АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИРБИТСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Совершенствование образовательной системы Ирбитского муниципального образования происходит в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основным ориентиром которой является повышение эффективности и качества предоставляемых образовательных услуг в соответствии с приоритетными направлениями развития российского образования.

В рамках муниципальной программы «Развитие системы образования в Ирбитском МО до 2020 года» деятельность Управления образования и подведомственных ему учреждений в прошедшем учебном году была направлена на решение следующих задач [18, с.4]:

— развитие системы образования Ирбитского МО через эффективное выполнение муниципальных функций;

— создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для получения качественного и доступного образования, позитивной социализации детей;

— содействие развитию системы управления качеством образования, включая систему внешней оценки качества образования, реализации внутренних моделей управления качеством образования, методической поддержки аттестации педагогов, развития олимпиадного и конкурсного движений;

— организация эффективной работы по выявлению и поддержке талантливых детей и детей с трудностями в обучении;

— организация непрерывного развития потенциала современного педагога, профессионального мастерства педагогических и руководящих работников, инновационного и конкурсного движения, поддержка как опытных, так и начинающих педагогических кадров;

— создание в образовательных учреждениях Ирбитского МО условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и работников;

— организация круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей.

Поставленные задачи на 2016 – 2017 учебный год определили акценты развития муниципальной системы образования, а так же представлены промежуточные результаты достижения стратегической цели, заявленной в муниципальной программе «Развитие системы образования в Ирбитском МО до 2020 года»: обеспечение последовательной реализации государственной и региональной образовательной политики по развитию потенциала системы образования Ирбитского МО; обеспечение прав граждан на качественное, доступное, адаптивное образование; обеспечение максимального соответствия предлагаемых образовательных услуг тенденциям развития социально-экономического комплекса Ирбитского МО [18, с.9].

Образовательная система Ирбитского муниципального образования – это развитая сеть организаций, которые предоставляют широкий спектр образовательных услуг различного уровня.

На территории Ирбитского МО функционируют 56 образовательных учреждений:

— образовательные учреждения, подведомственные Управлению образования Ирбитского МО – 50;

— учреждения дополнительного образования, подведомственные Управлению культуры Ирбитского МО – 2;

— государственные образовательные учреждения – 3;

— негосударственный детский сад – 1.

Решению важнейшей государственной задачи как обеспечение доступности образования во многом способствует сеть образовательных организаций. Представленное в них разнообразие образовательных услуг определяется требованиями государственных образовательных стандартов, потребностями обучающихся и их родителей.

Сеть муниципальных образовательных организаций, подведомственных Управлению образования Ирбитского МО, включает в себя все уровни общего образования – от дошкольных образовательных организаций до образовательных организаций среднего общего образования, а также учреждения дополнительного образования.

В 2016 – 2017 учебном году продолжилась работа по оптимизации и реорганизации сети учреждений образования [51, с.16]. Так, в сети образовательных учреждений произошли следующие структурные изменения: МКДОУ Горкинский детский сад реорганизован путем присоединения его к МКОУ Горкинской СОШ (постановление администрации Ирбитского МО № 793-ПА от 09.09.2016г.).

Методическое сопровождение образовательной деятельности осуществляет муниципальное казенное учреждение «Центр развития образования».

Таким образом, в Ирбитском МО создано развивающееся единое образовательное пространство, обеспечивающее повышение доступности качественного образования.

Уровень доступности начального общего, основного общего и среднего общего образования

Конституционный принцип доступности качественного общего образования независимо от места жительства реализуется путем создания условий для дифференцированного обучения детей, учитывающих их учебные возможности, интересы и образовательные потребности. В целях соблюдения прав граждан на образование в Ирбитском муниципальном образовании функционирует 21 общеобразовательная организация.

Муниципальной системой общего образования по состоянию на 01.06.2017 года охвачено 3576 человек в 267 классах.

Динамика численности обучающихся и динамика приема в 1-е классы в общеобразовательных организациях представлена на рисунке 1.2

   

Рисунок 1 – Динамика численности обучающихся в общеобразовательных

организациях

Рисунок 2 — Динамика приема в 1-е классы общеобразовательных организаций

Как показывает анализ численности обучающихся в ОУ Ирбитского МО, за последние несколько лет контингент обучающихся продолжает увеличиваться. Прирост численности обучающихся за последние 4 года составил 131 человек (3%), причиной которого является, в первую очередь, постоянное увеличение количества учащихся 1 классов, о чем свидетельствует динамика приема в 1 классы ОУ детей.

В результате исполнения п.4.9 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 (расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели в соответствии с разделом V СанПиН 2.4.2.2821-10) в прошедшем учебном году снизилась средняя наполняемость классов на 0,2 человека в сельской школах и на 0,9 человек в городской школе и составляет 12,5 и 22 человека соответственно.

01 сентября 2016 года в Ирбитском МО стартовал педагогический проект «Кадетство». 13 учеников 5 классов МОУ «Зайковская СОШ № 1» были зачислены в специальный, кадетский, класс.

Учебно-воспитательный процесс в данном классе осуществляется по принципу «полного дня»: в первой половине дня – занятия по общеобразовательным дисциплинам, в которые интегрированы вопросы нравственного становления будущих военных; после уроков – занятия по изучению основ военной службы, этике, истории Вооруженных сил Российской Федерации, авиамоделированию; хореографические занятия, вокальное и хоровое пение, основы информатики. Кадеты имеют форму особого образца, свой флаг и знаки отличия.

В следующем учебном году планируется открытие кадетского класса  в МОУ «Пионерская СОШ».

Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главных части одной системы: подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути.

В ОУ Ирбитского МО предпрофильной подготовкой охвачены все обучающиеся 9 классов; для этого в течение учебного года реализовывались элективные учебные курсы – обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента общеобразовательного учреждения учебного плана школы.

Профильное обучение в старших классах в прошедшем учебном году организовано было традиционно в МОУ Ключевской СОШ по биолого-географическому профилю [51, с.19].

Реализовать профильное обучение в полном объеме в сельских школах Ирбитского МО не позволяет малая наполняемость классов на уровне образования.

Благодаря планомерной работе ОУ в рамках муниципальной программы непрерывного аграрного образования произошло увеличение количества обучающихся по программе профессиональной подготовки «Тракторист». Этому способствовала и работа муниципальных базовых площадок на базе МАОУ Черновской СОШ и МОУ «Килачевская СОШ», у которых имеется современное сельскохозяйственная техника и оборудование.

Наоборот, количество обучающихся по программе профессиональной подготовки «Водитель автомобиля», реализуемой в МАОУ Зайковской СОШ № 2, неуклонно сокращается на протяжении последних лет в связи с уменьшением количества обучающихся в 10 – 11 классах. Динамика численности учащихся, занимающихся по программам профессиональной подготовки представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 — Динамика численности учащихся, занимающихся по программам профессиональной подготовки

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ Ирбитского МО осуществляются по нескольким направлениям [51, с.22]:

— интегрированное обучение в общеобразовательных классах школ (инклюзивное образование);

— обучение в специальных коррекционных классах-комплектах общеобразовательных учреждений;

— обучение на дому по индивидуальным учебным планам;

— обучение на дому с использованием технологий дистанционного обучения.

В 2016 – 2017 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ирбитского МО 376 учащихся обучались по адаптированным основным образовательным программам, из них 40 детей-инвалидов.

Образовательный процесс реализации адаптированных основных образовательных программ был организован:

— для 133 учениковв 16 специальных коррекционных классах 7 образовательных организаций (МКОУ Бердюгинская СОШ, МКОУ Горкинская СОШ, МКОУ Дубская СОШ, МАОУ Зайковская СОШ №2, МОУ «Килачевская СОШ», МКОУ Ключевская СОШ, МАОУ Черновская СОШ);

— для 35 учащихся на дому по индивидуальным учебным планам в 14 общеобразовательных учреждениях;

— для 221 обучающегося в условиях полной инклюзии в 20 школах.

Трое детей продолжали обучение в Школе дистанционного обучения при Центре психолого-медико-социального сопровождения «Ресурс» (г. Екатеринбург).

Прошедший год стал годом введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). По данным стандартам обучались 3 ребенка из трех школ Ирбитского района [51, с.24].

Продолжается рост количества обучающихся по адаптированным основным образовательным программам для детей с умственной отсталостью и для детей с задержкой психического здоровья.

Таблица 1 — Количество обучающихся по адаптированным основным образовательным программам для детей с ОВЗ

Учебный год Количество учащихся с умственной отсталостью Количество учащихся с задержкой психического здоровья
2014 – 2015 199 119
2015 – 2016 194 138
2016 – 2017 222 148

Для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития, организована универсальная безбарьерная среда в МОУ «Пионерская СОШ», МКОУ Бердюгинской СОШ, МАОУ Зайковской СОШ № 2, МКОУ Горкинской СОШ, МКОУ Харловской СОШ. Во всех остальных школах безбарьерная среда создана частично (имеются пандусы, кнопка вызова персонала).

Сопровождение образовательного процесса детей  с ОВЗ осуществляли 25 узких специалистов: 8 педагогов-психологов, 6 учителей-логопедов, 4 социальных педагога, 5 учителей-дефектологов.

2016 – 2017 учебный год – год начала ликвидации второй смены в общеобразовательных учреждениях на территории Ирбитского МО.

В рамках муниципальной программы «Содействие созданию новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016 – 2025 годы в прошедшем году был осуществлен капитальный ремонт здания начальной школы МКОУ Речкаловской СОШ на 50 мест, что позволило на данной территории с февраля 2017 года обеспечить обучение всех учащихся школы в одну смену.

Благодаря этой работе к концу учебного года получать знания во вторую смену продолжили только 49 школьников МОУ «Зайковская СОШ № 1».

В текущем году планомерно продолжаются работы по согласованию документации по строительству пристроя к МОУ «Зайковская СОШ № 1» на 200 мест.

Одним из условий доступности общего образования является организация подвоза школьников к месту учебы и обратно. В истекшем учебном году транспортной услугой пользовались 1143 обучающихся, что на человек больше, чем в 2015 – 2016 учебном году. В связи с этим парк школьных автобусов в Ирбитском МО увеличился на один автобус.

Таким образом, подвоз осуществляли 20 школ 26 автобусами из 65 населенных пунктов. Все школьные автобусы оборудованы в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения, оснащены навигационным оборудованием ГЛОНАСС и тахографами.

Приоритетом образовательной системы Ирбитского муниципального образования является создание условий для получения каждым ребенком востребованного им образования, соответствующего его склонностям, интересам и возможностям.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Для обеспечения высокого качества общего образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества необходимо совершенствование организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Эта потребность диктуется федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

В 2016 – 2017 учебном году в школах Ирбитского района продолжились реализация в штатном режиме ФГОС НОО и поэтапное введение ФГОС ООО.

С 01 сентября 2016 года 705 учащихся 5 и 6 классов обучались по ФГОС ООО (40,7% от общего количества обучающихся на уровне основного общего образования).

Задачи по введению и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования решались путем реализации разработанных в соответствии с требованиями основные образовательные программы начального общего и основного общего образования, развития образовательной среды. Основные образовательные программы послужили ориентиром для определения стратегии и тактики педагогических коллективов школ Ирбитского района.

В образовательных учреждениях проведены основные мероприятия по выполнению требований к оснащенности образовательного процесса с учетом требований ФГОС общего образования: продолжено оснащение школ современным оборудованием, все обучающиеся 1 – 6 классов, а в МОУ «Пионерская СОШ» 1 – 9 классов обеспечены бесплатными учебниками.

В течение последних лет на уровне муниципалитета формируется банк контрольно-измерительного инструментария оценки образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО, направленных на усиление роли внутренней оценки качества образовательного процесса.

В школах разработаны положения о системе оценивания учебных достижений обучающихся в условиях ФГОС, которые обеспечивают комплексный подход к оценке личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

Несмотря на проведенные мероприятия, в настоящий момент в большинстве школ района отмечается доминирующая роль оценивания предметных результатов и частичное использование инструментариев оценки метапредметных и личностных результатов.

Важнейшим моментом внедрения ФГОС общего образования является изменение мышления педагогов, понимание своей роли наставников обучающихся, оказывающих поддержку, а не субъектов, принимающих решения за ученика. В течение 2016-2017 учебного года для руководителей образовательных организаций Управлением образования Ирбитского МО и МКУ «Центр развития образования» были проведены 8 мероприятий по вопросам реализации ФГОС, в том числе с обобщением опыта на базах четырех школ района (МКОУ Гаевская ООШ, МКОУ Ницинская ООШ, МКОУ Харловская СОШ и МАОУ Черновская СОШ).

Отрадно отметить, что ежегодно возрастает активность педагогов в представлении и обобщении опыта по использованию образовательных технологий в современных условиях, что свидетельствует об уверенности учителей в правильности выбора технологий в учебном процессе.

С целью обеспечения преемственности при реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО каждое общеобразовательное учреждение планировало работу по

согласованию действий учителей начальных классов и основной школы в использовании системно — деятельностного подхода в обучении [54, с.26]:

— в ряде школ учителями начальных классов были проведены стажировки для учителей основной школы;

— муниципальная базовая площадка по теме «Формирование универсальных учебных действий у учащихся средствами урока и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО» на базе МОУ «Зайковская СОШ № 1» провела ряд практических семинаров с приглашением педагогов школ Ирбитского района по вопросам преемственности начальной и основной школ в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО;

          — МОУ «Пионерская СОШ» в статусе муниципальной базовой площадки по теме «Методическое сопровождение введения ФГОС ООО» второй год подряд проводят мероприятия районного уровня по вопросам реализации ФГОС ООО, в том числе с участием педагогов района не только основной школы, но и начальных классов. Так, в прошлом учебном году школа провела открытые школьные педагогические чтения «Реализация ФГОС: опыт, проблемы, пути их решения», а также заседание Клуба педагогического общения на тему «Внеурочная деятельность: традиции и инновации».

Возросло влияние внеурочной деятельности на образовательный процесс. Формы и содержание внеурочной деятельности стали более разнообразными. В каждой общеобразовательной организации определена базовая модель внеурочной деятельности, при которой внеурочная деятельность осуществляется через курсы внеурочной деятельности школы, организацию групп продленного дня, классное руководство и деятельность других педагогических работников школы, что позволяет создать единое учебное, воспитательное, развивающее пространство в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы школы.

Но, в большинстве случаев, школы ограничиваются проведением общешкольных мероприятий и классных часов без реализации специально разработанных курсов внеурочной деятельности.

МОУ «Пионерская СОШ» в статусе «пилотной» площадки в прошедшем учебном году допустила к государственной итоговой аттестации 40 учащихся 9 классов, обучающихся с 2012 года по ФГОС ООО.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО обучающиеся 9 классов должны достигнуть планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты. Эти результаты учащимися могут быть достигнуты только при условии командной работы педагогов, направленной в том числе и на формирование универсальных учебных действий каждым педагогом на каждом предмете.

Для определения уровня сформированности метапредметных умений у обучающихся 9 классов МОУ «Пионерская СОШ» использовалось педагогическое наблюдение и защита выпускниками индивидуальных итоговых проектов.

Таблица 2 — Результаты педагогического наблюдения

Метапредметные результаты Уровень сформированности результата
Умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; Умение создавать символы для решения задач Базовый уровень – 41% Повышенный уровень – 59%  
Смысловое чтение Базовый уровень – 62%  
Умение выполнять задания продуктивного характера; Умение аргументировать свой ответ Базовый уровень – 68%

 Системно-деятельностный подход, который, как отмечено выше, является основополагающим при реализации ФГОС, предполагает включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность.

В прошедшем учебном году 31 индивидуальный итоговый проект был представлен выпускниками 9 классов. Девять выпускников предъявили результаты проектной деятельности в конце 8 класса будучи участниками школьного конкурса «Ученик года». Учебные проекты были представлены по 12 учебным предметам, один проект носил надпредметный характер.

14 педагогов являлись руководителями проектов учащихся, которые были презентованы образовательному сообществу в ходе Дня науки, школьной и муниципальной научно-практической конференциях.

Результаты анализа уровня сформированности навыков проектной деятельности представлен в таблице 3.

Таблица 3 — Результаты анализа уровня сформированности навыков проектной деятельности

Критерии оценки Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый уровень Повышенный уровень  
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем 62% 38%
Сформированность предметных знаний и способов действий 27% 73%
Сформированность регулятивных действий   48% 52%
Сформированность коммуникативных действий 33% 67%

В ходе защиты проектов девятиклассники МОУ «Пионерская СОШ» продемонстрировали способности самостоятельно при помощи руководителя ставить проблему и находить пути ее решения.

При анализе сформированности регулятивных действий обучающиеся испытывают затруднения в самостоятельном планировании и последовательной реализации проекта.

В предстоящем учебном году будет продолжена работа по совершенствованию условий введения и реализации ФГОС общего образования.

Воспитательный потенциал образовательной среды [51, с.23]

В настоящее время в процессе формирования и развития личности обучающегося особая роль отводится организации воспитательной работы в образовательных организациях Ирбитского муниципального образования.

Главной целью воспитательной работы образовательных организаций является создание условий, способствующих развитию личности обучающихся, позволяющих обеспечить возможность их духовно-нравственного становления, готовности к жизненному самоопределению.

Стратегия воспитательной работы в 2016 – 2017 учебном году была направлена на создание единого воспитательного пространства, укрепление воспитательных функций образовательных учреждений, формирование в них воспитательных систем гуманистического типа, развития детского самоуправления в ОУ [51, с.47].

Основными направлениями воспитательной работы в прошедшем учебном году оставались формирование у школьников гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственной культуры.

Одним из главных направлений воспитательной работы в Ирбитском МО является гражданское и патриотическое воспитание.

В целях выработки единых подходов в воспитании обучающихся МОУ ДО «Центр внешкольной работы» разработана программа взаимодействия с общеобразовательными учреждениями по гражданско-патриотическому воспитанию «Бумеранг», в рамках которой организуются и проводятся мероприятия данного направления на муниципальном уровне.

Ежегодно проводятся муниципальные акции «Вахта памяти», «Чистая память», «Бессмертный полк»; в рамках областного конкурса-форума «Мы – уральцы» проходит защита социальных проектов «Я – гражданин России!», «Будущее за нами», «Мы выбираем будущее».

Традиционными мероприятиями стали муниципальные военно-патриотические игры: игра «Солдатами не рождаются», проводимая совместно с Ирбитским отделением ДОСААФ; игра «Звезда», проводимая МОУ ДО ДЮСШ.

На базе МКОУ Бердюгинской СОШ создана муниципальная базовая площадка по теме «Школа – центр гражданско-патриотического воспитания», в деятельность которой включена работа по оказанию методической помощи педагогам образовательных учреждений Ирбитского МО в реализации гражданского и патриотического воспитания.

Три года подряд МКОУ Бердюгинская СОШ организует районное мероприятие «Битва хоров», в котором соревнуются детские, педагогические и смешанные хоры образовательных организаций. Цель этого мероприятия: формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей средствами музыкального искусства, поэтому тематика исполняемых произведений обязательно гражданско-патриотическая:

2015 год – «Песни, опаленные войной» (посвящено 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

2016 год – «Песни отечественного кино» (посвящено Году кино в Российской Федерации)

2017 год – «Россия – Родина моя»

Патриотическое воспитание в ОУ реализуется через различные формы работы [46, с.32]:

— обновление и создание музейных экспозиций,

— смотры песни и строя (МКОУ Гаевская ООШ, МКОУ Ключевская СОШ, МАОУ Черновская СОШ, МОУ «Зайковская СОШ № 1»),

— организация работы Патриотического отряда в МКОУ Харловской СОШ,

— встреча поколений «А мы идем искать ровесников следы» (МКОУ Речкаловская СОШ),

— месячники военно-патриотического воспитания (МКОУ Киргинская СОШ, МАОУ Зайковская СОШ № 2, МКОУ Дубская СОШ, МАОУ Черновская СОШ, МОУ «Пионерская СОШ», МКОУ Рудновская ООШ),

— встречи с участниками боевых действий,

— военно-патриотические игры (МКОУ Речкаловская СОШ),

— организация спортивных соревнований (МКОУ Гаевская ООШ, МКОУ Ключевская СОШ, МАОУ Черновская СОШ) и др.

Стало традицией проведение в школах района Уроков мужества, посвященных историческим страницам истории Родины, на которые приглашаются участники боевых действий, труженики тыла, военнослужащие («На войне детей нет», «Афганистан – наша память и боль» и др.).

В 25 образовательных организациях созданы музеи, посещая которые обучающиеся знакомятся с историей своего населенного пункта, района, с героическими победами земляков, жизни выдающихся односельчан и жителей района и т.д.

В Ирбитском МО одно муниципальное общеобразовательное учреждение носит имя Героя Советского Союза – муниципальное общеобразовательное учреждение имени Дважды Героя Советского Союза Г.А. Речкалова «Зайковская средняя общеобразовательная школа № 1». На 7 школах установлены мемориальные доски жителям сел Ирбитского района, погибшим в военных конфликтах.

 Учащиеся школ района ухаживают за памятниками и обелисками, расположенными на территории образовательного учреждения [46, с.38]:

— памятник Герою Советского Союза М.Е. Азеву – МКОУ Дубская СОШ;

— обелиск погибшим землякам в годы Великой Отечественной войны – МКОУ Бердюгинская СОШ, МАОУ Зайковская СОШ № 2, МКОУ Ницинская ООШ;

— обелиск труженикам тыла – МКОУ Ницинская ООШ;

— памятник Героям Великой Октябрьской социалистической революции – МКОУ Знаменская СОШ;

— воинское захоронение – памятник «Вечная память борцам за власть Советов 1918 г.» — МКОУ Ницинская ООШ

Также школьники ухаживают за памятниками и обелисками на территории их сел.

  Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Проведенные мероприятия данного направления показали важность создания ситуаций проживания учащимися чувств патриотизма и сопричастности к судьбе своего народа, уважения к воинской славе и памяти героев.

В 2016 – 2017 учебном году была продолжена работа, направленная на воспитание осознанного отношения к ведению здорового образа жизни и отрицательного отношения к вредным привычкам [51, с.35].

В образовательных учреждениях традиционно проходили акции, посвященные здоровому образу жизни, Дни здоровья, круглые столы с приглашением специалистов, квест-игра, встречи со студентами Ирбитского ЦМО ГБПОУ «СОМК», выступления агитбригад и т.д.

В рамках Плана мероприятий, направленных на обеспечение сохранения и укрепления здоровья, качества питания обучающихся образовательных организаций Ирбитского МО, на 2016 – 2020 годы МОУ ДО «ЦВР» организовали и провели муниципальный конкурс «Здоровым быть модно!», победителями которого стали учащиеся МОУ «Пионерская СОШ».

Спортивно-оздоровительная работа является эффективным способом формирования здорового образа жизни. Ежегодно как в образовательных учреждениях, так и на уровне муниципалитета в целом, проводится большое количество спортивных мероприятий: первенства по видам спорта, эстафеты, гонки, конкурс-соревнование юных велосипедистов «Безопасное колесо», общешкольные соревнования и т.п. Большую роль в проведении муниципальных мероприятий спортивно-оздоровительного направления играет МОУ ДО Детско-юношеская спортивная школа.

Особое внимание уделяется экологическому воспитанию обучающихся в образовательных учреждениях Ирбитского МО. Существенный вклад в формировании навыков экологического поведения детей вносит МОУ ДО «Детский экологический центр». В рамках плана совместных мероприятий МОУ ДО «ДЭЦ» и образовательных учреждений Ирбитского МО традиционно проходят занятия районной школы юных экологов, различные экологические акции («Марш парков», «Наш двор – цветущий сад», «Чистота поселка в наших руках», акция добрый дел и т.д.), конкурсы как для учащихся, так и для педагогов и другие мероприятия.

На базах всех общеобразовательных учреждений во время весенних, летних и осенних каникул организованы отдых и оздоровление в лагерях с дневным пребыванием детей.

В качестве методической площадки по вопросам формирования здорового и безопасного образа жизни в Ирбитском муниципальном образовании создана муниципальная площадка «Школа – территория здоровья» на базе МКОУ Знаменской СОШ.

Одним из приоритетных и самых сложных направлений деятельности ОУ всегда было и остается повышение эффективности по исполнению законодательства РФ о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, о гарантиях прав ребенка.

В школах Ирбитского района сложилась определенная система работы по профилактике асоциальных явлений [34, с.19]:

— проводятся единые дни профилактики в территориальных администрациях района с приглашением специалистов субъектов профилактики;

— проходит ежегодная Всероссийская акция «За здоровье и безопасность наших детей», в процессе которой проводятся антинаркотические мероприятия;

— школьники принимают участие в мероприятиях, посвященных Международному дню борьбы со злоупотреблением наркотических средств и их незаконным оборотом, Всемирному дню борьбы со СПИД;

— организована просветительская, профилактическая и коррекционно-развивающая работа: акции «Мы выбираем жизнь!», «Красная лента», выпуск бюллетеней «Что такое наркомания» и т.д.;

— в штатном режиме для обучающихся 9 – 11 классов осуществляется реализация программы профилактики ВИЧ-инфекции, в которой задействованы 570 учеников школ Ирбитского МО;

— с 01 апреля по 31 августа 2017 года осуществляется реализация проекта «Молодежный сертификат», основная идея которого вовлечение обучающихся, состоящих на разных видах учета, в социально-значимую деятельность с учетом их интересов. В данном проекте в прошедшем учебном году приняли участие 5 учеников и 5 наставников из МОУ «Зайковская СОШ № 1» и МАОУ Зайковской СОШ № 2;

— в планы работы школ включены мероприятия, направленные на предотвращение правонарушений обучающимися школ;

— во всех ОУ осуществляется работа по межведомственному взаимодействию с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Недостатком в профилактической работе школ является отсутствие служб школьной медиации по формированию благоприятных взаимоотношений в подростковых коллективах.

Результатом можно считать уменьшение количества обучающихся, состоявших на учете в ТКДНиЗП Ирбитского района: по состоянию на 01.07.2017 г. Количество таких детей составило 13, что на 3 человека меньше, чем 01.09.2016 г.

В связи с этим, на следующий учебный год необходимо [51, с.61]:

  1. продолжить формирование у учащихся позитивных установок на отказ от употребления психоактивных веществ с применением современных интерактивных форм и методов воспитательной работы;
  2. продолжить организацию максимальной досуговой деятельности занятости детей «группы риска»;
  3. продолжить улучшение качества социально-психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска».

Важнейшая роль в реализации задач воспитания на уровне общего образования принадлежит классному руководителю. Именно он и его профессиональная компетентность являются ключевым элементом воспитательной системы любого общеобразовательного учреждения. В связи с этим особое внимание в школах уделяется организации эффективной работы школьных методических объединений классных руководителей, активизации работы классных руководителей по самообразованию.

Во всех общеобразовательных учреждениях созданы школьные детские общественные организации, играющие большую роль в системе воспитательной работы школы и являющиеся частью районной детской общественной организации «ЮВЕНТА», которая в 2017 году отметит свой 25-летний юбилей.

Районная детская общественная организация «Ювента» создана в 1992 году и сегодня объединяет 2100 обучающихся школ Ирбитского района, что составляет 60% от общего количества учащихся Ирбитского МО.

Деятельность «Ювенты» с 2016 года направлена на реализацию программы «Будущее – за нами!», которая представляет собой систему деятельности всей районной организации.

С целью развития лидерских качеств  и организаторских способностей детей и подростков ежегодно организована деятельность Школы детского актива «Лидер». В прошлом учебном году в работе Школы актива на базе МКОУ Пьянковской ООШ и МКОУ Ключевской СОШ приняли участие более 150 обучающихся из 16 школьных детских организаций, в рамках которой были проведены для юных лидеров тренинги, мастер-классы, учебные занятия. Полученные знания и навыки активисты реализуют в своих образовательных организациях.

В рамках деятельности Школы детского актива «Лидер» был проведен конкурс среди лидеров детских школьных организаций, лучшей из которых стала Ильиных Александра, лидер школьной детской организации «Юнилэнд» МОУ «Пионерская СОШ».

В начале 2017 года состоялся муниципальный слет юных волонтеров «Кто, если не мы?!», в котором участвовали 120 человек из 14 школьных детских организаций. В рамках слета ребята представляли опыт работы по развитию волонтерского движения на их территории.

По результатам работы слета  лучшим волонтерским отрядом 2016 года был признан отряд «Радуга» МОУ «Зайковская СОШ» под руководством Аксеновой Татьяны Анатольевны.

С целью улучшения качества воспитательной работы с детьми для педагогов-организаторов, старших вожатых образовательных учреждений района были проведены информационно-обучающие семинары, на которых анализировалась деятельность районной детской общественной организации, обсуждались актуальные проблемы и перспективы дальнейшего развития детского движения в Ирбитском районе, анализировалось нормативно — правовое обеспечение деятельности детской организации.

По рейтингу МОУ ДО «ЦВР» за успешную и результативную реализацию программ «Будущее – за нами!» и «Бумеранг» в прошедшем учебном году лучшей признана школьная детская организация «Молодость» МОУ «Зайковская СОШ № 1» под руководством Шевелевой Натальи Александровны.

Особенностью районной детской общественной организации «ЮВЕНТА» является то, что ее деятельность имеет разный масштаб и направленность, что способствует росту лидерского и творческого потенциала детей и подростков, приобретению ими социального опыта. Благодаря этому школьные детские общественные организации являются помощниками педагогов в районных и общешкольных мероприятиях, инициаторами ярких, творческих дел, различных социально значимых проектов и акций.

В 2017 – 2018 году планируется продолжить работу по  активизации деятельности детских общественных организаций образовательных учреждений района через участие в Школе детского актива, слете юных волонтеров, конкурсах и социальных проектах; освещению деятельности районной детской общественной организации «ЮВЕНТА» в районных средствах массовой  информации.

Система воспитательной работы как в образовательных организациях, так и в Ирбитском муниципальном образовании в целом – это неотъемлемая составная часть образовательного процесса [51, с.62].

Кадровый потенциал системы образования Ирбитского МО

От уровня профессионализма педагогических кадров напрямую зависит качество работы любой образовательной организации, поэтому обеспечение образовательных учреждений квалифицированными педагогами является главной задачей кадровой политики в области образования.

В системе образования Ирбитского муниципального образования продолжается снижение количества педагогических работников. В прошедшем учебном году в образовательных организациях работало 623 педагога, что на 3 человека меньше в сравнении с 2015 годом.

В общеобразовательных учреждениях на 01.06.2016 года работало 411 педагогов, что на 4 человека меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Численность педагогических работников дошкольных образовательных учреждений также снизилась на 1 человека и составило 179 человек.

В системе дополнительного образования трудится 33 штатных сотрудника, что на 7 человек больше, чем в прошлом году; число внештатных работников учреждений дополнительного образования составило 93 человека.

В связи с открытием на базах общеобразовательных учреждений коррекционных классов штат школ в 2015-2016 учебном году стал пополняться социальными педагогами, педагогами-психологами, учителями-логопедами и учителями-дефектологами. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса осуществляли 4 социальных педагога, 6 педагогов-психологов, 5 учителей-логопедов и учителей-дефектологов.

Сохраняется тенденция роста образовательного уровня педагогических работников. Численность педагогических рабников школ с высшим образованием составляет 62%, педагогов детских садов — 22%, учреждений допонительного образования — 45%.

Повышение эффективности и качества педагогической деятельности, учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям решает аттестация педагогов.

С сентября 2015 года по май 2016 года процедуру аттестации прошли 128 педагогов, в том числе 95 учителей, 28 воспитателей, 6 педагогов дополнительного образования.

Высшая квалификационная категория присвоена 20 работникам, из них 11 педагогам впервые. 101 человек были аттестованы на первую квалификационную категорию: 72 учителя, 23 воспитателя и 6 педагогов дополнительного образования.

Рисунок 4 – Диаграмма результатов аттестационных процессов

за 2015 — 2016 учебный год

На конец 2015-2016 учебного года статистика результатов аттестационных процессов такова: 150 работников образовательных организаций аттестованы на соответствие занимаемой должности.

Актуальным остается вопрос высокого среднего возраста педагогов: доля педагогических работников пенсионного возраста составляет 23%, что на 0,2% больше по сравнению с 2014-2015 учебным годом [46, с.52].

В ближайщие годы потребность в педагогических кадрах лишь возрастет, так как, во-первых, доля педагогов пенсионного возраста увеличивается (за 4 следующих года доля таких педагогов возрастет до 31%), во-вторых, число молодых специалистов, приходящих на работу в образовательные организации, снижается.

На 01 июня 2016 года открыты 8 вакансий в дошкольных образовательных организациях, в школах потребность в педагогических кадрах составляет 17 человек. Востребованы учителя иносранного языка, русского языка и литературы, математики, истории, географии, биологии, физики, начальных классов.

На конец прошедшего учебного года 51 молодой специалист работал в школах Ирбитского района.

С 01 сентября 2016 года к работе в образовательных организациях Ирбитского района приступают 11 молодых специалистов, что поможет частично снизить потребность в кадрах.

«Целевое обучение» не решает проблему обеспечения кадрами, так как сохраняется невозврат молодых специалистов (в истекшем году было расторгнуто 2 договора). Имея прогнозную потребность, образовательные организации недостаточно системно выстроили работу по профессиональной ориентации на педагогические профессии.

Ежегодно в Управлении образования Ирбитского МО проводится работа по повышению статуса педагогов, престижа педагогической профессии.

Эффективные способы работы лучших учителей находят распространение в системе обобщения педагогического опыта. Работы 46 педагогов представлены в 3 сборниках, выпущенных МКУ «Центр развития образования», работа учителя МКОУ Речкаловской СОШ Новгородовой Ларисы Николаевны опубликована в журнале «Классный руководитель».

Важную роль в повышении педагогического мастерства, обобщении опыта, самореализации педагогов играет участие в конкурсах профессионального мастерства. В прошедшем учебном году в подобных конкурсах приняли 76 человек. О результатах участия педагогов в конкурсах см. в разделе «Методическое сопровождение образовательного процесса».

В 2015-2016 учебном году 11 работников образовательных учреждений Ирбитского района отмечены ведомственными наградами Министерства образования и науки Российской Федерации, 15 человек – наградами Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

Почетного звания «Почетный работник общего образования Российской Федерации» удостоены Хомутова Тамара Александровна, учитель начальных классов МОУ «Зайковская СОШ № 1», и Кабанова Ольга Полуэктовна, заведующий МКДОУ Киргинский детский сад.

В настоящее время в Ирбитском МО обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития, а именно [51, с.69]:

1) сохранены и улучшаются материальные и организационные условия для обучения;

2) система образования продолжает осуществлять социальные функции обучения, воспитания подрастающих поколений;

3) достигнуты определенные успехи в оптимизации сети организаций общего образования.

Но, однако, анализ развития общего образования в Ирбитском муниципальном образовании позволяет выделить следующие проблемы [51, с.72]:

1) несоответствие ресурсного обеспечения образовательных организаций требованиям, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

2) низкая динамика кадрового обновления в системе образования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *