Законодательные основы государственного регулирования торговых организаций

🙂

Скачать текст в WORD

В литературе отмечается, что «законодательное регулирование торговой деятельности началось, по существу, с принятия Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» (далее — Закон о торговле). До этого был принят ряд указов Президента РСФСР, Российской Федерации, в том числе от 12 декабря 1991 г. N 269 «О едином экономическом пространстве»[1], от 29 января 1992 г. N 65 «О свободе торговли»[2], которые способствовали становлению рыночных отношений и развитию торговли. Вместе с тем отсутствие специального правового регулирования торговли послужило появлению различных нецивилизованных форм и способов осуществления торговой деятельности, включая челночную торговлю, что повлекло за собой проникновение на российские рынки некачественных, фальсифицированных товаров. Экономика приобрела спекулятивный характер»[3].

Закон о торговле регулирует две группы отношений-отношения по организации торговли и отношения по осуществлению торговой деятельности. Законом установлены полномочия Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере торговли, определено Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в качестве федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку государственной политики и правового регулирования в сфере внутренней торговли.

Закон о торговле устанавливает виды и пределы государственного регулирования торговли. Государственные требования к организации торговой деятельности заключаются главным образом в планировании развития торговли товарами народного потребления, создании торговой инфраструктуры, разработке мер по развитию торговой отрасли.

Таким образом, закон о торговле, по сути, впервые определил государственную торговую политику.

Рассматриваемый закон о торговле в основном налагает на субъекты Российской Федерации, которые должны разрабатывать и утверждать программы развития торговли в регионе, устанавливать стандарты обеспечения минимальной безопасности населения с площади торговых объектов; проводить информационно-аналитический мониторинг состояния рынков различных товаров и осуществления торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст.

Субъекты РФ осуществляют мероприятия по стимулированию деятельности торговых предпринимателей, в частности субъектов малого и среднего предпринимательства, принимают нормативные правовые акты по организации и осуществлению ярмарочной торговли и торговли на розничных рынках.

Правовое регулирование второй группы отношений, на которые распространяется торговое право, ограничивается в основном регулированием договорных отношений между поставщиками продовольствия и хозяйствующими субъектами, занимающимися торговлей, создавая торговую сеть (дилеров), хотя название этого закона предполагает, что он регулирует более широкие отношения.

Торговля как экономическая деятельность подразделяется на оптовую и розничную торговлю, функциональное назначение которой различно. Цель оптово-розничной торговли-создание эффективной распределительной инфраструктуры, а розничной-максимально полное удовлетворение потребностей населения в высококачественных товарах, обеспечение доступности товаров и сопутствующих услуг[4].

В регулировании договорных отношений между поставщиками продовольственных товаров и ритейлерами преобладает императивный метод регулирования, при этом в Закон о торговле постоянно вносятся изменения и дополнения, направленные на ужесточение правил взаимодействия поставщиков и ритейлеров. Закон о торговле стали рассматривать в качестве параллельного Гражданскому кодексу РФ нормативного правового акта. Однако вносимые в него изменения не способствуют повышению эффективности регулирования торговли.

В Законе о торговле содержится понятийный ряд, определяются основные понятия в области торговли (торговля, оптовая торговля, розничная торговля, торговый объект, стационарный торговый объект, нестационарный торговый объект, торговая сеть и иные). Однако определения основных понятий носят общий характер и не находят непосредственного применения на практике. При рассмотрении многочисленных судебных споров, связанных с разграничением оптовой торговли и розничной торговли, судебные органы не могут ограничиться законодательными определениями торговли, а применяют также и иные квалификационные критерии.

Закон не раскрывает содержание оптовой и розничной торговли, не учитывает, какие функции, виды деятельности и услуги являются неотъемлемой частью торговой деятельности. Однако данный вопрос стал особенно актуальным в контексте разработки закона о запрете торговли, который должен быть включен в условия договора о комиссии дилера по поставляемым товарам, касающиеся оказания услуг по продвижению товаров, услуг, подготовки, переработки, упаковки товаров,

Торговое право не допускает необходимой ясности в следующем, каковы нормальные виды деятельности предпринимателей в торговле, при получении товаров от поставщиков, и какими могут считаться также другие услуги, которые должны опосредовать помимо заключения сделки компенсационные услуги.

В этой связи в национальных стандартах возрастает роль, которую нормы коммерческого права определяют в терминологии, раскрывают и уточняют основные понятия.

Бытует мнение, что «важность стандартизации, т. е. совершенствования функционирования (сопровождения), принятия, модификации (обновления), аннулирования, опубликования и применения документов стандартизации и других действий, направленных на достижение порядка в отношении объектов стандартизации, в настоящее время является значительной. Как и в литературе, стандартизация – это специальное управленческое действие, содержание которого создает действие, предназначенное для добровольного повторного использования единых норм, правил, требований к объекту стандартизации-продукции, процессов, работ, услуг»[5].

В законодательстве также отмечается, что «в национальном стандарте РФ ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли», утвержденном Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. N 771-ст, определено понятие предприятия торговли и проведена классификация предприятий торговли, содержатся требования к предприятиям торговли по наличию соответствующего оборудования, погрузочно-разгрузочным площадкам, системам инженерно-технического обеспечения, пожарной и охранной сигнализациям, температурному режиму, персоналу и др. Несмотря на наличие некоторых юридико-технических недостатков, данный национальный стандарт способствовал систематизации организаций торговли и послужил основой для разработки национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. N 582-ст, в котором содержится более развернутое определение различных типов торговых предприятий (магазин специализированный и универсальный, гастроном, супермаркет, гипермаркет и др.), форм и видов торговли (мелкооптовая, торговля по образцам, развозная торговля, разносная торговля, дистанционная торговля и др.), материально-технической базы торговли (складское помещение, фасовочное помещение, подсобное помещение и др.), торгового процесса и торгового обслуживания, товароведения в торговле. В национальном стандарте предусмотрены типы объектов, составляющих нестационарную торговую сеть, что имеет особое значение для предоставления преференций субъектам малого и среднего предпринимательства в торговле»[6].

Таким образом, данный документ, относящийся к документам по стандартизации, значительно детализировал правила Закона о торговле, и предусмотренные в нем положения и определения нашли применение в торговой практике.

Национальные стандарты входят в национальную систему документов по стандартизации и составляют высший уровень данной системы, они подразделяются на национальные стандарты, применение которых осуществляется в целях соблюдения требований технических регламентов на добровольной основе, правила о которых содержатся в гл. 3 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», и национальные стандарты, правила о которых содержатся в Федеральном законе от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее — Закон о стандартизации).

Согласно п. 5 ст. 2 Закона о стандартизации национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации, утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, который, как и другие документы по стандартизации, применяется на добровольной основе.

Следует подчеркнуть, что аналогичное понимание стандартов, как отмечает И.В. Ершова, существует и в отношении стандартов ВТО, а также стандартов ЕАЭС[7].

В качестве исключения установлено обязательное применение документов для стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 Закона О стандартизации (продукция, поставляемая по государственному оборонному заказу и др.).), а также содержащий перечень документов, стандартизация определяется Правительством Российской Федерации, обязательное применение которых для обеспечения безопасности дорожного движения, когда оно организовано на территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Закона О стандартизации).

Однако, если изготовитель и (или) исполнитель публично объявляют о соответствии изделия национальному стандарту, в том числе в том случае, если обозначение национального стандарта маркировкой, эксплуатационными или иными документами и (или) маркировкой продукции знаком национальной системы стандартизации, то применение национальных стандартов становится обязательным (ст.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона О стандартизации объектами стандартизации являются производство (работы, услуги), процессы, системы управления, терминология, символы, исследования (испытания) и измерения (включая отбор проб) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и другие объекты. Поэтому перечень субъектов для стандартизации, указанных в законе, является открытым.

Как сказала А. С. Панова, продукт, процесс, работа и услуги не являются объектами стандартизации. Стандартизация требует информации об их существенных характеристик[8].

Сфера применения документов по стандартизации достаточно широка, и возможности упорядочения отношений, единообразного понимания положений в определенной области в целях многократного применения велики.

В этой связи не только изготовитель товаров, но и торговый предприниматель при публичном заявлении в рекламе, публичной оферте, в договоре, иным способом о соответствии определенного объекта стандартизации положениям национального стандарта или иного документа по стандартизации обязан соблюдать его требования. Этим будет достигнута одна из целей стандартизации — устранение технических барьеров в торговле (п. 8 ч. 2 ст. 3 Закона о стандартизации).

В литературе подчеркивается, что стандартизация как практическая деятельность, присущая человеческому обществу на протяжении всей истории его развития и направленная на упорядочение, нормирование, регламентацию повторяющихся предметов, процессов и отношений, не может иметь ограниченного круга объектов[9].

Применению стандартизации препятствует и недостаточная ясность правовых норм Закона о стандартизации.

Так, в ст. 27 данного Закона установлено, что нормативные правовые акты могут содержать ссылки на официально опубликованные национальные стандарты и информационно-технические справочники. Применение ссылок на национальные стандарты в нормативных правовых актах допускается в целях обеспечения выполнения технических и функциональных требований нормативного правового акта и в случае, если Правительство РФ, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», иные заинтересованные государственные корпорации уполномочены на установление соответствующих требований (ст. 27 Закона о стандартизации).

В литературе отмечается, что «применительно к нормативному правовому акту, содержащему ссылку, стандарт или его соответствующие пункты (разделы) приобретают характер норм, реализация которых необходима в целях обеспечения выполнения технических и функциональных требований такого нормативного правового акта». Вместе с тем такое толкование ст. 27 Закона о стандартизации не объясняет правовую природу указанных норм.

Национальные стандарты, как и другие документы по стандартизации, не носят нормативного правового характера, что неоднократно подчеркивал Верховный Суд РФ[10]. Национальные стандарты должны соответствовать нормативным правовым актам и не создавать препятствий к осуществлению хозяйствующими субъектами деятельности, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, т.е. не ограничивать конкуренцию.

Так, в п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено требование к заказчику об использовании при описании объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами и документами о стандартизации. При этом, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. По существу, такая формулировка Закона означает указание на приоритет применения заказчиками положений документов по стандартизации.

Документы заявки на стандартизацию товаров, работ, услуг, в том числе на закупку товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, определяются Законом «О стандартизации» как одна из задач по достижению целей стандартизации, предусмотренных законом.

Положение закона О контрактной системе является приоритетным указанием заказчику на описание товара (работ, услуг) в соответствии с конкретной документацией, стандартизация означает, по сути, обязанность по их применению. В то же время это противоречит принципу применяемых на добровольной основе документов по стандартизации, предусмотренных законом О стандартизации.

Представляется, что содержащиеся в нормативных актах ссылки на документы по стандартизации должны носить характер рекомендации, которая не устраняет конкуренцию среди участников закупок и не создает коррумпированных условий закупок.

Отмечается также, что стандартизация гибкого нормативного инструмента способствует развитию негосударственных форм регулирования.

В сфере торговли применяется особая форма негосударственного регулирования торговых отношений. Статья 12 Закона О торговле, которая, по мнению ассоциаций, профсоюзов, иных некоммерческих организаций, объединяет хозяйствующие субъекты, осуществляющие коммерческую деятельность, имеет право заключать договоры с ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующие субъекты, осуществляющие товарную деятельность[11].

С этой целью Росстандартом утвержден национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56876.1-2016 (часть 1) и ГОСТ Р 56876.2-2016 (часть 2) «Руководство по добросовестным практикам взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров». В части 1 национального стандарта содержатся стандартизированные торговые термины и определения, а во второй части — общие требования по взаимоотношениям поставщиков и ритейлеров посредством определения основных признаков как добросовестных, так и недобросовестных практик на всех этапах и во всех видах их взаимодействия.

Значение стандартизированных терминов, определений и правил состоит в том, что позволяет обеспечить однозначное толкование правил, содержащихся в Кодексе добросовестных практик, избежать разногласий при заключении и исполнении договоров поставки потребительских товаров в торговые сети и договоров возмездного оказания услуг.

Национальный стандарт содержит оценку сложившихся практик в качестве добросовестных. Торговые сети обладают значительной рыночной властью, поэтому принятие данного национального стандарта представляется весьма важным событием, способствующим формированию добросовестного поведения на рынке в целях достижения баланса интересов его участников.


[1] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 51. Ст. 1830.

[2] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1992. N 6. Ст. 290.

[3] Калинина Л.Е. Юридико-экономические основы предпринимательской деятельности малого бизнеса в торговле // Право и экономика. 2013. N 8. С. 15 — 18.

[4] Брославский Л.И. Техническое регулирование качества и безопасности продукции и окружающей среды: проблемы теории и практики // Бизнес, менеджмент и право. 2015. N 2. С. 49.

[5] Международные и национальные стандарты предпринимательской деятельности в условиях современной геополитики / Белых В.С., Гаврин Д.А., Голева Е.В. (и др.) // Бизнес, менеджмент и право. 2016. N 1 — 2.

[6] Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О стандартизации в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.07.2015, N 27, ст. 3953.

[7] Ершова И.В. Стандартизация как элемент правового механизма технического регулирования в условиях экономической интеграции // Предпринимательское право. 2013. N 1. С. 33 — 45.

[8] Панова А.С. Роль национальной стандартизации в правовом обеспечении качества товаров // Предпринимательское право. 2017. N 1. С. 38 — 44.

[9] Брославский Л.И. Техническое регулирование качества и безопасности продукции и окружающей среды: проблемы теории и практики // Бизнес, менеджмент и право. 2015. N 2. С. 49.

[10] Решение Верховного Суда РФ от 11 августа 2016 г. N АКПИ16-560 об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим ГОСТ Р 56836-2016 «Оценка соответствия. Правила сертификации цементов», утв. Приказом Росстандарта от 11 января 2016 г. N 1-ст, и о признании частично недействующей информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) в системе сертификации ГОСТ Р, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования, опубликованной Росстандартом // СПС «КонсультантПлюс».

[11] Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *