В зависимости от субъектов правотворчества выделяют следующие основные его виды:
— непосредственное правотворчество народа (референдум);
— правотворчество государственных органов, которое, в свою очередь, подразделяется на законотворчество и подзаконное правотворчество;
— совместное правотворчество государственных органов и общественных объединений (было распространено в Советском государстве);
— правотворчество местного самоуправления;
— локальное правотворчество;
— договорное правотворчество.
В различных государствах в правотворческой деятельности есть как общее, так и особенное. Говоря об общности правотворческой деятельности различных государств, следует обратить внимание, прежде всего, на общность ее целей, заключающихся в стремлении законодателя каждой страны создать на своей территории единую и эффективную систему права.
Это проявляется, в частности, в наличии у стран своих видов правотворческой деятельности, в существовании различной процедуры принятия и вступления в силу нормативных правовых актов и т.д.
Так, в Великобритании правотворческая деятельность осуществляется в таких формах, как:
а) законодательная деятельность парламента, принимающего
законы (статуты);
б) правотворческая деятельность судебных органов, создающих
прецеденты (судебная практика);
в) правотворческая деятельность центральных органов государственного управления и местных органов государственной
власти (самоуправления), издающих свои собственные нормативные правовые акты и имеющих дело с правовыми обычаями.
В странах романо-германской правовой семьи правотворческая деятельность осуществляется иначе. Имеются свои особенности и у других правовых систем.