Влияние налоговой нагрузки на финансовое состояние организации

🙂

Скачать текст в WORD

Каждый год ФНС публикует на своем сайте среднеотраслевые показатели по видам деятельности. Последняя информация, которую служба предоставила налогоплательщикам, это показатели за 2017 год (таблица 1 приложение А). Компаниям нужно руководствоваться этой информацией, пока ФНС России не обновит данные [29, с. 39]. Сведения за минувший год служба обычно приводит в мае, то есть ждать показатели за 2018 год стоит в мае 2019 года.

Налоговая нагрузка предприятия может быть рассчитана в абсолютных или в относительных величинах. Как правило, в качестве такого показателя используется выручка от реализации, но возможны и другие варианты – добавленная стоимость, чистая прибыль и т.д.

Необходимо пристально следить за тем, чтобы фактическая налоговая нагрузка предприятия не отличалась от плановой и от среднестатистической по отрасли долее чем на 1% в меньшую сторону. В большую – пожалуйста, но это влечет за собой переплату по налогам. Чтобы не вызывать подозрений у ФНС, нужно из года в год последовательно выполнять шаги [35, с. 75]:

  • сверяться с текущим законодательством, узнать изменения, среднестатистическую нагрузку по отрасли;
  • планировать нагрузку по каждому из налогов и в целом по предприятию на год;
  • определять методы, с помощью которых будет достигаться плановый уровень показателя и закреплять их в налоговой политике;
  • контролировать выполнение плана и использование методов.

Периодический самостоятельный расчет налоговой нагрузки будет полезен по нескольким причинам. Во-первых, у руководства компании появится возможность понять, стоит ли ждать в скором времени выездную проверку, и успеть предпринять меры по предотвращению негативных последствий этого мероприятия [41, с. 70]. Возможно руководство компании примет решение поменять налоговую политику с целью небольшого повышения нагрузки и возможностью избежать проверки. Во-вторых, руководство сможет оперативно проверять эффективность проводимой налоговой политики и получить еще один понятный механизм оценки работы со стороны собственников [38, с. 88].

Показатели налоговой нагрузки не только дают руководству предприятия информацию для анализа эффективности его деятельности, но и позволяют оценить и минимизировать риск включения организации в план налоговых проверок. В приказе ФНС РФ от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» приведен набор критериев, руководствуясь которыми налоговые органы отбирают налогоплательщиков для проверки [6]. В частности, предприятие может быть включено в план проверок, если налоговая нагрузка по нему существенно меньше, чем среднеотраслевая налоговая нагрузка.

Таким образом, предприятие может сравнить свою нагрузку со средней по отрасли и в случае необходимости, внести исправления в отчетность. Если же низкий показатель нагрузки связан с объективными причинами, желательно сразу подготовить соответствующие объяснения для налоговых органов. Даже если представители налоговой службы и не придут сразу с проверкой, они, скорее всего, вызовут руководителя предприятия на комиссию, где и потребуется пояснить причины снижения объемов платежей в бюджет. Если расчет налоговой нагрузки показывает, что ее размер слишком велик и отрицательно сказывается на финансовом состоянии предприятия, необходимо принять меры для ее снижения. Следовательно, налоговая нагрузка отражает влияние налоговых платежей на деятельность предприятия. Она может определяться в абсолютных или в относительных величинах, в целом по предприятию или по отдельным видам налогов. Если налоговая нагрузка на организацию существенно меньше среднеотраслевой, повышается вероятность включения в план налоговых проверок данного предприятия. Если же нагрузка сильно завышена – необходимо осуществить мероприятия по налоговой оптимизации.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *