Анализ региональной программы социально-экономического развития Астраханской области

Первый стратегический документ – стратегия социально-экономического развития Астраханской области на долгосрочную перспективу – был разработан в 2005 году. Его ключевые положения основывались на необходимости использования нового портфеля ресурсов развития региона в условиях завершения восстановительного роста и перехода в инвестиционную фазу экономики страны, уникального географического положения области для укрепления статуса региона как центра России на Каспии

В области проводились мероприятия по улучшению экономической и социального положения:

— постоянное взаимодействие с финансовым управлением Администрации области велась систематическая работа в подразделениях Министерства финансов РФ по вопросам текущего финансирования, обеспечения финансовой поддержки региона.

— Осуществлялось организационное и информацио  ное сопровождение реализации федеральных целевых программ.

— Проведены мероприятия по улучшению качества образования, открылось несколько гимназий и школ с углубленным изучением иностранных языков, открылись несколько научно-исследовательских центров.

— Представительство приняло участие в подготовке проведения коллегии Министерства транспорта РФ по вопросу о мерах по развитию инфраструктуры и обеспечению функционирования международного транспортного коридора «Север-Юг».

— Проведена работа по решению вопроса ликвидации ветхого и аварийного жилого фонда в Астраханской области.

В целях повышения конкурентоспособности области в масштабах страны и Каспийского макрорегиона, что приведет к повышению устойчивости ее развития, закреплению сценария технологической и корпоративной модернизации, созданию благоприятных условий для жизни и работы населения Астраханской области, документом утверждена Программа социально-экономического развития Астраханской области на 2015 — 2019 годы.

Социально-экономическая политика в данный период сфокусирована на следующих приоритетах: кластеризация и модернизация секторов экономики, активизация инновационного развития, развитие человеческого капитала.

Стратегической целью программы является повышение качества жизни населения и уменьшения уровня бедности на основе динамичного и устойчивого роста экономики и обеспечения экологической безопасности на территории региона.

Основные сценарии социально-экономического развития области на средне- и долгосрочную перспективу:

1. Инерционный: использование старого портфеля ресурсов, консервация корпоративной структуры, их эксплуатации и технологий;

2. Оптимизационный: восстановление ресурсного портфеля предыдущего этапа развития, повышение эффективности его использования;

3. Интенсивный: формирование нового ресурсного портфеля: дорогая и мобильная рабочая сила, конкурентоспособные технологии, инфраструктурная и правовая доступность больших рынков, сильные рыночные позиции: глобальные бренды, обширная контрактная база, современные форматы торговли.

Результатов планируется достичь путём развития конкурентоспособных, инновационно-ориентированных кластеров в экономике области, привлечения инвестиций в развитие приоритетных направлений Астраханской области и повышения макрорегионального статуса области, формирования региональной инновационной системы, а так же обеспечения устойчивого развития экологических и социальных систем.

Для реализации поставленных задач в активе региона имеется более 50 крупных инвестиционных проектов, связанных с созданием новых производств практически во всех секторах промышленности. Это, прежде всего, отрасли и проекты форсированного развития, находящиеся в фазе активного роста и имеющие высокий потенциал дальнейшего привлечения новых инвестиций.

К таким секторам относятся нефтегазовый комплекс, судостроение, транспорт.

В судостроительном комплексе главной задачей будет создание на территории Астраханской области особой экономической зоны, на которой планируется развернуть новые производственные мощности совместно российскими и мировыми компаниями. В энергетике — завершение строительства объектов генерации в Знаменске, техническое перевооружение объектов, а также реализация проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых и альтернативных источников энергии — «солнечной генерации», «ветровой энергетики».

В транспортном комплексе — реализация инфраструктурных проектов, обеспечивающих интеграцию области в международные транспортные коридоры «Север-Юг» и «Восток-Запад».

В строительстве главная задача — сохранить стабильные темпы роста и перевести строительный сектор на современную технологическую базу.

Но основной резерв региона — это отрасли перспективного старта, обеспечивающие стабильные текущие результаты, по которым ещё предстоит достигнуть пика технологического передела и возможности расширения цепочки добавленной стоимости. Необходимо выявить резервы добавленной стоимости и создать все необходимые условия работы для бизнеса по их освоению. Это, прежде всего, проекты агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства, туристического кластера.

Второй документ, представленный на заседании правительства, — это прогноз социально-экономического развития Астраханской области на 2015-2017 годы.

Прогноз основан на высоких темпах экономического развития и задачах, поставленных губернатором Астраханской области и президентом России. Развитие экономики Астраханской области продолжает курс, направленный на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности предприятий, высокотехнологичных секторов и внедрение инноваций.

Основной базой прогнозирования стали тенденции текущей ситуации, прогнозные параметры Российской Федерации, факторы роста, определённые программой социально-экономического развития Астраханской области.

Кроме перечисленных в государственной программе механизмов обеспечения выхода на целевые параметры развития, акцент делается на интенсивный рост пищевой промышленности и реализацию предприятиями возможностей импортозамещения, развитие малого бизнеса, реализацию ряда проектов в обрабатывающих отраслях промышленности, не связанных с нефтеперерабатывающим кластером.

Период 2014-2017 годов условно можно разделить на 2 этапа. Это 2014-2015 годы, в течение которых создаются условия для эффективного использования уже имеющихся конкурентных преимуществ региона в обрабатывающих отраслях, в области сырьевых ресурсов, сельского хозяйства, транспорта. В этот период темпы роста экономики не превысят 6 % в год.

С 2016 года по прогнозу начнется промышленная эксплуатация крупных инфраструктурных и промышленных проектов, которые обеспечат темпы роста ВРП в 2016-2017 годах на уровне 18-26 %. Основным из них станет запуск проекта освоения месторождения им. Филановского, а также другие проекты в сфере нефтесервисных услуг и обрабатывающей промышленности.

Объёмы промышленного производства в период с 2015 по  2017 годы возрастут в 2 раза к 2014 году. Главными факторами роста объёмов промышленного производства станут результаты проводимой технологической модернизации действующих предприятий, развитие новых производств, перспективы импортозамещения.

Запущенные проекты в отрасли добычи полезных ископаемых находятся в стадии интенсивного развития и роста. Уже сегодня они демонстрируют максимальные показатели эффективности вложений. Перспективы развития в обрабатывающей промышленности, которая занимает центральное место в программе развития региона, связаны с реализацией проектов в химическом производстве, пищевой промышленности, судостроении, металлургии, производстве неметаллических материалов. Положительная динамика прогнозируется по всем основным специализациям.

Эффективная работа базовых отраслей экономики позволит обеспечить динамичный рост заработной платы и доходов населения. Среднемесячная заработная плата увеличится в среднем на 10 % в год. Темпы роста денежных доходов населения превышают темпы роста величины прожиточного минимума, в результате чего в 2017 году заметно сократится численность населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, живущих за чертой бедности — почти на 13 тыс. человек. Данные параметры достижимы, но требуют активных действий, концентрации усилий исполнительных органов государственной власти области на реализации мер, направленных на ускорение развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *