Ценообразование на товарных рынках

Анализируя влияние рыночных факторов, чрезвычайно важно в полной мере учитывать специфику различных типов мировых товарных рынков и, соответственно, специфику их ценообразования. Это должно учитывать, прежде всего, ситуацию на мировом рынке продавцов и покупателей. Как и во внутренней торговле, в международной торговле существует также рынок продавца (где цена продиктована продавцом) и рынок покупателя (где развивается противоположная ситуация — цена продиктована покупателем товаров).

В то же время рынки продавца и покупателя на самом деле являются экстремальными, полюсными ситуациями в современной рыночной экономике. На практике ситуация на мировом рынке постоянно меняется (это справедливо для многих товаров), и чаще всего существует промежуточная ситуация, когда цены активно затрагиваются продавцами и покупателями. Например, STPS постоянно влияет на мировой рынок как за счет выпуска (и, следовательно, за счет поставок товаров), так и за счет формирования и изменения потребностей (что влияет на динамику и структуру спроса).

Основным критерием классификации основных типов мировых товарных рынков является характер и степень свободы конкуренции. Исходя из этого критерия, можно выделить следующие типы рынков:

— рынок идеальной (свободной) конкуренции;

— рынок «чистой» монополии;

— рынок монополистической конкуренции;

— олигопольный рынок (рыночная конкуренция, несколько провайдеров). Рассмотрим каждый из этих типов рынков.

1. Характерными особенностями рынка идеальной (свободной) конкуренции являются: значительное количество конкурирующих продавцов и покупателей; относительная однородность продуктов, продаваемых на этом рынке. В процессе конкуренции между субъектами рынка (покупатели и продавцы) происходит своего рода «перестановка» цен, в результате чего они устанавливаются на определенном уровне. Экспортеры в этой ситуации часто идут на скидку в цене (на практике в размере 3-5% от ее размера), выигрывая при увеличении общего объема продаж.

2. Специфика рынка чистой монополии заключается в том, что в ней доминирует один поставщик товаров, который является монополистом. Он диктует рыночные цены и меняет их, объединяя эти операции с соответствующими изменениями объема продаж товаров. В то же время на практике монопольный продавец вынужден исходить не от максимума, а от определенной оптимальной цены, которая формируется с учетом широкого спектра ценообразующих факторов.

Сегодня можно назвать несколько примеров чистой монополии на международных товарных рынках. В частности, алмазный рынок «чистого» монополиста на самом деле является известной компанией «De Beers».

3. Рынок монополистической конкуренции предполагает сосуществование нескольких монополистических фирм. В то же время в моделях монополистической конкуренции есть два ключевых предположения.

Прежде всего, каждая из этих компаний производит продукты, которые немного отличаются от продуктов конкурентов. Итак, ситуация развивается итак, что покупатели не обязательно начинают покупать товары у других фирм в случае небольшого увеличения своих цен от этой монопольной фирмы. Дифференциация товаров в этой ситуации делает компанию монополией на особое разнообразие продуктов того же типа. Учитывая эти обстоятельства, фирма, о которой идет речь, несколько вне конкуренции.

Во-вторых, модель монополистического конкурса предполагает, что фирма принимает цены конкурентов как данные, тем самым игнорируя влияние своих собственных решений в области цен; ценовой политики других производителей. По этой причине модель монополистической конкуренции подразумевает, что, хотя каждая фирма фактически конкурирует с другими, она может действовать как монополист в определенной степени.

В качестве примера такой международной монополистической конкуренции может привести автомобильный рынок Европы, где группа ведущих компаний («Форд», «GM», «VW», «Reno», «Peugeot», «Fiat», «Volvo»,«Nissan») предлагают совершенно разные, но конкурирующие современные автомобили.

На практике часто вместе с монополистическими фирмами на таком рынке пытаются работать менее мощные фирмы, стремящиеся закрепиться в этой сфере бизнеса (в этом сегменте рынка). Характер ценообразования на этом типе рынка является конкурентоспособным, но с преобладанием монополизма. В случае монополий ценовой монополии их конкуренты начинают играть осенью, что приводит к низкой цене.

В реальной экономической практике на такие рынки влияют процессы диверсификации деятельности фирм, стремящихся расширить ассортимент выпускаемых и проданных товаров и проникнуть на новые рынки. Современная крупная корпорация обычно является диверсифицированной корпорацией, занимающейся производством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *