Анализ и предложения по дальнейшему совершенствованию системы подготовки спортивных кадров на основе существующего международного опыта

1. Рекомендации по совершенствованию действующей структуры и системы подготовки спортивных кадров Федерации хоккея России

В первую очередь изменения и доработка должен претерпеть именно кадровый состав и система подготовки детско-юношеских тренеров. Ведь именно они выстраивают тот фундамент, на котором строится вся система. Квалификация и уровень профессиональной подготовленности тренеров и другого персонала для детско-юношеского хоккея не соответствует современным международным стандартам. Отсутствует система профессиональной подготовки и повышения квалификации тренеров и другого персонала. Существующая в спортивных ВУЗах система подготовки тренеров и другого персонала для хоккейной отрасли не обеспечивает подготовку специалистов в требуемом количестве и с надлежащим уровнем профессиональной подготовленности. Отсутствует система аттестации и лицензирования тренеров и другого персонала хоккейной отрасли. Тренер не мотивирован заниматься повышением своего профессионального уровня. Не сформирована система критериев для объективного оценивания качества работы и профессионального уровня. Единственным реально действующим критерием оценивания уровня тренера детей и юношей сегодня являются победы в соревнованиях. В результате: необоснованно ускоряется подготовка детей, жесткий отбор уже в 6 -7 лет, уклон в специальную подготовку в ущерб общефизической, ранее разделение игроков по амплуа, для достижения победы играют в две пятерки из наиболее способных детей, оказывается постоянное психологическое давление на детей и т.п. В результате – возникают проблемы со здоровьем, дети вынуждены рано заканчивать заниматься хоккеем. Существует крайняя нехватка тренеров-специалистов по областям: тренер по отдельным амплуа игроков (особенно — вратарей), тренер по физической и функциональной подготовке, тренер по психологической подготовке, тренер по информационным технологиям. Практически отсутствует работа, связанная с психологическим и эмоциональным состоянием молодых спортсменов

Не менее значимым вопросом является финансирование спортивных школ. В настоящее время финансирование из федерального, регионального, местного бюджетов и бюджета ФХР не обеспечивает в полной мере потребности детско-юношеского хоккея. Основным источником финансирования детско-юношеских спортивных школ, входящих в структуру клубов КХЛ, являются бюджеты этих клубов. Благодаря этому в таких школах созданы приемлемые условия. Для остальных школ, составляющих подавляющее большинство, основным источником финансирования являются средства родителей. Оплата участия в соревнованиях, экипировка, содержание тренеров и персонала школ, дополнительные занятие и тренировочные лагеря ложится на плечи родителей. Более того в большинстве школ нет таких людей, которые бы занимались организаций подобных мероприятий (лагеря, сборы, выезды за границу и т.д.), поэтому эти функции приходится выполнять тренеру, отвлекаясь от своих основных обязанностей, что несомненно ведет к ухудшению их качества. Дабы избежать этого и позволить тренерам заниматься только тем, что входит в их обязанности, необходимо исключить из функций тренера финансовые, организаторские, менеджерские функции. Эти функции должны выполнять менеджеры, администрация детско-юношеских спортивных учреждений и клубов. Тренер должен заниматься только тренировочным и соревновательным процессами. В этом случае будут устранены условия для незаконного получения тренерами денежных средств от родителей.

Также следует обратить внимание на медицинское обеспечение спортивных школ. Обязательные медицинские обследования проходят лишь раз в год, перед началом сезона. Более того, само прохождение обследований может носить статус «формальных». В основном все происходит со слов обследуемых в неспециализированных и специфических спортивных медицинских центрах. С одной стороны это можно объяснить несовершенной системой финансирования, и у спортивных школ просто не хватает денег на более частые полные медицинские обследования для занимающихся. Но все это приводит к тому, что много детей имеют травмы и заболевания несовместимые с нагрузками, которым они подвергаются. Более того, во время тренировочного процесса эти чрезмерные нагрузки приводят к получению большого количества травм, которые не могут быть диагностированы вовремя, что приводит к тому, что огромное количество детей просто перестает заниматься. Выходом из этой ситуации может послужить подключение медицинских центров команд КХЛ. Включить детско-юношеский хоккей в сферу Электронного медицинского портала КХЛ. Система должна обеспечивать медицинское сопровождение спортсмена — тестировать и обследовать не только во время обязательных ежегодных диспансеризаций, а в течение всего сезона: до тренировок/соревнований, во время и после них. В результате по каждому спортсмену будут созданы базы актуальных данных по состоянию здоровья, физическому и функциональному состоянию, которые будут использоваться при планировании тренировочного процесса.

После рассмотрение рекомендаций по системе подготовки спортивных кадров, необходимо обратить внимание на структуру главного органа власти, отвечающего за развитие хоккея в нашей стране – Федерации хоккея России. 21 августа 2015 года в здании Олимпийского комитета России прошло внеочередное заседание Федерации хоккея России. Во время заседания была проведена реорганизация структуры ФХР, а именно Совет и Исполнительный комитет были преобразованы в один управляющий орган – Правление. Председателем Правления был избран Аркадий Ротенберг. Еще один моментом, на который необходимо обратить внимание, стало упразднение должности генерального менеджера сборной команды страны. Обусловлено данное решение было тем, что эта должность потеряла свою целесообразность в связи с тем, что в последнее время комплектованием состава сборной команды и выбором стратегии и тактики игры занимается исключительно главный тренер вместе со своими помощниками. Приоритетными направлениями работы на ближайшее время вновь стали аспекты, связанные со сборной. В связи с решением Национальной Хоккейной Лиги не приостанавливать свой регулярный чемпионат на время Зимних Олимпийских Игр 2018 года и соответственно не отпускать игроков, имеющих контракт с клубами НХЛ, на данный турнир, ФХР решила начать способствовать возвращению игроков национальной сборной на родину для их участия в Олимпийских играх. Еще одной задачей, решением которой займется новоиспеченной Правление ФХР, станет попытка прекращения отъезда молодых игроков заграницу. Как именно это будет сделано пока остается загадкой. Целесообразность принятого решения ФХР об отмене должности «генерального менеджера» сборной команды страны может вызывать определенные сомнения.

Тренеры западных команд занимаются только чисто тренерской работой на поле или площадке, не тратя времени на поиск и уговоры нужных им игроков, организацию матчей, общение с федерацией, поездки, заседания в офисе лиги и прочее, что привыкли делать отечественные тренеры. В Америке и Западной Европе всем этим занимается связующее звено между содержащим клуб президентом и многочисленным тренерским штабом под названием «генеральный менеджер».

Главным показателем работы хорошего российского генерального менеджера является успешное выступление клубной команды (во времена СССР она именовалась командой мастеров) в чемпионате КХЛ. На генменеджера, как на человека, разбирающегося в современном хоккее, отлично знакомого не только с нюансами игры, но и с судейством, умеющего решать сложные организационные вопросы, возложена труднейшая обязанность комплектования качественного состава на новый сезон. Участвует менеджер и в подборе персонала для самого клуба.

Именно генеральный менеджер ведет иногда очень сложные и продолжительные переговоры с заинтересовавшими скаутов и тренеров игроками из других клубов об их переходе. Он постоянно общается с агентами хоккеистов, готовит и обсуждает детали и сроки трудовых соглашений, как с новичками, так и с теми, кого главный тренер хочет видеть в команде и дальше. Кроме того, договаривается с коллегами из других клубов о трансферах и обменах игроков, принимает участие в драфте.

Еще одной из многочисленных обязанностей генерального менеджера хоккейного клуба считается его постоянный контакт с руководством так называемого фарм-клуба. То есть самостоятельной юридической организации из более низкой лиги, с которой клуб КХЛ связывают договорные отношения. В фарм-клуб, по решению тренеров и генерального менеджера, разрешено отправлять хоккеистов основного или дублирующего состава. А его лучшие и наиболее готовые игроки, наоборот, могут привлекаться в главную команду. Не менее важным является и постоянное общение генменеджера с руководящими сотрудниками КХЛ, его участие в организационных заседаниях лиги, выработке календаря, регламента соревнований и других важных документов.

Примерно такие же обязанности, только более высокого уровня, и у генерального менеджера сборной команды страны — не менее важного для команды человека, чем главный тренер. Его основная задача заключается в формировании состава команды и решении наиболее важных организационных моментов (размещение, проведение контрольных игр, страховка), необходимых для участия сборной в крупнейших международных турнирах вроде Олимпиады и чемпионата мира.

В большинстве случаев тренер национальной сборной, назначенный ФХР, параллельно продолжает работать в своем клубе, чтобы не терять практику работы с игроками и «быть в тонусе». Каждый тренер придерживается разных подходов к тактике и способам ведения игры. Одновременная работа на нескольких должностях осложняет процесс поиска и выбора игроков для национальной команды, подходящих своей манерой игры под тренерский стиль. Краткосрочные паузы в чемпионате страны не дают достаточного количества времени для подготовки целой команды (налаживание взаимопонимания в тройках и пятерках, адаптации игроков к требуемому тренером стилю игры) к серьезному турниру. Решение данных проблем и должно было возлагаться на плечи генерального менеджера сборной команды. Именно он должен был проводить работу по укомплектованию состава в соответствии с требованиями главного тренера: оценивать соответствие кандидатов к требуемому стилю игры, их физическое и психологическое состояние. В результате этой работы, главный тренер приезжал бы в расположение сборной, где его бы ждала команда, полностью ему подходящая.

2. Предложения по улучшению системы подготовки спортивного резерва в Российском хоккее

Для решения задач детско-юношеского хоккея система должна включать в себя следующие основные компоненты:

— Систему подготовки игроков;

— Систему подготовки тренеров;

— Систему тестирования, отбора и селекции игроков;

— Систему финансового обеспечения;

— Систему материально-технического обеспечения (ледовые арены и хоккейные технологии);

— Систему медицинского обеспечения;

— Систему научно-методического обеспечения;

В системе подготовки юных хоккеистов предлагается скорректировать существующее деление игроков на возрастные группы:

  1. Дети 5-6 лет – спортивно-оздоровительный этап;
  2. Дети 7-8 лет – 1-й этап начальной подготовки;
  3. Дети 9-10 лет – 2-й этап начальной подготовки;
  4. Дети 11-12 лет — этап начальной специализации;
  5. Юноши 13-14 лет – 1-й этап углубленной специализации;
  6. Юноши 15-16 лет – 2-й этап углубленной специализации;
  7. Юноши 17-18 лет – этап спортивного совершенствования;

На данный момент отсутствует систематизация по уровням профессиональной подготовленности игроков.

Предлагается выделить следующие уровни подготовленности игроков:

  1. Уровень начальный;
  2. Уровень базовый;
  3. Уровень соревновательный;
  4. Уровень конкурентный;
  5. Уровень высший;

На основе этих уровней и на базе системы тестирования, отбора и селекции, о которой будет сказано ниже, нужно формировать команды во всех возрастных группах, организовывать тренировочный процесс и проводить соревнования. По опыту СССР, а также Канады, США, Швеции, Финляндии известно, что фундаментальным и ключевым условием высокого качества детско-юношеского хоккея в стране является его массовость. В названных странах массовость обеспечивается, прежде всего, эффективной работой на местном уровне, наличием понятной политики государства в области управления, организации и финансирования детско-юношеского хоккея, а также наличием тренерских кадров, ледовых арен, публичной системой тестирования, отбора и селекции игроков.   В нашей стране сегодня сложилась «элитарная» направленность хоккея, начиная с детского возраста. Нам известны негативные стороны работы элитных спортивных школ: нездоровая конкуренция, отсутствие обоснованных критериев отбора, обман, подкуп тренеров. Но главное, что при этом отсекается от занятий хоккеем огромная аудитория, которая хотел бы пробовать свои силы, возможно, имела хорошие задатки и могла бы вырасти в больших мастеров.

Эффективность работы элитных школ не велика. Лишь единицам удаётся в будущем сделать занятия спортом своей профессией. Так в этом году только московские хоккейные школы выпустили около 400 игроков, а по результатам последнего драфта юниоров КХЛ, только 134 игрока получили возможность продолжать заниматься спортом в профессиональных клубах. В целом по стране ситуация ещё более удручающая.

Фундаментом системы должны стать массовые занятия хоккеем на местном уровне. Занятия начинаются с 5 – 6 лет. Тренировочные занятия проводят методист местного органа власти, преподаватель физической культуры,  родители-волонтёры (после прохождения краткосрочного курса подготовки),  им помогают студенты ВУЗов физической культуры.

Большая часть занятий должна проводиться на свежем воздухе. Особое внимание нужно уделять тому, чтобы дети занимались с удовольствием, без серьёзного физического и психологического напряжения. Никакого давления результатом, занятым местом и т.п. (что ярко и повсеместно выражено сейчас и является серьезным негативным фактором) не должно быть. Главное в этом возрасте – сформировать устойчивый интерес к занятиям хоккеем, развить первичные навыки, «подружить» детей с хоккеем.

В последующие годы обучения в общеобразовательной школе дети переходят к занятиям в секциях, спортшколах. Занятия проходят под руководством тренеров, получивших соответствующее образование. Занятия проходят по современным методикам и руководствам, разработкой которых занимается ФХР, Холдинг КХЛ, спортивные ВУЗы, специализированные научно-методические организации.

В результате такого подхода формируется система профессиональной подготовки юных игроков, состоящая из следующих форм:

— массовый и любительский спорт на местном уровне (уровни подготовленности игроков: начальный и базовый);

— система местных, региональных и клубных спортивных школ: ДЮСШ, СДЮШОР (уровни подготовленности: базовый, соревновательный, конкурентный и высший);

— система развивающих тренировочных лагерей на региональном, межрегиональном, всероссийском уровне (уровни подготовленности: базовый, соревновательный, конкурентный и высший);

— система мастер-классов, проводимых лучшими отечественными и зарубежными специалистами на региональном, межрегиональном, всероссийском уровне (уровни подготовленности: базовый, соревновательный, конкурентный и высший);

— система академий хоккейного мастерства (уровни подготовленности: соревновательный, конкурентный и высший);

Далее — спорт высших достижений в рамках клубов МХЛ, ВХЛ, КХЛ и сборных команд страны (уровни подготовленности: соревновательный, конкурентный и высший). В основу тренировочного процесса должна быть положена пирамида развития мастерства игроков, обеспечивающая комфортный спортивный лифт, прогресс в развитии мастерства.

Пирамида воспитания игрока определяет для тренера вектор его работы, даёт ориентиры по разработке сезонного плана. Она позволяет поступательно двигаться в направлении прогресса игрока, правильно распределять время на виды подготовки, соблюдать пропорции для гармоничного развития игрока. В программе спортивно-оздоровительного этапа и этапа начальной подготовки акцент делается на обучение техническим навыкам, общее физическое развитие ребёнка, и, что особенно важно – индивидуальную тактику.

Физическое развитие ребёнка на этих этапах направлено на развитие моторики, быстроты, координации движений, баланса, гибкости, ловкости и осуществляется средствами подвижных игр, эстафет, ритмики, лёгкой атлетики, гимнастики. Занятия проводятся с собственным весом, небольшими утяжелениями, например, набивными мячами. Занятий с тяжелоатлетическими снарядами и тренажёрами не должно быть. Как таковых занятий на физическое развитие должно быть не более 5%, в основном физическое развитие осуществляется комплексно, совместно с занятиями по технике и индивидуальной тактике.

Основное внимание (70 – 80%) уделяется постановке и развитию индивидуальной техники: катание всех видов, владение шайбой, передачи, приём, обводка, броски и др. элементы. При этом очень важно понимать, что в отличие от индивидуальных видов спорта хоккеист не имеет права концентрироваться только на выполнении технического приёма и отстраняться от внешнего окружения. В хоккее командные действия и взаимодействия – основа успеха, поэтому хоккеист обязан одновременно с выполнением технического элемента контролировать окружающее пространство, действия партнёров и соперников, принимать и исполнять решения исходя из складывающейся ситуации и тренерского задания. Это накладывает на тренера и на игрока требование — добиваться выполнения технических приемов без зрительного контроля.

Индивидуальной тактике, которая в советское время была преимуществом, сейчас не уделяется достаточное количество внимания. Индивидуальная тактика – это одновременное освоение  тактического и технического мастерства игроков в учебно-тренировочной работе и совершенствование их эффективности в игре. Она является основой командной игры, взаимодействия в тройках, пятерках, шестерках. Занятия по индивидуальной тактике должны быть направлены на развитие всей совокупности качеств игрока, составляющих его индивидуальное тактическое мастерство: зрение, игровое мышление, оценка и прогноз ситуации, принятие решения, а затем – его исполнения и проводиться с игроками всех амплуа. Достаточное время должно уделяться теоретическим занятиям, на которых в доступной форме детям объясняются основы, главные закономерности игры: что такое командная игра, взаимодействие на льду, преимущество численного большинства, основы игры в атаке и обороне, понятия честной игры и взаимоуважения, основы безопасности на льду и вне льда и т.п.

Целенаправленная подготовка к силовой борьбе и освоение силовых приёмов должно начинаться не ранее 10 лет. Это не значит, что до этого возраста дети должны играть в бесконтактный хоккей, но главное внимание должно уделяться правильному выбору позиции и момента контакта с соперником, умению подкатиться для силового приема.

Двигаясь выше по пирамиде, в подготовку игроков должны вводиться занятия, направленные на отработку и развитие командной игры: изучение и отработка групповых и командных действий игроков, схем игры в атаке и обороне с целью создания преимущества. Но даже на этапе спортивного совершенствования время, затраченное на командную тактику и игру, не должно превышать 35-40% времени тренировок. Тренер должен продолжать развивать индивидуальную технику и тактику каждого игрока, что будет способствовать в свою очередь и развитию командной тактики.

Вершиной пирамиды является командная стратегия, которая определяет стиль игры команды: какую систему и тактику игры избрать, какие поставить задачи пятеркам, тройкам и отдельным игрокам, которые помогут победить соперника на основе сильных сторон своей команды с одновременным использованием слабых мест соперника. Тренер определяет тактику, опираясь на свою собственную игровую концепцию, философию, возраст игроков и уровень подготовки команды. Чем выше возрастной и уровень игроков, тем более сложной становится тактика игры, которой может придерживаться команда. Для внедрения в практику такой системы подготовки игроков ФХР, КХЛ, спортивным ВУЗам, специализированным научно-методическим организациям необходимо совместно разработать и распространить среди тренеров программы сезонной подготовки по всем возрастным группам и уровням подготовленности юных хоккеистов.

Другим ключевым компонентом системы детско-юношеского хоккея является система подготовки тренеров. Система должна обеспечивать подготовку тренеров следующих  квалификационных категорий:

  1. Начальная категория;
  2. Базовая категория;
  3. Соревновательная категория;
  4. Конкурентная категория;
  5. Высшая категория.

Тренеры «начальной» категории работают с командами массового и любительского спорта на местном уровне. Аттестация и сертификация их деятельности не требуется.

Тренеры «базовой» – «высшей» категории работают в системе детских спортивных школ, молодежных и взрослых любительских и профессиональных командах. Для профессиональной деятельности тренеров этих квалификационных категорий требуется аттестация ФХР и сертификация КХЛ. При успешном прохождении аттестации и сертификации тренеры получают разрешение для работы на соответствующем уровне.

В КХЛ в настоящее время разработан проект «Положения о сертификации тренеров КХЛ». Положение определяет требования к тренерам всех уровней профессиональной квалификации и устанавливает систему знаний навыков и умений, которыми должны обладать тренеры, работающие в системе клубов и команд КХЛ.

Тренеры «начальной» категории работают с игроками в возрасте от 5 до 18 лет и уровней профессиональной подготовленности: начальный и базовый. Тренерами «начальной» категории могут быть лица не моложе 18 лет: родители хоккеистов, волонтёры, любители хоккея, не обязательно имеющие профильное образование, но, прослушавшие соответствующие курсы и получившие методические руководства. При ФХР и КХЛ должна быть создана система постоянно действующих краткосрочных курсов (с приемлемой стоимостью обучения) для подготовки хоккейных тренеров начальной категории.

Тренерами «базовой» категории могут быть лица не моложе 18 лет, имеющие профильное высшее или среднее образование, или не имеющие такового, но прослушавшие курсы ФХР, КХЛ для тренеров «начальной» и «базовой» категорий и имеющие опыт работы тренером не менее 1 года или опыт профессионального хоккеиста не менее 5 лет. Для выпускников спортивных ВУЗов допускается не иметь опыта работы тренером и опыта профессионального хоккеиста. Тренеры «базовой» категории имеют право работать главными тренерами, помощниками главного тренера и тренерами по отдельным направлениям в хоккейных  школах, юниорских командах с хоккеистами в возрасте 5 – 18 лет и уровней профессиональной подготовленности: начальный, базовый и соревновательный.

Именно тренеры «начальной» и «базовой» категорий призваны обеспечить массовость занятий детьми хоккеем.

Тренерами «соревновательной» категории могут быть лица не моложе 21 года, имеющие «базовую» категорию или профильное высшее или среднее образование и имеющие опыт работы тренером не менее 2 лет или опыт профессионального хоккеиста не менее 10 лет.

Тренеры «соревновательной» категории имеют право работать главными тренерами, помощниками главного тренера и тренерами по отдельным направлениям в хоккейных школах, юниорских и молодёжных командах, с хоккеистами в возрасте от 5 лет и старше и уровней профессиональной подготовки: начальный, базовый, соревновательный и  конкурентный. Во взрослых командах ВХЛ тренеры «соревновательной» категории имеют право работать в качестве помощника главного тренера, а также в качестве тренера по отдельным направлениям.

Тренерами «конкурентной» категории могут быть лица, имеющие «базовую» или «соревновательную» категорию, имеющие профильное высшее образование и опыт работы тренером не менее 3 лет или опыт профессионального хоккеиста не менее 10 лет. Тренеры «конкурентной» категории имеют право работать главными тренерами, помощниками главного тренера и тренерами по отдельным направлениям в хоккейных школах, юниорских и молодёжных командах, а также во взрослых командах ВХЛ. Во взрослых командах КХЛ тренеры «конкурентной» категории имеют право работать в качестве помощника главного тренера, а также в качестве тренера по отдельным направлениям.

Тренерами «высшей» категории могут быть лица, имеющие «конкурентную» категорию, профильное высшее образование и опыт работы тренером не менее 5 лет. Тренеры «высшей» категории имеют право работать главными тренерами, помощниками главного тренера и тренерами по отдельным направлениям в хоккейных школах, юниорских, молодёжных и взрослых командах всех профессиональных лиг,  а также в сборных командах страны.

Для внедрения в практику системы подготовки тренеров КХЛ, совместно с ФХР, ВУЗами и специализированным научно-методическим организациям необходимо разработать систему критериев для оценивания профессиональных компетенций, знаний, навыков и умений тренеров. Эта система должна стать основой для разработки учебных программ ВУЗов, готовящих хоккейных тренеров.

Ещё одним компонентом системы детско-юношеского хоккея должна стать национальная и публичная система тестирования, отбора и селекции, которая в настоящее время отсутствует.

Эта система — главный элемент количественной и качественной оценки эффективности программ по развитию детско-юношеского и молодёжного хоккея в национальном масштабе, работы хоккейных школ и отдельных тренеров. Система позволит тренерам разрабатывать эффективные индивидуальные программы развития игроков с учётом их сильных и слабых сторон, а также под контролем руководства и общественности формировать команды для участия в соревнованиях.

Для создания такой системы необходимо:

— Разработать наборы тестов по всем возрастным группам и уровням профессиональной подготовленности игроков.

— Разработать методики проведения тестирования.

— Разработать методики проведения отбора и селекции игроков по уровням профессиональной подготовленности для распределения игроков и формирования клубных и сборных команд всех возрастов в зависимости от вида предстоящего соревнования.

— Разместить результаты национального тестирования, отбора и селекции в интернете для открытого, публичного доступа, просмотра и анализа. Права на внесение результатов тестирования должны быть предоставлены тренерам. В добавок должна быть установлена ответственность тренеров за внесение недостоверной информации.

Ключевой момент в системе тестирования, отбора и селекции – это открытость,  ясность, объективность уровня мастерства игроков. Эта объективность имеет большое значение для игроков, их родителей и тренеров. Игроки получают возможность быть отобранными в команды, соответствующие их уровню мастерства, а тренеры получают возможность строить команду, основываясь на своей тактике, точно зная способности игроков.

Именно эта система обеспечивает возможность практической реализации пирамиды развития мастерства игрока, беспрепятственного и объективного перехода игроков в команды более высокого профессионального уровня, в том числе включения в сборные команды, а также организации соревнований. То есть позволит решить многие актуальные проблемы сегодняшнего дня.

Приоритетные направления подготовки — постоянное развитие индивидуального тактического мастерства в процессе любых тренировок.

Основной проблемой низкой эффективности игры наших команд всех возрастов является отсутствие требуемого международными соревнованиями уровня командной игры и взаимодействия игроков.

Основой командной игры, да и всех других тактических и технических действий игрока в игре является определенная последовательность действий. Кому, куда и когда отдать передачу, отдавать ли вообще или самому двигаться и бросать, куда открываться, кого опекать и т.д.

Ключевая проблема наших команд в том, что скорость выполнения требуемых действий практически у всех юных и взрослых игроков значительно ниже требований, предъявляемых международными соревнованиями. С момента прихода ребенка в хоккей необходимо научить его правильно анализировать ситуацию. Выполнять упражнения без зрительного контакта не только на льду, но и за его пределами. Как обучить этому игрока – тренер решает сам.

Роль КХЛ в системе детско-юношеского хоккея должна быть следующая:

— формирование заказа ВУЗам на подготовку тренеров;

— участие в обеспечении детско-юношеского хоккея (совместно с Минспорттуризма и ФХР);

— трудоустройство игроков и тренеров в зависимости от уровня их подготовки;

3. Значение и роль студенческого хоккея в системе и структуре спорта высших достижений в современном Российском хоккее

Сейчас для выпускника детско-юношеской спортивной школы нет абсолютно никаких причин выбирать студенческий спорт как приоритетное направление своей дальнейшей хоккейной карьеры. В Российских условиях молодому хоккеисту, при наличие соответствующего предложения, намного выгоднее и в финансовом плане, и в плане профессионального развития заключить контракт и выступать за клуб профессиональной хоккейной лиги (МХЛ, КХЛ), и при этом учиться в каком-либо ВУЗе. Такой молодой хоккеист, только в случае неудачно складывающейся профессиональной карьеры приходит в студенческий хоккей. Такая ситуации, безусловно, имеет свои положительные моменты. Основной из них – это возможность хоккеисту продолжать играть, развиваться физически. С другой стороны, это не способствует качественному развитию студенческого хоккея в целом, так как состав участников лиги формируется в основном по остаточному принципу, все лучшие игроки продолжают играть в профессиональных лигах. И именно поэтому, на данном этапе своего развития студенческий хоккей в России не может занять свое место в вертикальной подготовке спортсменов, не может стать своеобразным трамплином между детско-юношеским и профессиональным хоккеем.

В североамериканской студенческой лиге (NCAA) такая ситуация исключена, и студенческий хоккей занимает немаловажное место в подготовке профессиональных спортсменов. Об этом говорит и статистика – более 30% хоккеистов, играющих профессионально в Национальной Хоккейной Лиге (NHL), выходцы из студенческого хоккея. Этому способствует то, что в Северной Америке существует четкое разделение профессионального и студенческого хоккея. Как уже упоминалось, североамериканский молодой хоккеист, когда-либо имевший или имеющий профессиональный контракт, навсегда теряет возможность играть в североамериканской студенческой лиге по программе NCAA. Именно поэтому качественный игрок для продолжения карьеры встает перед выбором: идти в профессиональные молодежные лиги или поступать в университет и продолжать играть в хоккей по программе NCAA. Немаловажным фактором при принятии такого решения так же является то, что при продолжении хоккейной карьеры в студенческой лиге молодому хоккеисту по программе NCAA полностью или частично (в каждом случае индивидуально) оплачивается обучение. А учитывая стоимость образования в северной Америке (в разы больше чем в России), получить стипендию NCAA — это для многих молодых людей единственный шанс получить качественное высшее образование. И именно поэтому много перспективных молодых хоккеистов продолжают свою карьеру в студенческом хоккее. А это способствует высокому уровню игры в лиге и повышению ее зрелищности. Это и есть основное отличие американского студенческого спорта от Российского. В России же право проведения чемпионатов страны принадлежит только ФХР, которому это право передало Министерство спорта, как органу власти. Федерация же в свою очередь делегировала полномочия проведения чемпионата России по хоккею Континентальной хоккейной лиге. Чемпионом страны становится команда-победительница регулярного чемпионата КХЛ. Но ведь в лиге есть и команды-представительницы других стран. Выходом из этой ситуации может стать передача прав розыгрыша титула «Чемпиона страны» чемпионату студенческой хоккейной лиги. КХЛ же придать статус коммерческого проекта, хотя он уже таковым и является, и присвоить всем его участникам статус профессиональных спортсменов. Спортивные звания и чемпионство России должны присуждаться и разыгрываться только среди спортсменов-любителей, коими и являются студенты спортсмены. Такое позиционирование студенческого хоккея в структуре хоккея в стране в целом придаст ему более значимое и весомое значение. По сути, это станет альтернативным путем попадания в профессиональный спорт, что в свою очередь пойдет на пользу всей системе хоккея в целом. У спортивных команд ВУЗов начнут появляться спонсоры, так как значимость проводимых соревнований будет совсем другой. Появится большая потребность в квалифицированных спортивных кадрах, что поспособствует развитию рынка спортивных кадров, более высокой конкуренции, а следовательно росту профессиональных качеств работников спортивной индустрии. Данная реформа также может пойти на пользу и спортивным школам. У них появится возможность продавать своих воспитанников профессиональным клубам или же ВУЗам, в зависимости от того, чье предложение будет более выгодным. Но для этого нужно пересмотреть механизм драфта и право распоряжаться своими воспитанниками спортшколам, находящихся в системе клубов КХЛ.

Еще одно отличие, которое следует отметить заключается в том, что североамериканские хоккеисты после окончания выступления в студенческой лиге являются более взрослыми и физически подготовленными. Это связано с тем, что американский молодой хоккеист поступает в университет в более взрослом возрасте (средний возраст игроков 22-23 года), а российский спортсмен вынужден до достижения своего 18-ти летнего возраста поступать в ВУЗ, так как это единственная возможность получить отсрочку от военной службы. В северной же Америке не существует всеобщей воинской обязанности и это дает возможность молодым хоккеистам выбрать наиболее удобный путь продолжения своей как хоккейной, так и общеобразовательной карьеры.

Как уже понятно из материала предыдущих глав, российскому студенческому спорту есть к чему стремиться.

Здесь можно и нужно перенимать положительный опыт Северной Америки. Но пока в России по-настоящему развит только студенческий баскетбол. В Ассоциацию студенческого баскетбола (АСБ) входит 800 мужских и женских команд из 490 высших и средних специальных учебных заведений России.

При всей спортивной и социальной важности такого явления, как студенческий хоккей, и вообще весь студенческий спорт, приходится констатировать, что в нашей стране он практически никому не нужен. А те, кому нужен, увы, либо не имеют к нему доступа, либо возможностей для реализации своих идей.

Но все же, нужно отметить, что в последние несколько лет поступательное развитие студенческого хоккея, как в Москве, так и в регионах присутствует, хотя не такими темпами как хотелось бы всем заинтересованным лицам, а особенно самим студентам. В последнее время интерес к студенческому спорту в России существенно возрастает. И это очень хорошо. В чём-то возрождение, в чём-то создание студенческого спорта заново является делом очень перспективным и важным. К сожалению, как такового студенческого спорта в России не было, и нет в том виде, в котором мы должны его оценивать. Имеются негативные тенденции, которые сложились за последние два 10-летия. Во-первых, устаревшая или полуразрушенная материальная база для спорта. Во-вторых, не вполне адекватное отношение руководства вузов в постановке спортивной работы в их учебных заведениях. Довольно часто создаётся впечатление, что наличие спортивных команд делается для некоей «витрины» — демонстрации того, что спорт в учебном заведении обустроен. Однако массовой работы не ведётся, массовой поддержки своих спортсменов вузами как не было, так и нет.

Не посягая на интересы ФХР, необходимо создать некий дополнительный спортивный класс в студенческой среде, который сможет со временем поставлять спортсменов в профессиональные команды. И студенческий спорт займёт то самое место, которое отводится ему во всём мире. То есть обеспечит безопасное и здоровое времяпрепровождение большому количеству молодых людей, а также сплотит молодёжь на базе общих ценностей.

Но студенчески хоккей, по примеру NCAA должен быть, действительно студенческим. В соревнованиях должны участвовать только игроки-любители. Соответственно отныне профессионалам места в РСХЛ не найдётся. И возможно тогда впервые за многие годы настоящие студенты войдут в состав сборной, которая представляла Россию на Всемирной универсиаде. Чего сейчас не происходит совершенно. Да, формально все члены нашей хоккейной сборной являются студентами, но при этом практически являются игроками профессиональных хоккейных клубов, в большинстве своем ВХЛ (Высшей Хоккейной Лиги). Это «студенты», которые учатся, а чаще числятся в институтах, чтобы играть в хоккей. Недаром существует расхожая фраза: «В Америке в хоккей играют, чтобы учиться, а в России учатся, чтобы играть». Ведь институт с военной кафедрой, это в первую очередь индульгенция от службы в армии. Тут в качестве примера можно привести опыт АСБ (Ассоциация Студенческого Баскетбола), впервые за многие годы настоящие студенты вошли в состав сборной, которая представляла Россию на последней зимней Всемирной универсиаде.

Есть проблемы и с тренерами, и с залами, и с интересом молодёжи к студенческому спорту. Всё это будет налаживаться. Правда, если решится одна важная проблема: руководство вузов должно быть по-настоящему заинтересовано в развитии спорта среди студентов. Есть вполне конкретные и осязаемые подвижки вперёд. Огромное количество команд от Калининграда до Владивостока, возрастающий интерес со стороны руководства учебных заведений и ориентир на уровне спорта высоких достижений.

 Вопрос интереса руководства ВУЗов является ключевым. Они должны выделить фиксированную долю на развитие спорта: на то, чтобы строить и ремонтировать залы со стадионами, платить пристойную зарплату хорошим тренерам, оплачивать услуги врача по спортивной медицине, готовить менеджеров, поддерживать интернет-сайт команды, организовывать выезды болельщиков и т.д. Это всё требует средств и в совокупности, может быть, не таких маленьких, как кажется. Так же важен вопрос стимулирования ВУЗов, чтобы они брали ребят, заинтересованных в занятиях спортом, в частности хоккеем.  Стимулировать ректоров можно и административным путём. Важно, чтобы они поняли, что если будет хоккейная, баскетбольная, футбольная команда и т.д., то люди, если правильно организовать подход к обучению, смогут этот интерес к физкультуре просто разбудить. В Америке любовь к спорту не прерывалась, а велась годами. Там карьера человека начинается примерно с 10-12 лет, и спорт является важным элементом этой общественной политики. У нас эта традиция разрушилась. И сейчас она только заново вырастает, и не так уж медленно, как может показаться. Поэтому если создать для этого дополнительные условия, то всё пойдёт быстрее и лучше.

Так же хотелось бы более регулярного и интенсивного освещения матчей и событий Студенческой хоккейной лиги в средствах массовой информации. Время от времени надо вспоминать, что это солидный институт, который охватывает многие команды и интересных людей. Нужно разрабатывать пиар-программу, как для отдельных команд, так и для лиги в целом. Важным моментом является наличие интернет-сайтов, присутствие в социальных сетях. Официальные странички в «Вконтакте» есть практически у всех лиг и у многих команд, но большинство их уже более года не обновляются, Москва со своими 2900 участниками в группе и активной новостной лентой явно лидирует, в комментариях идет бурное обсуждение всех событий МСХЛ. Но этого недостаточно. Например, матчи даже регулярного хоккейного чемпионата NCAA, не говоря уже о матчах плей-офф, транслируют по телевидению, вплоть до центральных каналов и освещают в спортивной прессе, не в пример больше чем у нас. А на специализированных спортивных телевизионных каналах и Интернет-ресурсах видеотрансляции хоккейных матчей представлены практически в полном объеме, в том числе и в прямом эфире, и эти трансляции собирают весьма внушительную аудиторию. В нашем студенческом хоккее этого нет вообще, а очень хотелось бы. В первую очередь для популяризации студенческого хоккея. Ведь хоккей по праву считается национальным видом спорта.

Безусловно, хоккей дорогой вид спорта. По примерным подсчетам содержание одной студенческой хоккейной команды в Московской СХЛ, при нормальной организации тренировочного процесса (хотя бы одна ледовая тренировка в неделю), обходится в сумму более 1 млн. рублей, и большую часть всех расходов составляет аренда льда. Не каждый ВУЗ может позволить себе такие расходы, но к этому нужно стремить, в том числе и с помощью государственного финансирования студенческого спорта. Хоккейные студенческие команды NCAA таких проблем не имеют. Практически в каждом учебном заведении есть свой хоккейный дворец с большим количеством зрительских мест, а иногда и несколько. На данном этапе развития студенческого хоккея, безусловно, невозможно строительство ледового дворца в каждом ВУЗе, имеющем команду СХЛ, это весьма дорогие сооружения. Но с участием государства, заинтересованных ВУЗов, спонсоров вполне возможно в различных регионах России построить универсальные ледовые дворцы специально для нужд студентов.

Еще одна проблема – это тренировочный процесс команд.

Это один из самых сложных вопросов в студенческом хоккее: лед дорогой, в свободном доступе его практически нет (время для тренировок остается или ночное или в учебное или ранним утром). Как правило, с тренерскими кадрами за «крошечные деньги» тоже проблемы, учеба, а также вопрос о необходимости тренироваться весь сезон ради 8-10 матчей. Для примера, хоккейная команда NCAA проводит около 40 матчей за регулярный сезон. Как правило, у большинства студенческих команд, в лучшем случае, одна тренировка в неделю, и это у самых организованных и богатых, а многие команды и вовсе без тренировочного процесса из-за проблем, которые описаны выше.

Надо искать пути, которые ускорят процесс развития студенческого хоккея, и спорта в целом. Искать системные подходы, которые сделают студенческий спорт не какой-то экзотикой, а преобладающим направлением в общественной жизни. Тем более хоккей – это явление, которое существует на стыке спорта и субкультур, молодежных движений. Все это можно хорошо смешать, и наработки, которые получатся, использовать в других видах спорта. Самая главная задача состоит в том, чтобы, глядя на профессиональных хоккеистов, ребята пошли заниматься спортом. У нас студенческий спорт носит любительский характер: все держится на энтузиазме, а болельщиков на трибунах иногда меньше, чем игроков на площадке. Спорт для них становится хобби, напоминающим былые баталии на уровне спортшкол.  NCAA — пример того, как можно выстроить вертикаль между студенческим и профессиональным спортом. Разумеется, множество нюансов и тонкостей едва ли возможно адаптировать в России: у нас и профессиональный спорт, особенно в регионах, заведомо убыточен, в то время как сборные вузов США сами зарабатывают себе на реконструкцию стадионов и постройку новых спортивных объектов. Но Москва не сразу строилась. Как и Национальная ассоциация. Она двигалась неравнодушными энтузиастами, поддерживалась властями (NCAA основана при содействии президента Теодора Рузвельта), работала над собой, совершенствовалась, обрастала новыми сторонниками, фанатами, спортсменами. Взяв все лучшее, что уже открыл мир, когда-нибудь и мы сможем провести финал «Магистра» МСХЛ в переполненном «Парке Легенд», а «Матч ТВ» будет за огромные гонорары выкупать права на трансляцию этой игры.

Вывод очевиден – в Российских реалиях опыт NCAA на данном этапе развития студенческого спорта в полном объеме неприменим. Но не стоит полностью отказываться от годами проверенных североамериканских наработок, которые с успехом можно использовать в России для развития студенческого хоккея и спорта в целом. Это, например, и развитие материально-технической базы, и освещение студенческих соревнований в средствах массовой информации, и введение ВУЗами именных стипендий для студентов-спортсменов. Но главным все же является поддержка программ студенческого спорта на государственном уровне.

Выводы

На основании проведенного анализа, можно сделать вывод, что даже при условии ограниченного бюджета и в некотором смысле его нерационального использования, большинство данных рекомендаций могут быть выполнены без кардинальных изменений в структуре хоккея в нашей стране и колоссальных вложений. Методическое сопровождение тренировочного процесса и подготовка тренерских кадров уже налажено в ведущих спортивных ВУЗах. Необходимо просто подвести эту подготовку под стандарты, которые задает уровень мирового хоккея и к единому стандарту внутри страны. Улучшение работы детско-юношеских спортивных школ и создание студенческой хоккейной лиги, которая должна занять значимое место в структуре подготовки профессиональных спортсменов представляется практически невозможным без привлечения дополнительных средств. Работа по привлечению этих дополнительных средств (спонсоров, субсидий, увеличение государственного финансирования, получение денежных средств от клубов КХЛ) должна проводиться Федерацией хоккея России. Если ФХР не обратит свое внимание на данные проблемы и не займется их решением, то их приоритетные направления деятельности (развитие сборных команд, попытки вернуть российских игроков из-за океана, для того, чтобы они приняли участие в ближайших Олимпийских Играх) будут приносить только краткосрочные результаты. В конечном итоге спортивные чиновники и функционеры будут возвращаться к решению этих вопросов и сталкиваться с одними и теми же проблема снова и снова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *