Анализ национальных и международных институтов управления закупками

Постепенно в течение ряда лет страны с рыночной системой хозяйствования стали формировать специальные государственные регулятивные системы, призванные налаживать отношения между хозяйствующими субъектами в отношении планирования закупок продукции, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, отбора поставщиков, подрядчиков, исполнителей, осуществления закупок и поставок, придания им законных оснований.

Наиболее глубоко в направлении создания и действия подобной системы продвинулись США, где реально функционирует Федеральная контрактная система (ФКС).

Первый закон по регулированию федеральной системы государственных закупок был принят в США в 1792 г.: согласно ему полномочия в области закупок на государственные нужды были даны министерствам финансов и обороны. Начало процессу активного формирования госзакупок в США было положено в ХХ веке.

В целом система закупок на национальные нужды в США нецентрализованная, однако, закупки непосредственно на государственные нужды очень напоминают систему Госснаба, существовавшую в советские времена.

Госструктуры США закупают 80% артиллерийской техники, 1/4 часть строительных работ и ремонтно-эксплуатационных услуг, авиатехники и запасных частей; 20% транспортного, офтальмологического и фотографического оборудования, научно-технической аппаратуры, систем управления и информационных услуг.

Федеральная контрактная система США – инструмент использования денежных средств казны в виде контрактов на товары и услуги для нужд государственного (общественного) потребления.

В настоящее время проведение закупок для нужд федеральных органов власти в США является прерогативой Genneral Services Administration – Управления общих услуг (УОУ). Закупки на нужды национальной обороны осуществляет министерство обороны (Department of Defense) США. Специализированные закупки проводятся также некоторыми другими ведомствами, такими как Агентство по исследованию и развитию в области энергетики (Energy Research and Development Agency), Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration, NASA) и т.п.

Мониторинг федеральных закупок возложен на Управление федеральной закупочной политики (Office of Federal Procurement Policy), а межминистерская координация в области закупочной политики осуществляется Советом по регулированию федеральных закупок (Federal Acquisition Regulatory Council).

Законодательную основу системы государственных закупок в США составляют Правила закупок для федеральных нужд (Federal Acquisition Regulations, FAR) и Правила закупок для нужд обороны – дополнение (Defense Federal Acquisition Regulations-Supplement, DFARS). Эти документы регламентируют всю систему федеральных закупок и отличаются весьма детальной проработкой принципов и процедур.

Федеральная контрактная система США с 1984 года функционирует на основе «Федеральных правил планирования, размещения и исполнения государственного заказа» – свода законодательных и подзаконных актов, определяющих требования в отношении порядка и процедур, которым должны следовать все федеральные органы при осуществлении закупок и размещении заказов. Правила содержат более 1000 страниц и имеют 53 раздела, каждый из которых посвящен отдельному аспекту госзакупок. Правила детально регулируют единый цикл планирования, размещения и исполнения государственного заказа.

Система контроля включает в себя две инстанции:

1) апелляционную – в форме независимого учреждения;

2) судебную – в форме судебного органа.

В России единая система государственных закупок представлены единой информационной системой, основываясь на ФЗ № 44 и ФЗ № 223. Управляют госзакупками Министерство финансов, Министерство экономического развития, Казначейство и Федеральная антимонопольная служба через Федеральную контрактную систему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *