Анализ региональной программы социально-экономического развития Астраханской области

Первый стратегический документ – стратегия социально-экономического развития Астраханской области на долгосрочную перспективу – был разработан в 2005 году. Его ключевые положения основывались на необходимости использования нового портфеля ресурсов развития региона в условиях завершения восстановительного роста и перехода в инвестиционную фазу экономики страны, уникального географического положения области для укрепления статуса региона как центра России на Каспии

В области проводились мероприятия по улучшению экономической и социального положения:

— постоянное взаимодействие с финансовым управлением Администрации области велась систематическая работа в подразделениях Министерства финансов РФ по вопросам текущего финансирования, обеспечения финансовой поддержки региона.

— Осуществлялось организационное и информацио  ное сопровождение реализации федеральных целевых программ.

— Проведены мероприятия по улучшению качества образования, открылось несколько гимназий и школ с углубленным изучением иностранных языков, открылись несколько научно-исследовательских центров.

— Представительство приняло участие в подготовке проведения коллегии Министерства транспорта РФ по вопросу о мерах по развитию инфраструктуры и обеспечению функционирования международного транспортного коридора «Север-Юг».

— Проведена работа по решению вопроса ликвидации ветхого и аварийного жилого фонда в Астраханской области.

В целях повышения конкурентоспособности области в масштабах страны и Каспийского макрорегиона, что приведет к повышению устойчивости ее развития, закреплению сценария технологической и корпоративной модернизации, созданию благоприятных условий для жизни и работы населения Астраханской области, документом утверждена Программа социально-экономического развития Астраханской области на 2015 — 2019 годы.

Социально-экономическая политика в данный период сфокусирована на следующих приоритетах: кластеризация и модернизация секторов экономики, активизация инновационного развития, развитие человеческого капитала.

Стратегической целью программы является повышение качества жизни населения и уменьшения уровня бедности на основе динамичного и устойчивого роста экономики и обеспечения экологической безопасности на территории региона.

Основные сценарии социально-экономического развития области на средне- и долгосрочную перспективу:

1. Инерционный: использование старого портфеля ресурсов, консервация корпоративной структуры, их эксплуатации и технологий;

2. Оптимизационный: восстановление ресурсного портфеля предыдущего этапа развития, повышение эффективности его использования;

3. Интенсивный: формирование нового ресурсного портфеля: дорогая и мобильная рабочая сила, конкурентоспособные технологии, инфраструктурная и правовая доступность больших рынков, сильные рыночные позиции: глобальные бренды, обширная контрактная база, современные форматы торговли.

Результатов планируется достичь путём развития конкурентоспособных, инновационно-ориентированных кластеров в экономике области, привлечения инвестиций в развитие приоритетных направлений Астраханской области и повышения макрорегионального статуса области, формирования региональной инновационной системы, а так же обеспечения устойчивого развития экологических и социальных систем.

Для реализации поставленных задач в активе региона имеется более 50 крупных инвестиционных проектов, связанных с созданием новых производств практически во всех секторах промышленности. Это, прежде всего, отрасли и проекты форсированного развития, находящиеся в фазе активного роста и имеющие высокий потенциал дальнейшего привлечения новых инвестиций.

К таким секторам относятся нефтегазовый комплекс, судостроение, транспорт.

В судостроительном комплексе главной задачей будет создание на территории Астраханской области особой экономической зоны, на которой планируется развернуть новые производственные мощности совместно российскими и мировыми компаниями. В энергетике — завершение строительства объектов генерации в Знаменске, техническое перевооружение объектов, а также реализация проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых и альтернативных источников энергии — «солнечной генерации», «ветровой энергетики».

В транспортном комплексе — реализация инфраструктурных проектов, обеспечивающих интеграцию области в международные транспортные коридоры «Север-Юг» и «Восток-Запад».

В строительстве главная задача — сохранить стабильные темпы роста и перевести строительный сектор на современную технологическую базу.

Но основной резерв региона — это отрасли перспективного старта, обеспечивающие стабильные текущие результаты, по которым ещё предстоит достигнуть пика технологического передела и возможности расширения цепочки добавленной стоимости. Необходимо выявить резервы добавленной стоимости и создать все необходимые условия работы для бизнеса по их освоению. Это, прежде всего, проекты агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства, туристического кластера.

Второй документ, представленный на заседании правительства, — это прогноз социально-экономического развития Астраханской области на 2015-2017 годы.

Прогноз основан на высоких темпах экономического развития и задачах, поставленных губернатором Астраханской области и президентом России. Развитие экономики Астраханской области продолжает курс, направленный на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности предприятий, высокотехнологичных секторов и внедрение инноваций.

Основной базой прогнозирования стали тенденции текущей ситуации, прогнозные параметры Российской Федерации, факторы роста, определённые программой социально-экономического развития Астраханской области.

Кроме перечисленных в государственной программе механизмов обеспечения выхода на целевые параметры развития, акцент делается на интенсивный рост пищевой промышленности и реализацию предприятиями возможностей импортозамещения, развитие малого бизнеса, реализацию ряда проектов в обрабатывающих отраслях промышленности, не связанных с нефтеперерабатывающим кластером.

Период 2014-2017 годов условно можно разделить на 2 этапа. Это 2014-2015 годы, в течение которых создаются условия для эффективного использования уже имеющихся конкурентных преимуществ региона в обрабатывающих отраслях, в области сырьевых ресурсов, сельского хозяйства, транспорта. В этот период темпы роста экономики не превысят 6 % в год.

С 2016 года по прогнозу начнется промышленная эксплуатация крупных инфраструктурных и промышленных проектов, которые обеспечат темпы роста ВРП в 2016-2017 годах на уровне 18-26 %. Основным из них станет запуск проекта освоения месторождения им. Филановского, а также другие проекты в сфере нефтесервисных услуг и обрабатывающей промышленности.

Объёмы промышленного производства в период с 2015 по  2017 годы возрастут в 2 раза к 2014 году. Главными факторами роста объёмов промышленного производства станут результаты проводимой технологической модернизации действующих предприятий, развитие новых производств, перспективы импортозамещения.

Запущенные проекты в отрасли добычи полезных ископаемых находятся в стадии интенсивного развития и роста. Уже сегодня они демонстрируют максимальные показатели эффективности вложений. Перспективы развития в обрабатывающей промышленности, которая занимает центральное место в программе развития региона, связаны с реализацией проектов в химическом производстве, пищевой промышленности, судостроении, металлургии, производстве неметаллических материалов. Положительная динамика прогнозируется по всем основным специализациям.

Эффективная работа базовых отраслей экономики позволит обеспечить динамичный рост заработной платы и доходов населения. Среднемесячная заработная плата увеличится в среднем на 10 % в год. Темпы роста денежных доходов населения превышают темпы роста величины прожиточного минимума, в результате чего в 2017 году заметно сократится численность населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, живущих за чертой бедности — почти на 13 тыс. человек. Данные параметры достижимы, но требуют активных действий, концентрации усилий исполнительных органов государственной власти области на реализации мер, направленных на ускорение развития.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *