Возрастные особенности самооценки в подростковом возрасте

Подростковым считается период, в течение которого завершается детство и осуществляется переход к взрослости. В это время у подростка возникает круг психологических потребностей, связанных с общением, самостоятельностью, независимостью, признанием другими людьми принадлежащих ему прав. Д.Б. Эльконин считает, что взрослость, как чувство, служит выражением новообразования сознания. За его счет со стороны подростка осуществляется сравнение себя и других. В этом процессе ему удается найти те образы, которые он считает необходимыми усвоить и те шаги, за счет которых будет перестроена его деятельность [59].

Познавательная возможность, присущая подростку, находящемуся в общении со своими сверстниками, служит основанием возникновение интереса ребенка к своей личности, установлению собственных возможностей и оценке таковых. В итоге происходит создание относительно устойчивой самооценки, в основе которой лежат притязания. Итоги, полученные при проведении ряда исследований, указывают на то, что неспособность к удовлетворению собственных притязаний влечет к снижению самооценки, что может выражаться в аффективных переживаниях, указывающих на наличие такой потребности у ребенка.

Скачать текст в WORD

Представленный период становления подростка связан с активным формированием его самосознания. Происходят процессы, связанные с выработкой собственных независимых эталонов, используемых при самооценивании. К подростку приходит осознание того, что он является неповторимым, особенным. Это ложится в основу проведения переориентации, путем замены оценок внешнего типа (в большей мере, исходящих от родителей), внутренними. Как результат, происходит формирование собственной Я-концепции, используемой в будущем с целью установления поведенческих основ осознанного и неосознанного типа.

Сложностью и длительностью характеризуется процесс самооценки, связанный с развитием самосознания.  Для подростков он характеризуется специфическими переживаниями, отмеченными со стороны всех практикующих специалистов в области психологии, которые проводили работу по изучению психологии детей данного возраста. Подросткам свойственны признаки неуравновешенности, вспыльчивости, частой смены настроения, подавленности и т.д.

На каждом отдельном возрастном этапе у ребенка проявляется критичность к оценкам, сделанным со стороны взрослых. В подростковом периоде важность приобретают те оценки, которые сделаны сверстниками. Также, приоритет может отдаваться собственным представлениям и видениям каждого вопроса. Исследованиями подтверждено, что дети, в отношении которых негативно настроены сверстники, характеризуются заниженной или завышенной самооценкой.

Рассматриваемый показатель у подростков, как правило, нестабилен. На каждом этапе взросления подросток имеет различную самооценку. Младший подростковый возраст характеризуется негативным оцениванием себя (12 лет). К 13-летнему возрасту самовосприятие стабилизируется и приобретает положительные тенденции [6].

Внешним проявлением незрелых попыток к анализу собственных возможностей может стать заниженная или заниженная самоуверенность. Наличие неуверенность может послужить поводом к использованию таких способов самоутверждения, как развязность, нарушение дисциплины, за счет которых, по мнению ребенка, может быть продемонстрирована его независимость.

Нередкими являются случаи, в которых выявлена внутренняя противоречивость самооценки подростка. Это выражается в восприятии им себя, как значительной и исключительной личности, что может становиться причиной ощущения себя превыше остальных. Несмотря на это, у подростка могут иметься сомнения, допускать которые в собственное сознание он не стремится. Наличие подсознательной неуверенности является основой возникновении подавленности ребенка, его сниженной активности, плохого настроения. С его стороны причина таких состояний не может быть определена. Однако, проявления такого состояния (грубость, конфликтность, обидчивость) неминуемы.

Наличие завышенной самооценки проявляется в переоценке собственных данных. Она выражается в чувстве превосходства себя, пренебрежении другими, эгоизме. Занижение такого качества связано с недооценкой возможностей, имеющихся у личности, чувством тревоги, неуверенностью. Ее проявлением может стать снижение аппетита, подавленность, тревожность.

Нельзя не обратить внимания на то, что данный показатель находится в тесной связи с учебной успеваемостью. Зачастую, самоуважение и ценность себя, присутствует у детей, имеющих хорошие показатели в обучении. Такие подростки наделяются широким спектром стимулов на то, чтобы поддерживать высокие показатели репутации. Для таких детей важно, чтобы их собственное мнение о себе было подтверждено сторонним отношением. Неуверенность подростков может становиться причиной их отставания при получении образования. Такие дети считают, что перед ними поставлены сложные задачи и к ним предъявляются завышенные требования. Отсутствие веры в собственные силы становится поводом к отсутствию развития своих способностей.

Родители обладают широкими возможностями для того, чтобы помочь ребенку в формировании необходимой самооценки. Для этого они должны понимать то, какими достоинствами обладает их ребенок. Внимательность, доброта и поддержка родителей, является для подростка тем элементом, за счет которого утверждается его значение для себя. Рост самооценки, при этом, обосновывается собственными достижениями и успехами.

Заниженность самооценки не всегда связана с материальным положением семьи. Имеется большое количество практических подтверждений того, что в бедных семьях вырастали дети, имеющие высокую самооценку. На ее формирование оказывала воздействие высокая самооценка, присущая родителям подростка.

Скачать текст в WORD

Большинство детей, чье воспитание произошло в неполных семьях, обладают дисгармонизированными отношениями. Они выражаются в наличии взаимного понимания с близкими и учителями, в тревожном, беспокойном, дискомфортном состоянии, в постоянном ожидании агрессии, в отсутствии умений к осуществлению работы с собой. Такие дети выстраивают спонтанные, незрелые и неконструктивные отношения с представителями окружающего мира [41, с. 66].

Интенсивность развития абстрактного мышления служит поводом к использованию различных способов мышления. Как результат, восприятие себя и окружающего мира может изменяться. Подросток проводит оценку собственного поведения, определяя свою значимость.

При активном формировании самосознания происходит возникновение глубоких размышлений о себе и о бытие. На данной стадии ребенок обеспокоен вопросом «какой я?». Его решение требует от него установления собственных возможностей и способностей. Отмечается высокий интерес к собственной личности, внутреннему миру. Несовпадения внутреннего и внешнего «Я» служит поводом к сложножизненным ориентациям.

Некоторые авторы склонны отмечать внутреннюю противоречивость самооценки подростков, проявляемую в переоценке собственных данных. Она выражается в чувстве превосходства себя, пренебрежении другими, эгоизме. Несмотря на это, у подростка могут иметься сомнения, допускать которые в собственное сознание он не стремится. Наличие подсознательной неуверенности является основой возникновении подавленности ребенка, его сниженной активности, плохого настроения. С его стороны причина таких состояний не может быть определена. Однако, проявления такого состояния (грубость, конфликтность, обидчивость) неминуемы.

Начальный этап формирования самосознания базируется на тех суждениях, которые имеются о ребенке у лиц более старшего возраста. Можно сказать, что подростки младшего возраста видят себя посредством оценки окружающих. Вместе с взрослением, заинтересованность в сторонней оценку утрачивается и заменяется самоанализом и самооцениванием. [7, 8].

В виду того, что у подростков не имеется достаточных умений для проведения анализа в отношении собственных личностных проявлений, может возникать внутренний конфликт, вызванный противоречиями в притязаниях подростка и реальным состоянием. Можно утверждать, что дети, которые негативно воспринимаются со стороны сверстников, имеют низкую самооценку. Ее высокий уровень отмечается у тех детей, восприятие которых сверстниками осуществляется положительно. Фактически, показатель самооценки указывает на ту роль, которая присуща личности в рамках определенного социума. Отсутствие общественной поддержки может стать причиной нереализованности личности. Проводя теоретический анализ, было отмечено, что вне зависимости от уровня социализации, общим для детей остается круг психологических особенностей, связанных с развитием рефлексии, пониманием самого себя, реализацией требований к себе. Если такие потребности не удовлетворены, у ребенка могут возникнуть такие психологические особенности, которые будут свидетельствовать о подростковом кризисе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *