Цель контрольного этапа эксперимента – выявление динамики развития связной речи детей с ОНР 3 уровня.
По завершении серии занятий по выбранной системы работы была проведена повторная диагностика уровня развития связной речи дошкольников по методике Глухова В.П. Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 3.
Таблица 4
Результаты диагностики (контрольный эксперимент)
№ | Задания | Общий балл | Уровень | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
1 | Дима Г. | 5 | 4 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 | 23 | Высокий уровень |
2 | Артём Д. | 1 | 5 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 22 | Высокий уровень |
3 | Саша К. | 5 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 22 | Высокий уровень |
4 | Алина К. | 5 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 22 | Высокий уровень |
5 | Денис Л. | 5 | 5 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 | 24 | Высокий уровень |
6 | Анна М. | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 25 | Высокий уровень |
7 | Алиса О. | 1 | 4 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 | 19 | Средний уровень |
8 | Глеб Т. | 1 | 5 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 16 | Средний уровень |
9 | Серёжа Ф. | 5 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 0 | 16 | Средний уровень |
Анализ результатов после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности подобранного нами комплекса методов, приемов и средств. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Дети показали хорошую динамику развития, выполнив задания диагностики. Процент детей с низким уровнем речевого развития ушёл на минимум.
Соответственно количество детей со средним уровнем речевого развития уменьшилось с 6 до 3, а 6 детей показали высокий результат. Динамика развития отслеживается у всех детей без исключения.
Рис. 3. Результаты повторной диагностики развития связной речи
Рис.4. Динамика развития связной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня
Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента показали следующее: дети стали заинтересовано относиться к выполнению задания, рассказы стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение.
В речи детей стали появляться распространенные предложения с однородными членами, сложноподчиненные и сложносочиненные.
Появились союзы, указывающие на причинные, временные и другие связи. В рассказах дети стали использовать описания, сравнения, вводные слова.
Положительная динамика развития связной речи присутствует у всех детей, в той или иной степени. Это еще раз доказывает о необходимости использования дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.
ВЫВОД
Таким образом, результаты проведенного в рамках ВКР опытно-экспериментального исследования подтверждают гипотезу о том, что формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет проходить более успешно при специальной организации коррекционно-развивающего процесса, одним из основных условий которого является подбор наиболее эффективных методов, приемов и средств, которые могут способствовать мотивации речевой деятельности и появлению интереса к занятиям по обучению рассказыванию.
В качестве условий, способствующих реализации коммуникативно-деятельностного подхода выделим:
— создание положительного эмоционального фона и обогащения чувственного опыта детей с речевой проблемой;
— использование индивидуального подхода в формировании средств образной выразительности речи детей ОНР 3 уровня;
— особый подбор речевого материала (небольшой объем произведения, произведения разных жанров);
— применение современных технологий, специальных методов и приёмов в обучении детей с речевыми нарушениями связной речи;
— взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей по формированию связной речи у детей ОНР 3 уровня.
Предложенные условия формирования связной речи у детей дошкольного возраста ОНР 3 уровня способствуют повышению ее качества и развитию творческого отношения к слову.