Зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства

🙂

Скачать текст в WORD

Различные страны используют различные критерии при отнесении организаций к предприятиям малого бизнеса. Четвертая директива Совета Европы выделяет четыре основных критерия для признания организаций в качестве малых предприятий:

Котирование акций на бирже. Акции малого предприятия не могут котироваться на бирже. В противном случае такое предприятие относится к крупным вне зависимости от того, удовлетворяет ли оно критериям, приведенным ниже;

Валюта баланса не более 2,5 млн. евро;

Выручка от реализации не более 5 млн. евро;

Среднее число занятых не более 50 человек.

Для признания организации субъектом малого предпринимательства она в течение двух следующих друг за другом отчетных периодов должна удовлетворять в обязательном порядке первому критерию и любым двум из трех последних критериев.

Большинство стран Европейского союза уже приняли соответствующие законы, которыми распространили действие Четвертой директивы на свои территории (хотя специфика есть у многих стран, отклонения от этих показателей несущественны). [16, 12-17]

Те же самые критерии установлены в Великобритании и Австралии. Исключения составляют только Канада (где определение малого предприятия отсутствует) и США. В этих странах критерии отнесения к малым предприятиям следующие:

1. Выручка от продаж менее 25 млн. долл. США;

2. Предприятие зарегистрировано в США или Канаде;

3. Предприятие не является инвестиционной компанией;

4. Имеется дочернее предприятие, большая часть капитала которого принадлежит материнской компании.

В прошлой главе были выяснены показатели, характеризующие положение малых и средних предприятий в стране. Применив полученные знания в отношении стран получим сравнительную таблицу. (Таблица 4)

Таблица 4 – сравнение стран по показателям, характеризующим положение МСП в экономике в 2014 г.

Страна

Кол-во МСП, тыс. ед

Кол-во МСП на тыс. жителей, ед.

Численность занятых в МСП, млн. чел.

Доля работающих в МСП в общей численности работающих, %

Доля МСП в ВВП, %

Англия

2730

46

13,6

49

50-53

Гемания

2320

37

18,5

46

50-52

Италия

3990

68

16,8

73

57-60

Франция

2030

35

15,2

54

55-62

ЕС в целом

16080

45

68

72

63-67

США

19930

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6850

49,6

39,5

78

52-55

РФ

2077

14,42

13,4

27

24-25

* Источник: 41

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что данный тип предпринимательства, несмотря на все усилия, ещё недостаточно развит в нашей стране и серьезно отстает от уровня стран с развитой рыночной экономикой. Возможно, это связано с тем, что наша «рыночная» экономика до сих пор является переходной. Не стоит забывать о том, что развитие малого и среднего предпринимательства в России началось только в 1986-1989 годах, намного позже остальных участников сравнения. Скорее всего, нам есть чему поучиться у конкурентов в данном вопросе. [41]

В экономике зарубежных стран МСП отводится большая роль. Опираясь на данные всемирной статистики можно утверждать, что малые и средние предприятия являются работодателями почти половина трудового населения мира. Большая часть зарубежных предприятий относится к малым и средним, они производят почти 50% всемирного ВВП. Например, в Японии и Германии малые и средние компании составляют более 99% от их общего числа. Объем производства в сфере малого бизнеса в различных странах составляет от 34 до 68 % ВНП, около половины изобретений и «ноу-хау».

В последнее время проводится активная политика, направленная на выход малого бизнеса на высокотехнологичные рынки – машиностроение, энергетику, электротехническую промышленность, приборостроение, транспортные перевозки и коммуникации, информатику, микроэлектронику, телекоммуникации и другие высокотехнологичные отрасли производства.

Гибкость и маневренность малых предприятий находит себе применение в тяжелых современных условиях, отвечая на вызовы нестабильной мировой экономики. В развитых странах малые предприятия быстро осваивают новые прибыльные отрасли, давая насыщение рынкам, быстро развертывают производство, генерируя рабочие места. [40, с.90]

Передовики и пионеры в поддержке малых и средних форм предпринимательства — Соединенные Штаты Америки. Зарождение господдержки проявлялись в виде мероприятий по восстановлению экономики во времена Великой депрессии (1929-1933), когда было резко увеличено количество государственных закупок и заказов, а также была создана «Восстановительная финансовая корпорация» (Reconstruction Finance Corporation) – первая в своем роде микрозаймовая финансовая государственная организация, целью которой было восстановить экономику страны, путем предоставления займов пострадавшим от кризиса предприятиям. Второй виток развития государственной поддержки МСП пришелся на годы Второй мировой войны, когда перегруженные военными заказами крупные предприятия передали более мелким собратьям долю производства гражданской и военной продукции.

В 1953г. при министерстве коммерции был создан «Отдел малого бизнеса» (Office of Small Business), который на начальной стадии преимущественно занимался вопросами обучения и консультирования ИП.

Трудно переоценить значение малого бизнеса для экономики США. В период с 1980 по 2010 годы там возникло более 4,8 млн. малых и средних предприятий. В специальных ежегодных постановлениях определяются ресурсные возможности по реализации многообразных программ поддержки. На протяжении более 50 лет этот закон периодически совершенствуется, обеспечивая соответствие возможностей Администрации малого бизнеса (SBA) изменяющимся социально-экономическим условиям. В настоящее время SBA оперирует ежегодным портфелем примерно в 219 тыс. займов для МСП на общую сумму свыше 45 млрд долл. и является крупнейшим брокером на финансовом рынке страны. О влиятельности SBA свидетельствует тот факт, что при ее содействии в сферу МСП в последнее время ежегодно привлекалось различных ресурсов на общую сумму порядка 400 млрд долл. Именно деятельность SBA в значительной мере позволяет США сохранять первое место в мировой экономике и обеспечивать лидирующее положение на многих мировых рынках товаров и услуг. Поэтому опыт создания и деятельности SBA должен быть пристально изучен и по возможности использован в российских реалиях. [11, с.61-67]

Помимо прочего стимулом к развитию малого и среднего предпринимательства в Соединенных Штатов является самая развитая в мире система франчайзинга, позволяющая открыть своё дело под раскрученным брендом с минимальными затратами. На сегодняшний день, согласно оценкам Международной ассоциации франчайзинга, в США действуют более 2000 франчайзеров и приблизительно 600 000 получателей франшизы. [8, с.137]

Не сильно отстала от США в плане поддержки малых и средних предприятий на государственном уровне Европа. МСП считаются основой социально-экономической модели и странах ЕС.

В нем насчитывается 24 млн. малых и средних предприятий, которые обеспечивают 72 % занятости, 56 % общего оборота, 52 % добавленной стоимости. Малые формы хозяйствования занимают подавляющую долю в таких отраслях экономики, как оптовая и розничная торговля, пищевая промышленность, строительство. Более того, в разрезе занятости населения многих стран доминируют микропредприятия с численностью работников до 10 чел., например, в Италии этот показатель установился на уровне 47 %, в Польше – 41 %.

Такие результаты были достигнуты благодаря осуществлению государственной политики, применению специального законодательства, регулирующего весь комплекс вопросов поддержки МСП. [18, с.270]

Так, для того чтобы стимулировать развитие малого среднего предпринимательства, в Европе была создана специальная система его регулирования и поддержки. Она начала складываться ещё в начале 70-х годов ХХ в. Общим направлением политики Евросоюза стало максимальное стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. Первыми шагами были меры по устранению административных препятствий, среди них гармонизация налога на добавленную стоимость; внесение корректив в условия финансирования через достижение прозрачности платёжных систем и создание Европейской ассоциации фондов взаимных гарантий для малого бизнеса; изменения в социальной политике через выравнивание социальных аспектов предпринимательской деятельности малых предприятий в соответствии с положениями Единого европейского акта.

Как правило, европейская политика в сфере стимулирования малого и среднего бизнеса осуществляется на двух уровнях: через самостоятельную деятельность стран и через программы, реализуемые под эгидой ЕС. Мероприятия по поддержке малого бизнеса финансируются из структурных фондов ЕС (например, Социального фонда, Фонда регионального развития).

Для развития межфирменного сотрудничества в рамках ЕС было создано Бюро по сближению предприятий, действует Европейская ассоциация венчурного капитала.

Для стимулирования появления новых компаний большинство стран – участниц ЕС предлагает венчурный капитал как средство развития новых предприятий. Национальные программы в основном нацелены на покорение инновационных видов экономической деятельности, микрофинансирование начинающих, предоставления государственных гарантий для выдачи льготных кредитов, помощи в составлении бизнес-планов.

Еврокомиссией предусмотрено создание у каждой страны-участницы фондов стартового капитала в размере не менее 4 млн. евро. На уровне ЕС действуют две главные программы финансирования сектора малого среднего предпринимательства.

Одна из них направлена на обеспечение рисковым капиталом перспективных предприятий и предполагает выдачу кредитов в размере до 50 % стартового капитала, а также покрытие до 50 % эксплуатационных затрат со сроком погашения пять лет. Вторая – «Евротек» – создала сеть из 13 фондов взаимных гарантий, которые выделяют кредиты для инвестиций в высокотехнологичные проекты транснационального характера, помогают инвестировать в струкурно-кризисные отрасли, а также в экологические проекты. Осуществляется сотрудничество между странами, поощряются прямые связи между производителями и потребителями, осуществляется поддержка недоразвитых регионов. [15, с.16-324]

Государственное финансирование может осуществляться как в виде прямого субсидирования, так и путём создания смешанных форм поддержки, предоставления гарантий по возврату кредитов, выдачи их под льготные проценты, участия в капитале компаний.

В развитых странах максимально упрощена процедура открытия новых предприятий. В 12 странах ЕС уже можно оформить ИП за 100 долларов и 2 в течение двух дней, реализуется возможность регистрации онлайн.

В ВУЗах ЕС существуют специальные программы обучения для абитуриентов, желающих открыть свое дело. Проводится активная политика по сближению научных и производственных центров, для налаживания производства и сбыта наукоёмкой продукции. Около 19% ВВП составляют государственные закупки. Планируется объединение систем госзакупок стран-участниц.

Существенное значение уделяется налоговым платежам. В документах Европейского Союза намечен курс на то, чтобы налоговая система была настроена таким образом, чтобы поощрять успехи в бизнесе, создание новых предприятий, экспансию исследуемого сектора на международном уровне, создание новых рабочих мест. Например, Германия освободила таких налогоплательщиков от налога с оборота и планирует налоговую реформу с принятием льгот для единоличных хозяйств. Франция уменьшила ставку налога на корпорации для предприятий с оборотом менее 7,6 млн евро. Португалия упростила процедуру взимания налогов для предприятий с оборотом менее 150 тыс. евро. Швеция позволяет своим предпринимателям откладывать часть своих налоговых платежей для реинвестиций. Италия разработала льготу в предоставлении налогового кредита для поддержки инвестиций в предприятия невыгодных отраслей. Греция, Австрия и Финляндия внесли поправки в свое законодательство о налогах на наследство и дарение – для облегчения процесса передачи бизнеса. Испания,

Португалия и Соединенное Королевство разработали налоговые льготы для покупки малыми предприятиями информационных технологий и проектов. [22, с.188-194] Многие из перечисленных зарубежных форм государственной поддержки малых и средних предприятий могут быть взяты на вооружение нашим министерством экономического развития для развития и поддержки МСП в частности и экономики страны, в общем.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *