимулов повышения доходности территориальных бюджетов.
С другой стороны, решение данной проблемы с помощью выравнивания территориальных бюджетов за счет дотаций и субвенций приостанавливает развитие хозяйственной инициативы.
В настоящее время межбюджетные трансферты являются важнейшей составляющей поддержки регионов Российской Федерации из федерального бюджета.
Необходимость выравнивания региональных бюджетов, учитывая существенную дифференциацию в уровнях социально-экономического развития регионов и соответственно значительными различиями в уровнях бюджетного потенциала регионов, является важной потребностью для России.
Существующий механизм бюджетного выравнивания в Российской Федерации сложен, нестабилен и непрозрачен. Он не обеспечивает своей главной цели – выравнивания бюджетных фондов регионов. Многие проблемы в системе межбюджетных отношений остались нерешенными. Прежде всего, следует указать на то, что разделение доходов и межбюджетные трансферты используются как расчетные инструменты для сведения баланса субнациональных бюджетов.
Следовало бы добавить совершенствование межбюджетных отношений и работы в области бюджетного федерализма. К примеру, разработать набор предложений, который бы стимулировал регионы для повышения эффективности и собираемости налогов на местах, а также обеспечивал им в полной мере выполнение тех социальных и других обязательств, которые должны ими выполняться в силу своей компетенции.
Для того, чтобы обеспечивалось разделение ответственности за осуществление расходов государственные услуги, положительный эффект которых проявляется в местном масштабе, должны обеспечиваться местными властями. Услуги, оказываемые на благо нескольких территориальных образований, должны предоставляться на уровне области (субъекта Федерации). Услуги, положительный эффект которых проявляется в масштабах всей страны, должны предоставляться федеральными властями.
Вообще пора бы уже рассматривать сокращение зависимости субъектов Федерации от финансовой помощи. А именно необходимо осуществить формирование унифицированных механизмов межбюджетных отношений, не допускающих субъективизма и индивидуальных согласований.
В настоящее время не существует четкого законодательного закрепления бюджетных полномочий и ответственности властей разных уровней в решении проблем социально-экономической жизни регионов. Следовало бы осуществить отказ от принятия решений, возлагающих на нижестоящие бюджеты дополнительные обязательства без предоставления источников их финансирования.
Для нашей страны необходимость расширения налоговых полномочий субъектов Российской Федерации, обеспечение поступления налоговых платежей дочерних компаний, филиалов и подразделений предприятий в соответствующие территориальные бюджеты по месту их нахождения и усиление контроля за целевым характером использования финансовой помощи с учетом обоснованности бюджетных расходов дотационных регионов является важным фактором преодоления многих экономических и бюджетных проблем.
Результаты анализа, показавшие в целом стабильное положение со структурой МБТ в сочетании с увеличением дефицитов бюджетов большинства регионов, приводят нас к выводу, что решить проблему выравнивания финансового обеспечения регионов только через МБТ невозможно: возможности центра по предоставлению МБТ ограничены и простое количественное их увеличение неэффективно. Мы считаем, что в области трансфертов акцент следует делать на качественные изменения, среди которых находятся совершенствование методик расчета МБТ и изменение структуры самих межбюджетных трансфертов.
Наметившаяся тенденция увеличения доли дотаций достаточно противоречива: с одной стороны, это означает увеличение свободы регионов в распоряжении денежными средствами, т.е. усиление демократических тенденций в межбюджетных отношениях федерации и регионов, с другой стороны стабилизирует экономическую ситуацию в регионе со всеми положительными и отрицательными последствиями.
Поскольку налогооблагаемая база в регионах быстро изменяется, необходимо перераспределять доходные источники за счет изменения нормативов распределения федеральных источников поступлений, в связи с чем, следует сделать варианты расчетов при разных нормативах. Возможно, что это должно касаться не налога прибыль, а НДС, который сейчас 100% поступает в федеральный бюджет. Мы считаем, что в новых условиях передача части прямых налогов регионам, как это предлагает правительство, будет менее эффективной, чем передача косвенного налога с эластичностью равной 1.
Эффективное функционирование государственной региональной политики выступает необходимым условием конкурентного и устойчивого социально-экономического развития российских регионов, важнейшую роль, в которой играет система управления межбюджетными отношениями, призванная сочетать интересы государства с интересами отдельных региональных и муниципальных образований в рамках бюджетного федерализма.

 

Оганян А.А. Анализ существующих проблем межбюджетных трансфертов. Электронный ресурс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *