Анализ принципов и механизмов осуществления стратегического аудита на предприятии

Для внедрения и обеспечения устойчивого функционирования системы аудита требуется непрерывная оперативная информация о реальных затратах на производство и реализацию продуктов, услуг, всех конкретных видов, достоверные калькуляции услуг, в которые включены все прямые затраты на их обеспечение. Можно проследить тот факт, что традиционное ценообразование, базирующееся на калькуляции полной фактической себестоимости товара или услуги, на данный момент сдвигается на второй план, а доминирует оценка, какую сумму клиент желает и может отдать за тот или иной продукт. Как известно, западные фирмы осуществляют финансовую бухгалтерию, которая регламентируется непосредственно государством и предназначается, соответственно, для государства, банков, инвесторов и кредиторов. В свою очередь внутренний учет требуется для наиболее эффективного менеджмента, природу которого самостоятельно устанавливает организация.

Стратегический аудит представлен средством существенного совершенствования деятельности организации, причем настолько действенно, что помогает предпринимать

профилактические меры к явлениям, которые в последствии могут нанести угрозу ее работе.

 

Современные аспекты стратегического аудита отчасти помогают достичь всех обозначенных целей в бизнесе. Первоначально аудит был необходим для решения главных задач в рамках организации, ориентированной на получение прибыли. На практике стало понятно, что оно способно выжить на рынке только тогда, когда будет эффективно реализовываться на базе конкретного плана в следующих сферах: «персонал фирмы», «экономическая среда фирмы». Таким образом, стало уделяться большое внимание подготовке программы совершенствования и роста персонала, постоянному повышению квалификации сотрудников, системы его осуществления.

Аудитор содействует руководству в процедуре определения и осуществления стратегических и оперативных целей развития коммерческой организации. Менеджер решает следующие важные задачи:

оказывает содействие в создании единой системы планирования, базирующейся на взаимосвязи всех сфер деятельности;

устанавливает процент соотношения оперативных планов стратегическим;

осуществляет качественное сопоставление плановых и фактических показателей;

предпринимает решительные меры, которые позволят вовремя и в полном объеме достичь ключевых запланированных показателей;

извещает руководство и других работников о ходе осуществления поставленных задач и их окончательных итогах.

Стратегические задачи аудита включают в себя:

заботу о совершенствовании стратегического планирования в коммерческой организации;

исследование ее слабых и сильных сторон;

конкретизация стратегических целей и задач организации и обеспечение условий их оперативного движения в связи со сдвигами во внешней и внутренней среде;

регулярное сопоставление стратегических и фактических плановых показателей;

поправочные меры в случае, если происходит отклонение от цели1.

Аудит играет особую роль на предприятии, выступая эффективным средством управления, которое, в свою очередь, нацелено на решение стратегических проблем. Задача менеджеров организации заключается в том, чтобы при фактических и плановых отклонениях завести такой процесс, который помог бы, несмотря на расхождения от запланированного, все-таки прийти к поставленной цели. Сопоставление реальных и плановых результатов проводится для того, чтобы вовремя обозначить все моменты, где появились сложности с осуществлением плана, и с помощью вспомогательных мер обеспечить достижение других запланированных показателей.

Фирма должна постепенно идти к намеченной цели, вопреки постоянным помехам на рынке. Регулирующая деятельность отдела аудита заключается в основном в том, чтобы оповещать другие отделы организации о расхождениях, которые оказались допущены в одной сфере деятельности, тем самым, подсказывая им требуемые действия, изменяя плановые показатели подразделений как ответ на преобразования, случившиеся во внешней и внутренней среде. И это, разумеется, ведет к положительной динамике позиций фирмы.

В аудите важную роль играет информация. Для осуществления задач менеджмента сотрудник должен предоставлять руководителям организации и ее подразделений информацию о ранее принятых решениях. Менеджер, в свою очередь, должен предоставлять нужным работникам и подразделениям фирмы точную информацию вовремя и в удобном виде для ее использования. Менеджер пользуется внутренними и внешними источниками информации, анализирует ее и далее передает внутренним или внешним адресатам. Работники всех других подразделений также обязаны направлять ему нужную информацию1.

Отчетность руководству фирм о достижениях своей деятельности должна быть сориентирована на конкретного пользователя, но не должна нести в себе материалов следствия для подтверждения чьей-либо виновности. Числовую информацию следует пояснять, иллюстрировать графиками, таблицами. И еще важно учитывать, что отчет составляется непосредственно для достижения поставленной цели.

Еще одно немаловажное место в работе отведено координации (или координированию) работы организации, которая направлена на совершенствование деятельности и совместного сотрудничества всех подразделений как системы различных звеньев, осуществляющую поставленную задачу.

Разработанная новая научная концепция стратегического аудита компании, включает в себя: теоретические основы, которые базируются непосредственно на конкретизации номенклатуры в сфере стратегического аудита, классификации, обозначении его значимости и определении места в комплексе аудиторской работы; методологические назначения стратегического аудита, которые предусматривают идентификацию его объектов, объяснение концепции стратегического аудита фирм на основе процессного, пообъектного, циклического подходов, принципы подготовки комплекса стратегического аудита, модели его проведения; методические подходы, которые, в свою очередь, предполагают применение методики составления стратегических отчетов и методики аудита эффективности финансовой стратегии фирмы; средства стратегического аудита, которые включают в себя внутрифирменный практический стандарт по осуществлению стратегического аудита, а также набор рабочих документов аудитора в сфере маркетингового аудита эффективности продаж1.

Развитие методологии стратегического аудита происходит посредством применения научно обоснованных подходов аудита к разработке четырех групп основных принципов осуществления аудиторского анализа стратегической эффективности деятельности коммерческих предприятий, и содержащих в себе: основные принципы, регламентирующие проведение стратегического аудита; организационные принципы; принципы, регулирующие технические аспекты применения стратегического аудита; принципы в области методологии и методики осуществления стратегического аудита коммерческого предприятия. Использование разработанных принципов помогает сформировать методологию стратегического аудита, учитывая его специфику и практическую направленность на базе установления основных предписаний к процедуре проектирования, предоставления услуг и составления итоговых документов, а также улучшить качество предоставляемых услуг в сфере стратегического аудита.

Тем самым, можно выделить четыре группы принципов стратегического аудита:

  1. Основные принципы, которые регулируют непосредственно сам стратегический аудит. Сюда относят: этические и профессиональные нормы, обозначающие взаимосвязи аудитора и клиента. И фундаментальные принципы аудита, которые характерны для стратегического аудита. К таким относятся: принцип независимости аудитора, принцип честности, принцип объективности, принцип компетентности, принцип добросовестности, принцип конфиденциальности, принцип профессионального поведения и профессионального скептицизма аудитора.
  2. Организационные принципы стратегического аудита: принцип комплексности, принцип обоснованности и реальности, принцип гибкости и маневренности, принцип экономичности и рациональности, принцип целенаправленности, принцип разумной детализации и учета финансовой структуры, принцип системности, принцип документального оформления, принцип стратегических экономических событий, принцип своевременности.
  3. Принципы, которые регламентируют технические аспекты осуществления стратегического аудита: принцип информативной подлинности, принцип многовариантности подходов к осуществлению стратегического аудита, принцип альтернативности форм стратегической отчетности.
  4. Принципы в сфере методики осуществления стратегического аудита коммерческого предприятия: принцип направленности на стратегические цели совершенствования предприятия, принцип обеспечения сбалансированности финансовых показателей, принцип направленности на мировые стандарты, соразмерность данных стратегического учета, принцип денежного измерения, принцип совместимости стратегических показателей с учетными, принцип целостности стратегической отчетности, принцип преимущества содержания над формой, принцип достоверности и важности, принцип понятности и доступности1.

Использование вышеуказанных принципов формирует теорию стратегического аудита, имеет практическую ориентацию, поскольку именно они характеризуют содержание и методику аудиторской проверки, и к тому же предписывают определенные условия и требования к аудиторским отчетам (заключениям), а также принимают во внимание особенности стратегического аудита, улучшают качество его осуществления в коммерческой организации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *