Включение международного права в национальную правовую систему

🙂

Скачать текст в WORD

Правовая система – научное понятие, для которого нельзя подобрать объяснения, исходя только из происходящих в жизни общества интеграционных процессов, факторов социальной действительности, наличием системного качества у правовой действительности. Тысячи лет насчитывает история становления мировых правовых систем и их развития. Для формирования рассматриваемого понятия важнейшие предпосылки искать нужно прежде всего в сфере знаний юридических: в происходящих в нем процессах, методах исследования, качестве. При разработке понятия правовой системы к методологическим основам нужно отнести:

1) широкое применение к явлениям права системно-целостного подхода;

2) утверждение социологического подхода;

3) развитие сравнительного поведения;

4) развитие в юридической науке движения за видение права через реальные аспекты и укрепление его, в результате чего должны появиться разнообразные подходы.

Отражающая культурное, политическое, экономическое и социальное своеобразие конкретного общества правовая система является национальной правовой системой. Она выступает как одно из проявлений суверенитета государства, выражает единство общества, определяет ценность правовой системы[1].

Если сравнивать западную и российскую правовую систему, вторая является более специфичной по сложному федеративному составу. По этой причине лежащее в ее основе законодательство и право закономерно отличается большим удельным весом сакрального, национально-традиционного, обычного элемента правового регулирования. В иной ситуации важной составляющей собственной социальной тождественности отечественное право бы лишилось, стремление подстроиться под образцы из-за границы принесло бы негативные результаты.

Для активизации в воспроизводстве права социальных механизмов необходимо уделить интеграции системы права с уже существующими системами сакрального, обычного и традиционного регулирования больше внимания, причем и на материально-правовом, и на процессуальном уровне.

Изучение в индивидуализации правовых систем предполагает культурно-историческую конкретизацию, а не применение каких-либо генерализаций и абстракций универсального характера. Такая конкретизация может при достаточной глубине подняться и на уровень общей теории, то есть разделенной на соответствующие уровни теории правовой системы нации. Складывается система права под влиянием истории. Она является результатом воздействия большого количества субъективных и объективных элементов. Чтобы процесс формирования системы права был эффективным, одним из основных факторов является требование рационализма. С такой позиции весьма закономерным и оправданным при глобальном пересмотре внутреннего права включать международные нормы не в национальное законодательство, а в правовую систему. Важно учитывать, что прежде всего правовая система отображает социальную форму движения, которая является одной из наиболее сложных. В поведении и деятельности людей реализуются законы. Направленность правовой системы определяется влияющими в существенной степени на ее построение преследуемыми конкретным обществом целями, политической доктриной, мировоззрением»[2]. Следовательно, исторически обусловленным явлением становится постоянное движение системы права, объективным процессом – вхождение международных договоров, норм и общепризнанных принципов международного права в российскую правовую систему как реакция на происходящие в мире геополитические изменения.

Кроме того, вне зависимости от общественно политического влияния на развитие и формирование системы права, сути этой правовой категории оно не меняет. Она оказывает существенное воздействие на реализацию на практике правовых норм, их правильное применение, восприятие самого права. Строгович М.С. и Голунский С.А. пишут, что в громадном количестве норм разобраться без системы права не получится, нельзя будет найти среди них относящиеся к определенному конкретному случаю. Благодаря правовой системе можно правильно уяснить и понять смысл правовых норм. Только в связи с родственными другими нормами можно правильно оценить значение отдельной правовой нормы. Правовая система создает группировку родственных норм[3]. Трансформация в систему права международных правовых норм, если придерживаться указанной точки зрения, говорит о том, что рассматриваемая система переходит на более содержательный и качественный уровень.

Так как, согласно пункту 4 статьи 15 Конституции, нормы международного права являются частью российской системы права, действие их прямой, процедуру реализации указанного положения разрабатывать нужно тщательно. В принятой в 1993 году Конституции РФ закрепляются нормативно разные виды источников права. Для российской правовой системы помимо основных аспектов определены свободы и права граждан, закрепленные в нормах и общепризнанных принципах международного права. Плюрализм источников российского права признается Конституцией, причем не только с позиции существования каких-либо иных источников, но и с точки зрения различий по исходным началам. В Конституции закрепляется естественное и позитивное право. В первом случае речь идет о свободах и правах граждан, а во втором – о договорах и законах.

Конституция при установлении видов источников российского права характеризует обстоятельно некоторые из них. В частности, для закона определяется объект и субъект регулирования, сфера применения. В общей форме при этом описываются другие, например, свободы и права граждан. Указанное относится и к нормам и общепризнанным принципам международного права, а также к международным договорам. В этом случае, как правило, применяются отсылочные нормы. Необходимо отметить, что не все международные договоры РФ становятся частью российской правовой системы, а только отвечающие одновременно определенному набору параметров:

1) заключен международный договор должен быть в письменной форме, он должен вступить в силу, стать для РФ обязательным;

2) в таком договоре регулирующее воздействие должно быть направлено на отношения, в которых принимают участие субъекты национального законодательства;

3) в таком договоре положения являются конкретными, полными и четкими, в издании уточняющих нормативных актов со стороны государства они нуждаться не должны, то есть должны быть самоисполнимыми;

4) в соответствии законодательству РФ международный договор должен быть опубликован официально.

В науке трудового и международного права ситуация несколько лучше. По объективным и понятным причинам внимание договорам здесь уделялось большее. Источником права государства договор может быть признан в некоторых случаях.

В лучшую сторону, пусть и медленно, отношение к договорам менялось с восьмидесятых годов. Писать о них стали чаще. Отечественная правовая система пережила серьезные изменения в девяностые годы. Арсенал большинства правовых отраслей пополнился договорами[4]. Можно увидеть явный перелом в исследовании тематики договоров. Перспективное будущее в качестве источников права для договоров отметил Тихомиров Ю.А. именно в тот период[5].

Характер договорного акта, который является оформлением выражения согласованных изъявлений воли субъектов права, определяет специфику договорного правотворчества. Это делает более актуальным вопрос относительно классификации по составу субъектов нормативных договоров. Договоры с этой точки зрения могут быть разностатусными и равностатусными. Правовой статус субъектов, заключающих равностатусные договоры является фактически или формально равным. Это могут быть государственные органы, субъекты федерации, страны. Разностатусные договоры заключаются между изначально неравными по статусу субъектами права. Например, между профсоюзом и государственным органом, субъектом и федеративным государством и тому подобные.

По Конституции международные договоры признаются составной частью российской правовой системы. В различных отраслях права они выступают источниками регулирования опосредованно, через соответствующие нормативные акты[6]. Следовательно, только как имеющиеся в международном праве нормативные договоры рассматривать их нельзя. В частности, в налоговом праве нормативным договором являются и касающиеся ликвидации двойного налогообложения международные договоры, нормативными регуляторами в уголовном или семейном праве являются касающиеся правовой помощи по уголовным или семейным делам договоры и так далее.

Международная система права – более инертное явление. Внутреннее право при этом меняется постоянно. С одной стороны, включение в национальную систему права международных норм придает большую стабильной первой. С другой стороны, на международное право внутреннее право может оказывать более глубокое влияние. Международное право таким образом будет лучше воспринимать возникающие в национальном праве позитивные новации.

В природе национальной системы права уже заложена основа закономерностей взаимодействия систем права разных государств на международном уровне. Все системы права имеют одинаковую природу. Надстроенной категорией права является любая национальная система права. Для права определяющими факторами выступают сложившийся в обществе экономический базис, условия его существования. Экономические отношения, которые существуют в стране, выражаются одинаково в системах права разных государств.

Имеется у права и способность отражать не принадлежащие к экономическому базису внешние явления. В указанном качестве права коренятся основные закономерности взаимодействия национальных систем права на международном уровне. В системе права каждой страны имеется такая способность. В итоге правовые нормы отражают в себе большой круг обстоятельств и фактов, которые для системы права страны являются внешними, выступают в ее существовании объективными условиями. Однако стоит отметить, что определяющей роли для права такие явления не играют. Не только основные особенности, форму и социальную сущность системы права страны, но и формы отражения объективных явлений предопределяет строй экономических отношений.

Явления могут быть весьма разнообразными. Внешние условия существования конкретного общества должны занимать среди них доминирующее положение. Три природных сферы используются для функционирования любым обществом: атмосфера, вода и суша. Космическое пространство – еще одна сфера, которая осваивается некоторыми странами в данный момент. Но при этом стадия такой деятельности пока только начальная, если учитывать историческую перспективу.

К числу объективных и внешних для национальной системы права обстоятельств также необходимо отнести существование систем права иных государств на международной арене. Являясь в других государствах компонентами политических и юридических надстроек, иностранные национальные системы права возникают и далее развиваются по действующим в общественных формациях объективным законам жизни общества.

В плане отражения положения всех национальных систем права является одинаковым. Для любой из них объективно наличие других национальных систем права. Скорее всего, это является причиной того, что основываются в принципе все системы права на том, что единственной в мире снабженной государственным принуждением системой правил поведения не является ни одна из них, что системы права других стран существуют на международной арене всегда рядом.

Анализ приведенной в этой главе информации показывает, что для правильного применения международных правовых норм можно использовать такие критерии:

1) понимание международных нормативных терминов и понятий должно быть верным;

2) к предметам правового регулирования на национальном уровне принципы международного регулирования должны «прикладываться» обоснованно;

3) к национальным действиям и актам нормативные «отсылки», «ссылки», «связки» должны применяться строго;

4) для согласованного регулирования смежных или однородных отношений следует сочетать национальные и международные нормы;

5) по сфере и времени действия, юридической силе международные нормы должны соотноситься;

6) применение международных норм должно быть легальным, они должны пройти через процедуры ратификации, предусмотренные конституциями; 7) корректировать национальные нормы нужно своевременно и правильно.

Скачать текст в WORD


[1] Правовые системы мира / Под ред. А.Ф. Черданцева. Екатеринбург, 2005.

[2] Каланда В.А. О трансформации норм международного права в правовую систему Российской Федерации (конституционно-правовой анализ) // Московский журнал международного права. 2004. №3. С. 23.

[3] Голунский С.А., Строгович М.С. Теория государства и права. М., 1940. С. 283. Цит. по: Идрисов Т.И. Влияние норм международного права на формирование российской правовой системы // право и политика. 2007. №4. С.56.

[4] Иванов В.В. К вопросу о теории нормативного договора // Журнал российского права. 2000. №7. С. 85.

[5] Тихомиров Ю.А.Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы (Круглый стол) // Государство и право. 1992. №10. С. 15.

[6] См.: Страшун Б.А. Конституционное право России, его источники и структура // Журнал российского права. 2007. №4. С. 6.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *