Законодательные основы деятельности субъектов малого предпринимательства

🙂

Скачать текст в WORD

Законодательной основой деятельности субъектов малого являются следующие действующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, ГК РФ, НК РФ, КоАП РФ, «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ, «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ, «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 03.08.2018 № 313-ФЗ, «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Конституция РФ — основной закон России представляет концепцию развития социальной рыночной экономики и закрепляет следующие основополагающие права гражданина[1]:

— возможность свободного применения личного имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);

— возможность владения частной собственностью (ст. 35, 36);

— право на распоряжение личными способностями к труду (ст. 37);

— возможность свободно передвигаться и выбирать место жительства по своему усмотрению (ст. 27);

— право неограниченного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8);

— свобода распоряжения интеллектуальной собственностью и ее охрана (ст. 44);

— право на возмещение вреда государством (ст. 53).

Часть 3 статьи 62 Конституции РФ регулирует правовой статус иностранных подданных и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации. Указанные субъекты в правах и обязанностях приравниваются к отечественным резидентам.

Конституционно-правовое регулирование предпринимательской деятельности дополняется иными законами и подзаконными актами. Особенно детально конкретизация положений продолжается в Гражданском кодексе РФ. Развитие норм Конституции происходит в общих началах ГК. В частности, именно в этом документе содержится определение предпринимательской деятельности и ее принципы.

Пункт 1 статьи 1 ГК РФ закрепляет [2]:

— равенство форм собственности;

— свободу перемещения товаров, услуг и финансов по территории России;

— недопустимость вмешательства третьих лиц в частные дела людей;

— возможность судебной защиты в случае нарушения гражданских прав.

Однако статья 1 ГК РФ содержит также исключения из общего правила, например ограничения:

— свободы при заключении и исполнении договоров;

— гражданских прав;

— перемещения товаров и услуг.

Положения ГК РФ регламентируют только отношения предпринимателей между собой. Взаимодействие бизнесменов и государства кодексом не охватывается.

С 1 июня 2019 года действуют поправки, внесенные в ГК в отношении:

— финансовых сделок;

— банковских вкладов;

— счетов и расчетов в кредитных организациях.

С указанной даты стало возможным заключение договора займа по модели консенсуса. Документ обладает юридической силой для сторон не с момента передачи денег, а с минуты подписания.

Финансовый аспект предпринимательской деятельности нашел отражение в Налоговом кодексе. Ст. 247 НК РФ содержит определение прибыли, а п. 1 ст. 8 закрепляет понятие налога [3].

Некоторые статьи Налогового кодекса выполняют регулирующую функцию. Она помогает сохранить баланс интересов различных групп общества путем перераспределения обязанностей по уплате налогов между субъектами предпринимательской деятельности.

Также налоговое законодательство выполняет стимулирующую функцию. Обязанности для экономически бесперспективных, но социально значимых видов бизнеса ослабляются, а для выгодных, но общественно нейтральных — усиливаются.

С 1 января 2019 года льготы по налогу на движимое имущество компании были практически отменены. Их получение стало возможным только при условии принятия соответствующего нормативного акта региональными властями.

Полностью освобождены от уплаты налога были компании, находящиеся в:

— Московской области;

— Москве;

— Владимирской области;

— Чеченской Республике;

— Липецкой области.

Льгота предоставляется некоторым категориям налогоплательщиков в регионах:

— Вологодская область;

— Калининградская область;

— Ленинградская область;

— Нижегородская область;

— Республика Бурятия;

— Рязанская область;

— Санкт-Петербург;

— Саратовская область;

— Свердловская область;

— Смоленская область;

— Челябинская область;

— Чукотский автономный округ;

— Ярославская область.

Уменьшение ставки в два раза, до 0,55% произошло в регионах:

— Астраханская область;

— Еврейская автономная область;

— Камчатский край (0,6%);

— Пензенская область;

— Тульская область;

— Тюменская область.

В отношении движимого имущества, на которое не будут распространяться льготы, устанавливаемые региональными властями, действует ставка 1,1%.

Другое нововведение связано с использованием онлайн-касс. С 1 июля 2019 для большинства предпринимателей, даже тех, кто ранее обходился без кассовых машин, установка аппаратов станет обязательной.

Однако есть и такие категории бизнесменов, которым была предоставлена очередная отсрочка до 1 июля 2019 года [31, с. 9]:

1. Предприниматели, которые уплачивают ЕНВД или используют патентную систему, не работающие в сфере общепита и розничной торговли. В штате компании таких бизнесменов также не должно быть наемных работников.

2. Предприниматели, занимающиеся оказанием услуг населению и выдающие бланки строгой отчетности. Предприятие не должно иметь наемных работников и функционировать в сфере общепита.

3. Предприниматели, торгующие продукцией через автоматы и ненанимающие сотрудников для ведения бизнеса.

Налоговым вычетом за использование современных касс можно будет воспользоваться только при условии регистрации аппаратов в налоговом органе до конца 2019 года. Правом на возврат обладают плательщики ЕНВД и патентной системы налогообложения.

С 1 августа 2019 года на сайте ФНС РФ начнет работать сервис «Прозрачный бизнес», который позволит проверить контрагента. Проект поможет более точно понять что представляет собой потенциальный партнер и снизить риск подписания контракта с недобросовестными лицами.

С помощью сервиса можно будет узнать:

— среднюю численность работников в организации;

— сведения о наличии налоговых правонарушений и мерах ответственности за них с указанием размера штрафа;

— информацию об уплаченных налогах и взносах в ПФР РФ;

— сумму годовых доходов и расходов;

— сведения об участии компании в консолидированной группе налогоплательщиков и другую информацию.

Положения о развитии малого и среднего бизнеса, а также о защите конкуренции, нашли отражение в отдельных федеральных законах.

1. О развитии предпринимательства. С целью поддержки коммерсантов был принят Федеральный закон № 209–ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В законе прописаны критерии отнесения участников рынка к субъектам малого и среднего бизнеса. Помимо этого, в нормативном акте закреплены главные цели и принципы политики государства по развитию таких компаний.

2. О защите конкуренции. Позже, 26 июля 2006 года, был принят Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нормативный акт устанавливает организационные и правовые принципы охраны экономического соперничества, а также основы пресечения деятельности монополистов.

Закон преследует цели:

— обеспечения единства экономического пространства;

— свободного перемещения товаров;

— поддержание занятия гражданами предпринимательской деятельностью;

— защиты конкуренции.

Не существует единого федерального нормативно-правового акта, содержащего нормы, в полном объеме регулирующие ведение малого бизнеса. Закон о предпринимательской деятельности в 2019 году остается в статусе законопроекта и пока еще не принят Государственной думой Российской Федерации.

Закон о предпринимательской деятельности 2019 года призван регулировать отношения, возникающие в сфере экономики между государством и участниками рынка. Цель законопроекта, внесенного на рассмотрение в Государственную думу — развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

Текст законопроекта содержит пункты о правах и обязанностях участников рынка, а также о мероприятиях, проводимых государством в сфере малого бизнеса.

Условно статьи можно разделить на две категории[34, с. 143]:

1. регулирующие правоотношения;

2. поясняющие основные понятия в области предпринимательской деятельности.

Законопроект содержит главы:

— о предмете регулирования Федерального закона;

— о Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства;

— о нормативно-правовом управлении развитием бизнеса в России;

— об определениях основных понятий, использующихся в законе;

— о категориях субъектов;

— о статистических наблюдениях федерального масштаба за деятельностью малых и средних предприятий.

Закон должен будет регламентировать все аспекты предпринимательской деятельности. Особое внимание уделяется требованиям к бизнесменам и контролирующим государственным органам.

Законопроект регулирует[35, с. 18]:

— права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности;

— государственно-частное партнерство;

— правила налогообложения;

— работу с иностранными гражданами и лицами, имеющими временную регистрацию;

— формы предпринимательской деятельности;

— объединения в сфере малого и среднего бизнеса;

— отношения между работниками и работодателями.

Что касается других законопроектов, оказывающие влияние на предпринимательскую деятельность, то стоит отметить, что в июне 2019 года на рассмотрении Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству находится 6 законопроектов о предпринимательской деятельности[34, с. 11]:

1. О внесении изменений в часть первую ГК РФ в отношении занятия несовершеннолетними предпринимательской деятельностью. Депутаты предлагают изменить возраст эмансипации с 16 до 14 лет. А также закрепить, что для ведения бизнеса начинающим предпринимателем достаточно получить письменное разрешение его законных представителей.

2. О внесении изменений в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Правительство предлагает добавить статью об условиях ведения гражданами отдельных видов бизнес-деятельности без государственной регистрации в качестве ИП.

3. О внесении изменений в КоАП РФ об установлении административной ответственности за ведение предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.

4. О внесении изменений в статью 14.1 КоАП РФ в части повышения ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность незаконно. Предлагается увеличить размер штрафа до пяти тысяч рублей для лиц, ведущих бизнес без регистрации или лицензии.

5. О внесении изменения в Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке». Депутаты Госдумы предлагают дополнить нормативный акт статьей, регулирующей учет рентабельности объекта недвижимости для целей налогообложения, используемого для предпринимательской деятельности.

6. О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности. Предлагается увеличить размер штрафа за нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при оказании услуг по перевозке пассажиров. Нововведения могут распространяться и на бизнесменов, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в сфере перевозки грузов автомобильным транспортом.

Всего в 2019 году на рассмотрении в Государственной думе находится 98 законопроектов, призванных регулировать отношения в области малого бизнеса.

Таким образом, способы государственного регулирования предпринимательской деятельности могут быть как негативными, так и позитивными. Государство должно максимально быстро выявлять отрицательные тенденции и принимать все возможные меры по их устранению.

Плюсы государственного регулирования заключаются в следующем: малый и средний бизнес получает защиту от монополий и недобросовестных конкурентов, каждый коммерсант может обжаловать действия проверяющих органов, любой участник рынка вправе получить информацию о своих правах и обязанностях, установлена сбалансированная система законных сдержек для каждого субъекта предпринимательской деятельности. Минусы государственного регулирования: устанавливаемые меры могут быть использованы для давления на определенных субъектов бизнеса, во время вмешательства государства в предпринимательскую деятельность граждан может возникнуть социальная напряжённость в обществе, наличие неточностей и противоречий, существующих в связи с отсутствием единого закона о предприятиях, может создавать трудности в работе бизнесменов, принятые государством меры могут привести к безработице и дефициту бюджета.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *