Управленческие функции

🙂

Скачать текст в WORD

Не смотря на то, что управление – наука достаточно молодая, его зачатки проявлялись еще за тысячи лет до нашей эры в Египте. Признавалась определенная необходимость в централизации процессов управления, планировании, организации и контроле. Лишь в начале ХХ века управление обрело рамки самостоятельной области научного исследования. Этому послужил колоссальный рост работ, вызванный промышленной революцией XIX века. Благодаря этому появление книги Фредерика Уинслоу Тейлора «Принципы научного управления» привело к становлению менеджмента как научной теории и началу практики управления.

Реализация управления как деятельности осуществляется в совокупности управленческих процессов и действий в организации: целенаправленных решениях, производимых менеджерами в определенном порядке для достижения поставленных целей.

Таким образом, управление коммерческой организацией – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.

Управленческая деятельность, как таковая, состоит из определенных этапов:

Получение информации

Анализ полученной информации

Принятие решений

Планирование

Контроль над реализацией плана

Оценка результатов

Корректировка текущего хода выполнения работ

Оценка деятельности и вознаграждение исполнителей

Однако, процессы в организации классифицируются по следующим признакам:

Первичность

Сложность

Продолжительность

Полнота

Регулярность

Своевременность

Управленческие процессы предполагают, как общие мягкие элементы, например, стиль руководства, организационные ценности и т.п., так и формальные жесткие, такие, как процедуры, правила, регламент, полномочия и прочее.

Менеджмент напоминает собой особую разновидность труда, производную от кооперации и разделения труда. Производители в условиях кооперации выполняют только определенную часть от общей, совместной деятельности, таким образом, для достижения эффективного результата необходимо приложить усилия по соединению и согласованию работы всех участников кооперации. Управление предполагает согласованность индивидуальных работ между собой и берет на себя выполнение общих функций, возникающих в процессе жизнедеятельности организации в целом. В итоге, управление создает единство и связь между действиями всех участников деятельности по достижению поставленных целей и задач организации. В этом сущность управленческого процесса.

Однако, в отличие от труда производящего определенный продукт или создающего определенную услугу, управление выполняет несколько иную роль, не менее важную, но не касающуюся прямого участия в процессе создания блага, иными словами оно находится рядом с данным процессом и непосредственно руководит им.

Управление состоит из:

Предмета труда

Средств труда

Объекта труда

Продукта труда

Результата труда

В качестве предмета труда выступает труд других людей в процессе создания благ. В качестве средств труда – определенная техника организационно-вычислительного характера, а так же система сбора и анализа полученной информации. Объект труда подразумевает под собой коллектив исполнителей в рамках определенной кооперации. Продуктом труда выступает непосредственно само управленческое решение. А в качестве результата труда – конечные результаты совместной деятельности в кооперации.

Управление, как сложная интеллектуальная деятельность, требует специального опыта и специальных знаний от управленца.

Не стоит забывать и о таком элементе структуры управления как организационное проектирование. Рассмотрим подробнее эту часть управленческой науки.

Организационное проектирование, как таковое, состоит из четырех элементов. Оно включает в себя:

Композицию

Структуризацию

Регламентацию

Ориентацию

В состав композиции входят:

Направления деятельности и стратегические области

Правовые формы

Информационно-технологические взаимосвязи между различными подразделениями организации

Регламент распределения ответственности и полномочий

Степень централизации или децентрализации

Различные модели взаимодействия с внешней средой

Экономические и финансовые механизмы организации

Регламент подготовки персонала (подбор, мотивация, развитие, продвижение)

Целью структуризации является определение четких границ организации, определенного состава и конкретных функций ее подразделений, организационной структуры и численности персонала.

Регламентация подразумевает создание систем определенных норм и правил функционирования звеньев организации, таких как:

Полномочия и ответственность работников и подразделений

Принципы выполнения определенных организационных работ в подразделениях

Принципы выставления всяческих задач и работ исполнителям

Принципы взаимодействия с основным персоналом

Структуризация получаемой и предоставляемой информации (объем, содержание, периодичность)

Бюджетные финансово-экономические показатели

Натуральные производственные показатели

В основе регламентации лежит определенный регламент, подразумевающий определенные условия, показатели, порядок ограничения всяческих действий.

Регламенты в свою очередь подразделяются на:

Технический

Организационный

Финансово-Экономический

Социальный

Сутью ориентации является создание внутри организации условий для упорядочения нахождения и передвижения персонала и материальных объектов.

Ориентация классифицируется на:

Нумерационную – шифры и коды папок и документов в архивах

Словесную – надписи на табличках у дверей подразделений

Словесно-нумерационную – сочетания первых двух

Символическую – условный рисунок

Графическую – схема эвакуации людей в случае чрезвычайного происшествия

Цветовую – различная окраска помещений

Проектирование в организации, которая устанавливает взаимодействия между ее членами, опираясь на результат их деятельности, проявляется в двух видах: статическом и динамическом. Статический вид подразумевает проектирование в виде структуры организации, динамический, в свою очередь, в виде процессов проистекающих в организации.

Однако отечественные и зарубежные специалисты по-разному определяют организационное проектирование, но это скорее дополняет творческий и новаторский характер этого вида деятельности, нежели вызывает противоречия.

Понятие «проектирование» более содержательно, чем схожие с ним понятия «планирование» и «конструирование». Ведь в отличие от проектирования, конструирование описывает лишь технические аспекты будущего объекта, его состав и свойства, тогда как проектирование включает в себя так же и экономические, социальные и организационные аспекты моделируемых систем. Оно буквально создает прототип и прообраз предполагаемого объекта, состояния.

Целью организационного проектирования может быть:

Создание новой системы

Усовершенствование существующей системы

Абсолютно радикальное преобразование существующей системы

Организационная система состоит из двух взаимосвязанных частей:

Механизма внутреннего функционирования, подразумевающего определенные элементы, без которых невозможна управленческая и производственная деятельность (должностные инструкции, регламент проведения работ, оборудование, офисные принадлежности, система документооборота и прочее)

Механизма взаимоотношений с внешней средой, содержащего элементы, способствующие формированию благоприятного делового поля (контракты, договора, соглашения, законодательные акты)

Целью организации производства является повышение эффективности хозяйственной деятельности с помощью метода прямого контроля и регулирования деятельности организационной системы или непосредственно рационализации производства.

Суть системы управления заключается в выставлении целей и определении задач для абсолютно каждого члена организации (когда, как и какие именно рабочие задачи необходимо выполнить). Таким образом, система задает направление многим индивидуальным действиям, нацеленным на достижение цели и выполнении задач, формирующихся в процессе деятельности организации, причем их необходимо выполнить с должной эффективностью для организации.

Рассмотрим по подробнее следующие разновидности управления.

Ситуационное управление – этот вид управления базируется не на моделировании лучшего решения или оптимального образа действия, он основывается на выборе приемлемого варианта, опираясь на текущие условия и обстоятельства. Предполагает широкую децентрализацию и не возможно при условии жесткой централизации.

Оперативное управление, как разновидность ситуационного управления, подразумевает деятельность, ориентированную на решение текущих вопросов, требующих незамедлительную реакцию.

Предупредительное или профилактическое управление – заключается в предварительной заблаговременной подготовке к всевозможным событиям с вероятностью их наступления и оценкой возможных последствий бездействия.

Конкурентное управление – это разновидность управления принудительного характера, заключающаяся в выполнении заключения о несостоятельности должника.

Адаптивное управление предполагает возможность управляющей системы чутко реагировать на любые изменения внешней среды, тем самым, создавая непрерывность планирования.

Управление так же подразделяется на внешнее и внутреннее, научное, базирующееся на рекомендациях разработанных наукой, и эмпирическое, основывающееся на опыте и здравом смысле, принудительное и демократическое, разделяющееся в свою очередь на согласительное и голосовательное.

Доверительное управление возникло благодаря такому понятию, как доверительная собственность. «Доверительная собственность – в англо-американском праве особая форма собственности, сущность которой заключается в том, что одно лицо — доверительный собственник управляет имуществом, переданным ему другим лицом — учредителем траста». Доверительное управление, в отличие конкурентного, не позволяет передавать имущество в траст без соглашения трудового коллектива, даже при условии, если больше половины имущества организации находится в государственной собственности. Во многих производственных отраслях Российской Федерации уже учреждаются трастовые компании, основывающиеся на доверительном управлении.

Так же существует такая разновидность управления, как селективное управление – управление, ориентирующееся на выделении приоритетных направлений с целью ресурсной поддержки. В этом случае возможно применение таких методов, как делегирование полномочий, кредитные и налоговые льготы, целевое финансирование, субсидии и прочее.

Все вышеперечисленные разновидности управления в практике тесно связаны друг с другом, что кардинально усложняет процесс управления, однако, разнообразие возможных систем управления приводит к увеличению их потенциала и эффективности.

Менеджмент начал сформировываться в отдельный вид деятельности в XVII – XVIII вв., ведь это деятельность, принципиально отличающаяся от производственной деятельности по своему назначению и содержанию выполняемых работ.

Управление как деятельность подразумевает выполнение определенного ряда управленческих действий, так называемых функций управления. К ним относятся: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Только их совокупность приводит к финансовому и экономическому развитию управляемой организации. Следует отметить, что управление это достаточно специфический вид деятельности. В кооперации каждый ее участник выполняет лишь определенную часть общей работы, соответственно, для успешного достижения результата необходимо приложить усилия по согласованию и последующему соединению деятельности всех участников кооперации. Управление, в свою очередь, согласовывает индивидуальные работы между собой и выполняет общие функции, возникающие в процессе движения организации. Таким образом, управление создает общую связь и превращает индивидуальные действия всех участников совместной трудовой деятельности в работу единой системы с целью достижения общих целей. В этом сущность процесса управления.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *