Цели и этапы разработки автоматизированных консалтинговых проектов в сфере государственного и муниципального управления

🙂

Скачать текст в WORD

Развитие информатизации является главной мировой тенденцией в разных областях жизни общества. Одной из преимущественных областей, превосходящих по темпам развития иные области информатизации, стала сфера государственного управления.

Учитывая многоаспектность и сложность проблематики государственного управления, можно выявить следующие актуальные аспекты:

– характерные черты информационных технологий (ИТ) консалтинговых услуг для создания информационных ресурсов (ИР) систем госуправления;

– характерные особенности и итоги реинжиниринга госуправления на основании ИТ;

– характерные черты ИТ – интегрированной образовательной среды систем госуправления.

Государство создает третью по объему сферу консалтинговых услуг, которая увеличивается в 1,5 раза больше рынка консалтинга.

Чиновников в основном относят к VIP-клиентам консалтинговых фирм. Во 1-ых, прирост заказов на консалтинговые услуги со стороны госструктур в 2015 году составляет 7,4 млрд. рублей, либо 11% рынка (в соответствии со схемой № 7).

Наиболее высокие объемы дохода консультантов приходятся только на нефтегазовую отрасль (15 %) и финансовый сегмент. Во 2-ых, спрос государственных структур на консалтинг и объем деятельности консультантов в настоящее время увеличиваются. Например, выручка от консалтинговых услуг государству возросла за 2015 год на 19 %. Также динамика всего рынка консалтинговых услуг является менее выразительной: объем выручки ста пятидесяти крупных консалтинговых групп составляет 13 % .

Рис. 7 – Распределение выручки консалтинговых компаний по отраслям экономики

Огромный интерес госсектор проявляет к услугам в сфере информационных технологий консалтинга (управленческая консультация, формирование и системная интеграция). В 2015 году данная деятельность принесла главным консультантам не менее 5,7 млрд. рублей, что на 10% больше, чем в прошлом году, и составила 77% общей прибыли от консалтинга в госсекторе (представлено в соответствии со схемой № 8).

В секторе занимают лидирующее положение компании ОТР («Организационно-технологические решения 2000»), IBS и «Энвижн Групп».

Рис. 8 — Распределение выручки консалтинговых компаний по видам консалтинга для госсектора

Также огромный спрос со стороны госсектора имеют услуги в сфере стратегического планирования и организационного развития. Их доля составляет 12% выручки, которая получена от консультирования государства.

Большой интерес госсектора к стратегированию выражается и в быстром росте выручки в данном секторе, который по результатам 2015 года составляет 130%.

Среди лидеров сектора – аудиторско-консалтинговые группы «Развитие бизнес-систем» и «HLB ВнешПаккУниверс», фирма IBS.

Иными существенными видами консалтинга для государства являются услуги в сфере финансового управления и стоимостной консультации (оценка).

Их доля составляет 6% и 4% суммарной выручки от консалтинга в государственном секторе – 411 млн. и 310 млн. рублей за 2015 год соответственно.

Спрос также преобладает на финансовый консалтинг. Объем дохода от услуг в сфере финансового управления для государства составляет 19%. Крупные фирмы здесь «ФинЭкспертиза», IBS и «Развитие бизнес-систем». В секторе оценочных работ для госструктур, где прибыль консультантов возросла за год на 10%, занимают лидирующее положение аудиторско-консалтинговые группы Институт проблем предпринимательства, «РСМ Топ-Аудит» и «ФинЭкспертиза».

В среднесрочном периоде государство остается в ряде основных потребителей консалтинговых услуг. Этому поспособствовало проведение пр��грамм модернизации государственных функций, в общем, и деятельности определенных организаций и органов в том числе.

Главными целями создания автоматизированных консалтинговых проектов считаются такие цели, как (в соответствии со схемой № 9).

Главные цели создания автоматизированных консалтинговых проектов

1. Представление работы государственного органа и утвержденных в нем технологий в качестве иерархии диаграмм, которые обеспечивают наглядность и точность их отражения.

2. Разработка на базе исследований рекомендаций по реорганизации организационно — управленческой структуры.

3. Регулирование информационных потоков (в частности документооборота) внутри государственного или муниципального учреждения.

4. Разработка предложений по формированию эффективных технологий деятельности структур государственного и муниципального управления и их взаимосвязь с внешним миром.

5. Исследование требований и планирование спецификаций корпоративных информационных систем.

Рис.9 – Главные цели создания автоматизированных консалтинговых проектов

Структура подхода к созданию автоматизированных консалтинговых проектов в государственном секторе представлена в соответствии со схемой № 10.

Рис. 10 – Структура подхода к созданию автоматизированных консалтинговых проектов в государственном секторе

Необходимо описать указанные этапы наиболее подробно.

1. Анализ первичных требований и планирование работ.

Этот этап должен предварять инициацию деятельности над проектом. Его главными целями считаются: разработка план-графика осуществления деятельности, формирование и обучение совместной рабочей группы.

2. Проведение обследования деятельности государственного органа.

В пределах этого этапа должно быть реализовано следующее:

– своевременное обнаружение требований, которые будут предъявляться к будущей системе;

– установление оргштатной и топологической структур государственного органа;

– утверждение списка целевых заданий (функций) государственного органа;

– исследование перераспределения функций по отделам государственного органа и работникам;

– утверждение списка используемых в госсекторе средств автоматизации.

Также должны быть выявлены функциональные работы всех подразделений государственного органа и функциональные взаимосвязи между ними, информационные потоки внутри подразделений и между ними, внешние в соответствии с госструктурами объекты и внешние информационные взаимосвязи.

Введение MRP и ERP-системы дает возможность добиваться эффективного и рационально организованного процесса управления, дает возможность обеспечивать бюджетирование в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, упрощать процессы подготовки отчётности, усиливать контроль над деятельностью подведомственных организаций, рациональнее применять действующую инфраструктуру в организациях государственного сектора.

Исходными сведениями при осуществлении обследования и реализации данных этапов являются следующие: сведения по оргштатной структуре госучреждений; данные об установленных технологиях работы; стратегические цели и задачи, а также перспективы развития; итоги интервьюирования работников (от руководства до сотрудников нижнего звена); нормативно-справочные документы.

Продолжительность обследования может быть одну-две недели. После проведения обследования должен быть разработан и согласован с заказчиком первоначальный вариант функциональной модели госучреждения, который включает идентификацию внешних объектов и информационных взаимосвязей с ними, а также детализацию до уровня главных деятельностей госучреждения и информационных действий между данными деятельностями.

3. Разработка системного проекта.

Этот этап считается первой фазой создания системы автоматизации консалтинговых услуг (то есть, фазой анализа требований к системе), на которой требования клиента уточняют, формализуют и документируют. Практически на данном этапе дают ответ на вопрос: «Что будет осуществлять будущая система?». Именно тут заложен успех всего проекта автоматизации консалтинга. В практике разработки больших программных систем являются известными много примеров неэффективного осуществления именно из-за неполноты и неточности установления системных требований.

На данном этапе также определяют:

– архитектуру системы, ее функции, внешние условия ее действия, перераспределение функций между аппаратной и программной частями;

– интерфейсы и перераспределение функций между работником и системой;

– требования к программным и информационным элементам системы, неотъемлемые аппаратные ресурсы, требования к базе данных, физические характеристики элементов системы, их интерфейсы;

– состав работников и деятельности, которые имеют отношение к системе;

– ограничения в процессе разработки (директивные сроки окончания определенных этапов, существующие ресурсы, организационные процедуры и меры, которые обеспечивают защиту данных).

Системный проект разрабатывается на базе модели «как должно быть» и содержит функциональную модель будущей системы согласно с одним из общепринятых стандартов.

По окончанию данного этапа будет изменена роль консультанта. Теперь консультант встанет на сторону заказчика, и одной из его главных функций на всех дальнейших этапах деятельности станет контроль на согласование требованиям, утвержденных в системном проекте.

Следует заметить следующее преимущество системного проекта. Для традиционного формирования является характерным реализация начальных этапов кустарными неформализованными методами. В итоге заказчики и пользователи впервые смогут увидеть систему после того, как она уже в наибольшей мере будет осуществлена. Разумеется, данная система будет отличаться от того, что они хотели увидеть. Поэтому дальше следует еще ряд операций ее формирования либо модификации, что будет требовать дополнительных (и существенных) расходов денежных средств и времени.

Ключ к решению данной проблематики и сможет дать системный проект, который дает возможность:

– охарактеризовать, «увидеть» и подкорректировать будущую систему до того, как она будет осуществлена практически;

– сократить расходы на формирование и введение системы;

– оценить формирование по времени и итогам;

– достигнуть согласования между всеми участниками деятельности;

– повысить качество создаваемой системы, то есть: сформировать рациональную структуру интегрированной базы данных, осуществить функциональную декомпозицию типовых модулей.

Системный проект в полном плане является независимым и отделяемым от определенных разработчиков, не будет требовать сопровождения его создателями и может свободно передаваться иным лицам. Помимо этого, если по определенным причинам госучреждение является не готовым к осуществлению на базе проекта, его можно «отложить» до того времени, пока он не станет необходимым. Также его можно применять для самостоятельного формирования либо корректирования уже осуществленных на его базе программных средств силами программистов отдела автоматизации госучреждения.

4. Разработка предложений по автоматизации консалтинговых услуг в области государственного муниципального управления.

На базе системного проекта реализуется:

– создание списка автоматизированных рабочих мест госучреждения и методов взаимосвязи между ними;

– исследование применения действующих систем управления госструктурами для решения необходимых задач и заданий, а также разработка предложений по выбору данной системы;

– согласованное с заказчиком утверждение решения о выборе определенной системы управления госучреждением или формирование собственной системы;

– формирование требований к техническим средствам;

– формирование требований к программным средствам;

– создание рекомендаций по этапам и срокам автоматизации систем консалтинга в области государственного муниципального управления.

5. Разработка технического проекта.

На этом этапе, на базе системного проекта и утвержденных решений по автоматизации систем консалтинга в области государственного муниципального управления реализуется проектирование системы. Практически тут можно дать ответ на вопрос: «Как (каким способом) надо разработать систему, чтобы она могла удовлетворить установленные к ней требования?». Данный этап делится на два подэтапа:

– планирование архитектуры системы, содержащее построение структуры и интерфейсов ее элементов (автоматизированных рабочих мест), связывание функций и технических требований к элементам, установление информационных потоков между главными элементами.

– детальное планирование, содержащие создание спецификаций всех элементов, формирование требований к тестам и плану интеграции элементов, а также разработку моделей иерархии программных модулей и межмодульных взаимосвязей и планирование внутренней структуры модулей.

Также выполняется расширение системного проекта:

– в результате его уточнения;

– в результате разработки моделей автоматизированных рабочих мест, содержащих подсхемы информационной модели и функциональной модели, которые ориентированы на данные подсхемы в частности до идентификации определенной сути информационной модели;

– в результате разработки моделей межмодульных и внутри модульных взаимосвязей с применением техники структурных карт.

6. Следующие этапы.

В результате формирования собственной системы, следующие этапы считаются традиционными: по спецификациям технического проекта реализуется программирование модулей, их проверка и отладка, и дальнейшая комплексация в автоматизированные рабочие места и в систему, в общем. Также схема интегрированной базы данных, разумеется, будет генерироваться автоматически на базе информационной модели.

Настройка действующей системы MRP либо ERP реализуется по таким этапам, как: пополнение системы фактическими сведениями; разработка процедур их обработки; интегрирование процедур внутри автоматизированных рабочих мест; интегрирование автоматизированных рабочих мест в систему.

Список крупных консалтинговых групп, которые предоставляют консалтинговые услуги госсектору, по результатам 2015 года представлен в приложении 1.

Консалтинговые компании – это лидеры в оказании разных консалтинговых услуг госсектору по результатам 2015 года представлены в соответствии с таблицей № 1.

Таблица 1

Консалтинговые компании – лидеры в оказании разных консалтинговых услуг госсектору по результатам 2015 года

Показатель

Доход за 2015 год (тыс. рублей)

Процент в общей вы ручке

Прирост дохода по направлению за год %

ИТ-консалтинг для государственного заказчика

1

ОТР

1 490 596

36

48

3

IBS

1 360 677

33

5

3

«Энвижн Групп»

769 537

13

50

4

«ФОРС – Центр разработки»

608 435

0

-36

5

«АйТи»

501 010

8

51

Стратегический консалтинг для государственного заказчика

1

«Развитие бизнес-систем»

830 474

96

368

3

«HLB ВнешПаккУниверс»

61 730

7

-40

3

IBS

38 718

4

90

4

«АйТи»

31 000

3

-59

5

«РСМ Топ-Аудит»

14 058

3

-7

Финансовый консалтинг для государственного заказчика

1

«ФинЭкспертиза»

09 874

35

-5

3

IBS

05 659

34

60

3

«Развитие бизнес-систем»

80 979

10

18

4

«Энерджи Консалтинг»

56 116

11

5

«РСМ Топ-Аудит»

18 669

5

Стоимостное консультирование государственного заказчика

1

Институт проблем предпринимательства

85 065

35

-36

3

«РСМ Топ-Аудит»

53 076

15

43

3

«ФинЭкспертиза»

53 039

15

3

4

Центр независимой экспертизы собственности

51 613

14

13

5

«Деловой профиль» (MGI)

30 916

10

н/д

Вид и свойства используемых ИТ системы консалтинга значительно зависимы от уровня иерархии системы госуправления. ИТ комплекс консалтинговых услуг для процессов государственного управления обладает собственной спецификой, которая может проявляться:

– во 1-ых, в обособлении и тесной взаимосвязи процессов информационного и нормативного управления, что будет требовать формирования интегрированных информационных систем;

– во 2-ых, в ориентировании на более прогрессивные в социально-экономическом направлении рынки знаний, что будет требовать формирования мощных коммуникационных информационных технологий;

– в 3-их, по степени оснащения ИТ экономика индустриального общества перестроится в экономику информационного общества, которая ориентирована на максимальное применение информационных ресурсов посредством фундаментальной подготовки и максимального использования работниками управления информационных технологий.

Совершенствование экономики информационного общества основывается на обширном применении и интеграции информационных технологий обучения в процессах управления, нацеливается на устранение конфронтационных и неблагоприятных явлений в экономике и обществе, на обеспечение взаимосвязанного управления экономическим ростом.

ИТ – обучение работников государственного управления охватывает технику личной работы на персональном компьютере, работу в сетях интернета, математическую и алгоритмическую технологию ситуационного анализа сложнейших процессов в экономике и обществе.

Совершенствование компьютерного комплекса государственного управления должно направляться на создание информационного технополиса консалтинговых услуг с новой инфраструктурой и учебной базой.

Информационные технологии систем консалтинга в государственном и муниципальном управлении должны охватить такие структурные элементы, как:

– элементы системы госуправления;

– отраслевые информационные системы;

– информационные системы государственных учреждений;

– офисы;

– рабочие места.

Государственная политика в сфере информационных ресурсов консалтинговых услуг подразумевает развитие следующих сетей взаимосвязанных компьютерных информационных систем, которые необходимы для эффективной деятельности системы госуправления:

– информационные системы управления государственными программами и проектами;

– перераспределенные информационные базы данных по кадровой деятельности и кадровому мониторингу госслужащих (формирование, актуализация, эффективное применение, постоянная подготовка и переподготовка и т.д.);

– информационные системы для кадровой службы органов госуправления;

– информационные системы, которые применяются в правовом и нормативном управлении;

– информационные системы по сохранению профессионального уровня работников органов государственного управления;

– информационные системы регулирования исполнения задач, целей, планов;

– информационные системы организации и управления деятельностью современного офиса в государственных учреждениях и сети государственных учреждений, в частности системы компьютерного делопроизводства и электронного документаоборота;

– автоматизированные рабочие места (рабочие станции) руководителей и работников органов госуправления;

– информационные экспертные системы формирования, моделирования, рационализации решений, заданий, проектов;

– информационные системы планирования и улучшения применения рабочего времени работников органов госуправления;

– информатизационные системы управления территориальными объектами.

Информационные системы госуправления применяют ряд определенных информационных технологий в сфере консалтинга, которые отражают деятельность разных категорий работников органов госуправления. Важными среди них являются следующие: ИТ общего информационного пространства СНГ; ИТ ситуационно-аналитического и тренингового предназначения; ИТ закрытых управленческих коммуникаций; ИТ контролирования финансовых потоков, в частности и с посредством электронных денег; ИТ социальной и экономической области (социальной безопасности); ИТ анализа и управления определенными экономическими процессами.

Эффективность взаимосвязи управленческих систем в наибольшей мере зависима от научно-технического уровня, интенсивности и меры применения, а также совместимости информационных технологий консалтинговых услуг.

Обширное распространение ПК у граждан – главного объекта государственного управления требует такого уровня оснащения государственных информационных систем консалтинга в области государственного муниципального управления, который обеспечивает за счет наибольшей информированности безукоризненное установление авторитета власти. Развитие информатизации является главной мировой тенденцией в разных областях жизни общества. Одной из преимущественных, превосходящих по темпам развития иные области информатизации, стала сфера государственного управления, представители которой в наибольшей мере должны преобладать по уровню информирования, точности, полноте доступности к источникам сведений. Государство создает третью по объему сферу консалтинговых услуг, которая увеличивается в 1,5 раза рынка консалтинга. Огромный интерес госсектор проявляет к услугам в сфере информационных технологий консалтинга (управленческая консультация, разработка и системная интеграция). В 2015 году данная деятельность смогла принести главным консультантам не менее 5,7 млрд. рублей, что на 10% больше, чем в прошлом году, и составила 77% общей прибыли от консалтинга в госсекторе.

Также огромный спрос со стороны госсектора имеют услуги в сфере стратегического планирования и организационного развития. Спрос будет преобладать на финансовый консалтинг. Объем дохода от услуг в сфере финансового управления для государства составляет 19%.

В среднесрочном периоде государство остается в ряде основных потребителей консалтинговых услуг. Этому поспособствовало проведение программ модернизации государственных функций, в общем, и деятельности определенных организаций и органов в том числе. В учреждениях и органах государственной власти различного уровня, где главной значимостью обладает процесс создания и исполнения бюджета согласно с государственными заказами, введение  ERP-системы дает возможность рационализировать и значительно ускорять деятельность со сметами. В том числе, ввести механизм быстрого формирования сметы, сбора, связывания, установления и изменения смет. Система будет автоматизировать учёт государственных и муниципальных контрактов, а также учёт и перераспределение бюджетных обязанностей и лимитов по ним. Всё это главным способом воздействует на рост скорости и повышение качества отчётности по расходу бюджетных средств. Из главных достоинств также следует особо выделять автоматизацию механизма взаимосвязи с подведомственными организациями, в пределах которой формируется портал для обмена сведениями (сметы, отчетность, НСИ), механизм автоматизированного приема отчетности от подведомственных организаций, сохранение и актуализацию полученных сведений. Если система проектирования ресурсов коммерческих предприятий дает возможность быстро приспосабливаться к изменениям на рынке без урона для производительности, то в случае с госсектором данное свойство станет крайне полезным, когда речь пойдет об изменениях в соответственном законодательстве, регулирующем его работу.

В отечественных условиях быстрая и своевременная реакция на данные изменения зачастую считается гарантом успешного осуществления организациями госсектора установленных перед ним целей. Вместе с иными факторами данное обстоятельство на сегодняшний день зачастую стимулирует госучреждений к введению ERP-систем.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Существуют следующие этапы разработки автоматизированных консалтинговых проектов в сфере государственного и муниципального управления: анализ первичных требований и планирование работ; проведение обследования деятельности государственного органа; разработка системного проекта; разработка предложений по автоматизации консалтинговых услуг в области государственного муниципального управления; разработка технического проекта; следующие этапы. Введение MRP и ERP-системы дает возможность добиваться эффективного и рационально организованного процесса управления, дает возможность обеспечивать бюджетирование в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, упрощать процессы подготовки отчётности, усиливать контроль над деятельностью подведомственных организаций, рациональнее применять действующую инфраструктуру в организациях государственного сектора.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *