Анализ результатов опытно – экспериментальной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Цель контрольного этапа эксперимента – выявление динамики развития связной речи детей с ОНР 3 уровня.

По завершении серии занятий по выбранной системы работы   была проведена повторная диагностика уровня развития связной речи дошкольников по методике Глухова В.П. Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 3.

Таблица 4

Результаты диагностики (контрольный эксперимент)

  Задания Общий балл Уровень
    1 2 3 4 5 6 7    
1 Дима Г. 5 4 4 3 2 2 3 23 Высокий уровень
2 Артём Д. 1 5 3 3 3 4 3 22 Высокий уровень
3 Саша К. 5 4 3 3 2 2 3 22 Высокий уровень
4 Алина К. 5 4 3 3 2 2 2 22 Высокий уровень
5 Денис Л. 5 5 4 3 2 2 3 24 Высокий уровень
6 Анна М. 5 5 3 3 3 3 3 25 Высокий уровень
7 Алиса О. 1 4 4 3 2 2 3 19 Средний уровень
8 Глеб Т. 1 5 3 1 2 2 2 16 Средний уровень
9 Серёжа Ф. 5 2 3 2 2 2 0 16 Средний уровень

Анализ результатов после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности подобранного нами комплекса методов, приемов и средств. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Дети показали хорошую динамику развития, выполнив задания диагностики. Процент детей с низким уровнем речевого развития ушёл на минимум.

Соответственно количество детей со средним уровнем речевого развития уменьшилось с 6 до 3, а 6 детей показали высокий результат. Динамика развития отслеживается у всех детей без исключения.

Рис. 3. Результаты повторной диагностики развития связной речи

Рис.4. Динамика развития связной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня

Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента показали следующее: дети стали заинтересовано относиться к выполнению задания, рассказы стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение.

В речи детей стали появляться распространенные предложения с однородными членами, сложноподчиненные и сложносочиненные.

Появились союзы, указывающие на причинные, временные и другие связи. В рассказах дети стали использовать описания, сравнения, вводные слова.

Положительная динамика развития связной речи присутствует у всех детей, в той или иной степени. Это еще раз доказывает о необходимости использования дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

ВЫВОД

Таким образом, результаты проведенного в рамках ВКР опытно-экспериментального исследования подтверждают гипотезу о том, что формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет проходить более успешно при специальной организации коррекционно-развивающего процесса, одним из основных условий которого является  подбор наиболее эффективных методов, приемов и средств, которые могут способствовать мотивации речевой деятельности и появлению интереса к занятиям по обучению рассказыванию.

В качестве условий, способствующих реализации коммуникативно-деятельностного подхода выделим:

—          создание положительного эмоционального фона и обогащения чувственного опыта детей с речевой проблемой;

—          использование индивидуального подхода в формировании средств образной выразительности речи детей ОНР 3 уровня;

—          особый подбор речевого материала (небольшой объем произведения, произведения разных жанров);

—          применение современных технологий, специальных методов и приёмов в обучении детей с речевыми нарушениями связной речи;

—          взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей по формированию связной речи у детей ОНР 3 уровня.

Предложенные условия формирования связной речи у детей дошкольного возраста ОНР 3 уровня способствуют повышению ее качества и развитию творческого отношения к слову.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *