Анализ эффективности бизнес-модели кинокомпаний

В современном мире все большее развитие получает индустрия кинематографа. Причем кино продолжает оставаться самым массовым видом искусства на протяжении достаточно долгого периода времени.

В ближайшей перспективе ожидается рокировка ключевых глобальных игроков: мировым лидером может стать Китай (потеснив США), где киноиндустрия бурно развивается, в том числе за счет мощных протекционистских мер.

Однако ожидается, что голливудский видеоконтент продолжит доминировать на мировом рынке проката. Однако кассовые сборы в глобальном масштабе будут расти умеренными темпами. Что касается кинопоказа, то в мире наблюдаются две ключевые тенденции: на зрелых рынках киносети ориентируются на качественное развитие, �� то время как на формирующихся рынках будет наблюдаться существенное количественное увеличение сетей кинотеатров.

В ближайшем будущем российская киноотрасль также будет демонстрировать позитивную динамику, в том числе благодаря государственной поддержке. Ожидается, что продолжится рост экспорта российской кинопродукции, в том числе и на новые для РФ зарубежные рынки.

Что касается импорта, то основным направлением останется голливудский видеоконтент. Однако доля успешного национального кино в прокате может возрасти, в частности, благодаря более качественной визуальной составляющей, мощной маркетинговой поддержке и технологическим инновациям. Также будет пользоваться популярностью креативный аудиовизуальный контент.

Сегмент коммерческого традиционного кинопоказа будет развиваться как в количественном, так и в качественном направлении. Однако роль легальных видеосервисов постепенно будет возрастать.

Мировая киноиндустрия в ближайшие несколько лет будет демонстрировать позитивную динамику. По прогнозам отраслевых экспертов, в этот период в мире будет производиться свыше 6 тыс. фильмов год, не включая альтернативный контент. Основными странами- кинопроизводителями останутся США, Китай, Индия и Япония. При чем Япония и Индия продолжат делать ставку на жанровое кино. Мировой рынок кинопроката также вырастет.

По оценкам аналитиков PricewaterhouseCoopers в 2020 г. его объем увеличится до 52 млрд долл. (среднегодовой темп роста – 7-9%).

Мощным драйвером роста станет рынок Китая. Бурная динамика азиатского кинопрома, прежде всего, обусловлена демографическим фактором (население Китая в 2016 г. составило 1,4 млрд чел., по данным Всемирного Банка), активным развитием национальной киносети и использованию динамичных технологических инноваций и бизнес-моделей.

Но несмотря на это, голливудский аудиовизуальный контент (в частности, блокбастеры) продолжит доминировать на мировом рынке.

Что касается направления кинопоказа, то, по прогнозам аналитических агентств, в 2020 г. в мире будет действовать около 200 тыс. киноэкранов. Лидером по развертыванию национальной киносети станет Китай, у которого есть высокий потенциал для роста. Согласно расчетам китайских экспертов, для адекватного охвата населения требуется около 40 тыс. кинозалов (для сравнения, в США и Канаде насчитывалось около 43,5 тыс. экранов в 2016 г., по данным IHS).

Активное развитие зрительской инфраструктуры происходит в том числе благодаря налоговым льготам, предоставляемым государством, а также за счет регулярного увеличения квоты на прокат иностранных фильмов в кинотеатрах.

Необходимо отметить, что развитые американский и европейский рынки кинопоказа давно уже ориентируются преимущественно на качественные изменения в существующей киносети (повышение уровня сервиса, расширение спектра предоставляемых услуг, оснащение кинозалов млрд долл., новыми технологическими решениями), а не на количественные.

По этой причине на рынках западных стран наблюдается замедление темпов роста киносетей – до 6–8% в год, по данным аналитических агентств. В отношении онлайн-кинопоказа можно отметить потенциальный рост специализированных легальных видеосервисов формата VOD и ОТТ.

Мощным фактором роста сегмента станет стабильный приток новых Интернет-пользователей, в частности, за счет пользователей мобильных устройств, таких как смартфоны и планшеты. Однако также будут развиваться и пиратские ресурсы, несмотря на активное противодействие нелегальному потреблению аудиовизуального контента, осуществляемое практически всеми странами мира.

В ближайшие несколько лет в РФ ожидается продолжение роста объемов кинопроизводства. При этом государственная поддержка (прямая и косвенная) продолжит играть ключевую роль в развитии отечественного кинопрома. По прогнозам экспертов, выделяемые государством средства, по крайней мере в течение ближайших пяти лет, будут составлять около 50% от суммарных производственных бюджетов всех отечественных фильмов, произведенных за год.

Финансовое стимулирование позволит кинокомпаниям снимать высокобюджетные коммерческие фильмы, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению доли отечественного кино в российском прокате.

В противном случае, по мнению экспертов отрасли, большинство кинопродюсеров перестанет снимать кинокартины и перейдет в сегмент ТВ, а фильмы с бюджетом свыше 100 млн руб. станут нерентабельными. Что касается развития инструментов привлечения частных инвестиций в российское кинопроизводство (в частности, продакт-плейсмент, банковское кредитование, фандрайзинг), то по мере роста конкурентоспособности российских фильмов в национальном и международном прокате, это направление также будет эволюционировать.

На данный момент киноиндустрия демонстрирует достаточно позитивную динамику, однако приход в отрасль частных инвесторов – как финансовых компаний, так и крупных игроков реального сектора – может спровоцировать желаемый активный быстрый рост кинопрома.

В связи с вышесказанным ведущие позиции в сегменте производства фильмов продолжат занимать крупнейшие игроки, регулярно получающие госсубсидии по линии поддержки компаний-лидеров Фондом кино. В частности, «ТаББаК» (Базелевс), кинокомпания СТВ, «Арт Пикчерс Студия», Дирекция Кино, «Студия ТРИТЭ» Никиты Михалкова, ВБД Груп, ПРОФИТ и др.

Однако наравне с мощным стимулированием лидеров кинопрома становится обязательным развитие существующей системы поддержки молодых кинематографистов (дебютирование, участие в кинофестивалях и т.д.). Это необходимо в целях обеспечения будущего российского кинематографа и как искусства, и как рентабельного бизнеса в национальном и мировом масштабах. В этом заинтересованы как государство, так и частные кинокомпании.

Однако дальнейшее развитие отечественного кинопрома и повышение конкурентоспособности российских фильмов за рубежом невозможно без интеграции в мировую киноотрасль. Что касается экспорта российской кинопродукции, то отечественный кинематограф постепенно завоевывает позиции в мировом прокате. При этом наиболее продаваемым российским кинопродуктом, по данным Фонда кино, является анимация. В ближайшие 5–7 лет, по оценкам аналитиков, этот тренд только усилится. Этот факт можно объяснить высоким качеством аудивизуального контента.

В перспективе РФ может занять определенную нишу на мировом кинорынке также за счет жанрового кино (по аналогии, например, с Японией, которая «специализируется» на производстве ужасов и триллеров). Кроме того, и копродукция (с мажоритарным или миноритарным участием РФ) может стать драйвером роста интереса к российскому аудиовизуальному контенту на мировом рынке.

Необходимо отметить, что развитию совместного кинопроизводства в РФ будет продолжать способствовать ее участие в Европейском фонде поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ Eurimages (фонд «Евримаж»). Постепенно будут появляться новые партнеры, например, азиатские страны, где российские кинофильмы пользуются достаточно высокой популярностью.

Стоит отметить, что для производства качественной кинопродукции необходима развитая технологически-инновационная инфраструктура. Российская ресурсная база постепенно становится конкурентоспособной на мировых рынках. Активно развиваются технологичные направления (например, компьютерная графика). Отдельные российские фильмы (в частности, такие как «Экипаж», «Викинг», «Притяжение») постепенно ломают сложившиеся стереотипы и показывают мировому сообществу, что РФ может выпускать качественные высокотехнологичные коммерческие картины.

Однако дефицит квалифицированных кадров практически на всех этапах кинопроизводства (сценаристы, режиссеры, звукорежиссеры, звукооператоры и др.) останется одной из основных проблем кинематографа в ближайшие пять лет.

По мнению экспертов, причина сложившейся ситуации – отсутствие слаженной системы кинообразования, позволяющей обеспечить киноотрасль квалифицированными специалистами. Тем не менее, как государство, так и частные игроки намерены реализовать ряд проектов в этом направлении.

Кроме того, по мере развития отечественного кинопрома могут потребоваться узкопрофильные специалисты, которых практически нигде не готовят, например, создатели языков (особенно актуально для таких жанров, как фэнтези и фантастика).

Для успешного проката фильмов как на внутреннем рынке, так и за рубежом, помимо высокого качества кинопродукции, необходимо активное продвижение проекта. В том числе немаловажную роль играют ведущие актеры («кинозвезды»). По оценкам кинокритиков, в РФ достаточно талантливых актеров, однако отсутствие мощной PR-поддержки, аналогичной той, которая имеется у голливудских кинозвезд (PR-стратегия «культа звезды») влияет на их узнаваемость и популярность в РФ и за рубежом. Но ситуация постепенно меняется, российские актеры становятся узнаваемым�� на зарубежных рынках.

В ближайшие несколько лет объем кассовых сборов в российском прокате – основном источнике генерации доходов кинопрома – будет расти умеренными темпами (+5–6% в год). Однако на динамику показателя вследствие специфики кинотрасли будут оказывать существенное влияние такие трудно прогнозируемые факторы, как принятие фильмов кинокритиками и зрительской аудиторией.

Естественно, основным генератором доходов останется американский аудиовизуальный контент, хотя доля национального кино будет постепенно расти. Драйвером роста кассовых сборов российских фильмов должно стать более высокое качество коммерческих кинопроектов. На данный момент самоокупается очень малое количество развлекательных коммерческих фильмов.

Немасштабное отечественное кино со слабой визуальной составляющей в прокате не собирает кассы. При повышении конкурентоспособности национальных проектов кинотеатры смогут увеличить экранное время российских лент, не опасаясь потенциальных потерь.

Барьером для роста кассовых сборов останется практика вертикального проката, применяемая российскими кинотеатрами. На данный момент прокат картины, как правило, длится две недели, затем экранное время отдается другому фильму. На высококонкурентном российском рынке эта тенденция продолжится.

Практика «длинного» проката, когда фильмы демонстрируются в кинотеатрах по 4–6 недель, вряд ли вернется, если только не будет введена государством как обязательная в случае проката национальных лент. Что касается цен на билеты, то в ближайшей перспективе предпосылок для их роста не наблюдается.

Российскому кино жизненно необходим качественно новый формат продвижения, возможно, аналогичный голливудскому по масштабу (например, в США рекламный бюджет масштабных фильмов равен, как правило, производственному бюджету). Согласно данным аналитических компаний, на данный момент более 60% кинозрителей приходят в кинотеатр в очередной раз после просмотра рекламного ролика перед сеансом, остальные 40% аудитории привлекаются за счет ТВ, Интернета, печатной прессы и радио. Причем доля Интернета в продвижении будет расти.

В настоящий момент, по данным Фонда кино, самыми востребованными жанрами кино являются фэнтези, анимация, приключения и комедии. Ожидается, что такое жанровое распределение останется неизменным в ближайшие несколько лет.

Необходимо отметить, что направление альтернативного контента продолжит активно развиваться. По оценкам аналитиков, в ближайшем будущем средняя заполняемость залов на сеансы альтернативного контента на территории РФ превысит 85%. Однако для продвижения таких проектов производителям придется искать новые способы рекламирования для выхода на целевую зрительскую аудиторию различных направлений такого контента.

Проведенные исследования российского рынка кинопоказа свидетельствуют о том, что, вопреки прогнозам вытеснения кино ТВ и Интернетом, традиционные кинотеатры остаются популярным видом развлечения. В ближайшей перспективе возможно замедление текущих темпов роста (13% в год, по данным Фонда кино). В 2017 г. драйвером роста была государственная программа модернизации кинотеатров в малых городах. В 2018 г. проект кинофикации продолжится, но такого эффекта иметь не будет. Однако потенциал роста есть, и здесь подразумевается, прежде всего, интенсивное развитие.

На российском рынке кинопоказа по-прежнему недостаточно многозальных кинотеатров, это, в свою очередь, может помочь сделать расстановку фильмов для показа более гибкой. Хотя основное экранное время, скорее всего, будут опять занимать мейджоры и голливудский контент. Неравномерность охвата городов РФ современными кинотеатрами сохранится в ближайшей перспективе. В стране продолжат существовать три ключевых региональных сегмента рынка кинотеатров и кинозалов – Москва, Санкт-Петербург и регионы. Причем состояние рынка кинопоказа в городах-милионниках продолжит отличаться от ситуации, сложившейся в прочих населенных пунктах.

Что касается реализуемой государственной программы модернизации кинотеатров в малых городах, то маловероятно, что она станет драйвером роста сегмента, так как потенциал таких локальных рынков ограничен демографией региона и невысоким уровнем доходов местного населения.

Борьба между операторами будет вестись преимущественно на уровне неценовой конкуренции и расширенного сервисного предложения. Ориентация игроков на последние технические новшества также сохранится. Эксперты полагают, что в кино может прийти виртуальная реальность. Что касается ключевых игроков, то наблюдается тенденция к концентрации сегмента. Происходит объединение как крупных игроков, так и независимых кинотеатров.

Ожидается, что на долю трех ключевых игроков («Каро», «Премьер-Зал» и мегаоператора, созданного на базе «Синема Парк» и «Формула кино» в 2017 г.) в 2020 г. будет приходиться около 30% всего рынка. Усилившие свои позиции сетевые операторы также могут заинтересовать зарубежных инвесторов, например, китайскую компанию Wanda Dalian Group, которая скупает значимые активы кинопрома по всему миру.

Таким образом, можно сказать, российский рынок кинопоказа и конопроизводства приближается к стадии зрелости, несмотря на существующие проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *