Роль железнодорожных грузовых перевозок в России с каждым годом увеличивается. На сегодняшний день на нее приходится 80% грузооборота. [1].
От эффективной работы данной системы зависит уровень развития экономики государства.
Железнодорожный транспорт обеспечивает интеграцию и единство экономического пространства современной России, будучи государственно-образующим сектором, одновременно является стабилизирующим фактором государственной экономики. В современных условиях время актуальным является не просто перевозка грузов согласно сроку доставки, но и осуществление транспортного обслуживания с минимальными потерями при перевозке. В новых экономических условиях ключевой задачей железнодорожного транспорта является качественное транспортное обслуживание населения, грузоотправителей, грузополучателей, а также других организаций и физических лиц. В этих целях необходимо задействовать качественные и одновременно удобные как для грузоотправителей, так и для грузополучателей технологии грузоперевозок, осуществлять перевозки с улучшенными и более высокими скоростями, согласовывать ритмы работы потребителей, поставщиков, оптимизировать время доставки грузов, своевременно информировать грузоотправителей и грузополучателей о продвижении груза, обеспечивать качество всего комплекса оказываемых услуг.
Привлекательность ж/д перевозок с экономической точки зрения и срока службы вагонов (более 30 лет) делают этот способ доставки – как для заказчиков, так и для перевозчиков, наиболее выгодным.
Тем не менее, несмотря на неоспоримые достоинства, у железнодорожных перевозок есть ряд недостатков, в числе которых – скорость передвижения поездов. Из-за этого сроки доставки становятся больше, так как железнодорожные составы движутся довольно медленно, и необходимо перед каждой перевозкой составить график движения. Помимо прочего, главной проблемой российских железнодорожных перевозок является монополия. Железнодорожные тарифы могут часто меняться, а у собственников вагонов не всегда удаётся получить разрешение от РЖД на перевозки.
Выше сказанное подтверждает необходимость исследования условий и тенденций в сфере грузоперевозок, а также оценки результативности и совершенствования организации грузоперевозок железнодорожным транспортом.
В железнодорожной отрасли грузоперевозки являются историческим видом деятельности. В Российской империи в 1913 г. грузооборот превосходил пассажирооборот почти в 2,5 раза, однако на сегодняшний день этот показатель увеличился на порядок, что объясняется как географией размещения, так и природными и климатическими различиями.
Структура рынка грузоперевозок современной России традиционно включает следующие каналы транспортировки: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, морской и воздушный. На текущий момент порядка 95% рынка грузоперевозок (исключая трубопроводный из анализа) составляют железнодорожные и автомобильные. При этом доля железнодорожных перевозок постоянно растет.
На сегодня Россия стабильно занимает второе место в мире по объему рынка грузоперевозок железнодорожным транспортом, что определяется объемами товарооборота, а также интенсивным экспортно-импортным движением грузов. Для анализа текущего состояния сектора и приблизительного прогноза дальнейшего развития, необходимо учитывать массу факторов, в том числе и специфических.
Не снижающаяся популярность железнодорожных грузоперевозок в отдельных отраслях объясняется традиционно большими расстояниями между отправителем и получателем, к примеру, в тяжелом машиностроении, горнодобывающей сфере, отраслях перерабатывающей промышленности и ряде других сфер деятельности.
Для оценки эффективности грузоперевозок железнодорожным транспортом в экономической литературе существует масса подходов, основанных на множестве влияющих факторов. Выбор методики оценки определяется имеющейся информацией, ее качеством и количеством, а также конкретными внешними и внутренними факторами влияния (ситуацией). Тем не менее, для простоты расчетов все показатели эксплуатации железных дорог возможно поделить на две группы:
1. Количественные – характеризуют объемы грузоперевозок, а также работу подвижного состава
– грузооборот;
– грузонапряженность – густота перевозок, загрузка линии;
– пробег подвижного состава – вагонов, локомотивов, поездов;
– число погруженных и выгруженных вагонов – погрузка и др.
2. Качественные показатели – дают характеристику использования подвижного состава;
– скорость передвижения поездов;
– себестоимость грузоперевозок;
– производительность подвижного состава (вагонов и локомотивов);
– среднесуточный пробег подвижного состава;
– оборот и нагрузка вагонов,
– производительность труда и себестоимость перевозок [8].
На сегодняшний день грузовые перевозки дают более 80% общей выручки ж/д транспорта, поэтому их планирование имеет весомое значение и является основой всей системы производственно-хозяйственного планирования и управления в отрасли.
С переходом от плановой к рыночной экономике кардинальным образом изменилась система формирования планов грузоперевозок, однако их значимость для железных дорог осталась неизменной. Главным изменением стал переход от централизованной системы планирования к рыночным принципам и методам составления планов продаж в условиях обеспечения платежеспособного спроса на грузоперевозки. Эти изменения связаны с созданием крупнейшей транспортной компании – национальной вертикально-интегрированной транспортной корпорации ОАО «РЖД».
На сегодняшний день практически полностью отменена ранее существовавшая обязательная система предварительных долговременных, квартальных и месячных заявок министерств, ведомств на грузоперевозки. Транспортные предприятия и железные дороги получили хозяйственную самостоятельность в планировании продаж, выполнения работ (услуг) и формировании спроса. Но вместе с этим повысилась их экономическая ответственность. Наряду с разрывом ранее существовавших хозяйственных связей в сфере грузоперевозок, произошло увеличение экспедиторских организаций, появились операторские компании, арендаторы, а также собственники грузовых вагонов. Это привело к увеличению конкуренции между различными видами транспорта и внутри железнодорожной отрасли [7].
Вызванный процессами экономической трансформации разрыв хозяйственных связей на транспорте потребовал развития таких корпоративных структур, которые позволили бы эффективно объединить всех участников технологической цепочки в рамках выбранной стратегии развития. Осуществление грузоперевозочных процессов в современности объединяют многочисленные компании и организации; к сотрудничеству компании подталкивают динамичные изменения в технике и технологии перевозок, динамика конъюнктурных изменений на ранке, а также масштаб и сроки доставки грузов. Одной транспортной компании, без привлечения других участников рынка, доставка груза самостоятельно становится почти не достижимой задачей.
Рост влияния крупных компаний на экономику отраслей и регионов вызывает необходимость оптимизации размеров и направлений грузопотоков на транспорте. Таким образом, современные организационные структуры в сфере железнодорожного транспорта нуждаются в разработке обоснованной, направленной на достижение перспективных целей политики, которая обеспечит успешное развитие в будущем. В складывающихся условиях стратегическое планирование призвано увязывать интересы всех заинтересованных групп в реализации стратегии компаний и делать ее работу более прозрачной, оптимальной и управляемой.
Сегодня главными компонентами и условиями успеха деятельности организаций практически в любых сферах деятельности, включая транспортировку грузов, являются: внедрение принципов системной корпоративной организации и управления, а также осуществление стратегического планирования и контроля. Залогом эффективности деятельности современных организационных структур является необходимость реализации стратегии планомерного и управляемого роста и развития в условиях следующих ограничений:
– пределы роста – экзогенны (находятся вне системы);
– пределы развития – эндогенны (заложены в самой системе).
Относительно ближайших прогнозов в сфере грузоперевозок необходимо отметить, что последствия политико-экономического кризиса неизменно не прекращают оказывать влияние как на внутренние, так и на международные грузоперевозки. Первой косвенной причиной, оказывающей влияние на состояние рынка грузоперевозок, как отмечают аналитики, является перенасыщение рынка товарами длительного пользования; второй — уменьшение объёмов промышленного производства во всех важнейших секторах экономики. Оба фактора могут привести к тому, что в недалеком будущем транспортные компании могут вплотную столкнуться с серьезными трудностями. Дополнительный риск связан с невыполнением обязательств по оплате со стороны заказчиков перевозок. Осложнение ситуации для грузоотправителей может быть связано с ограничениями доступа или ликвидности денежных средств; падением спроса на их товары (услуги); ужесточением государственной или банковской политики. Результатом указанных обстоятельств может быть уход с рынка мелких перевозчиков или их банкротство.
Помимо отмеченных проблем, к основным существующим рискам в сфере грузоперевозок можно отнести риски, связанные с:
– низкой пропускной способностью сети железных дорог (особенности в рамках пограничных переходов);
– относительное насыщение спроса на некоторых отраслевых рынках, как внутри России (например, автомобильный и железнодорожный рынки), так и за рубежом.
На текущий момент в качестве основных ориентиров деятельности организаций в сфере грузоперевозок в России можно обозначить следующие:
– разработка системы организационного управления, позволяющей учитывать максимально существующие экономические законы функционирования национального, международного рынков и законы организации, а также научные методики, методы и принципы принятия управленческих решений;
– не нарушение законодательства и исполнение требований права (международного, административного, гражданского, трудового, конкурентного, налогового, экологического и др.);
– повышение с одной стороны мобильности, с другой стороны — устойчивости и эффективности организационного функционирования (особенно важно в условиях динамично меняющейся внешней среды);
– повышение конкурентоспособности транспортных компаний и оказываемых услуг на основе концепций четкого и постоянного планирования, стратегического, оперативного, финансового, инновационного и других видов менеджмента;
– обеспечение всех заинтересованных лиц (учредителей, акционеров, инвесторов, поставщиков и др.) достоверной и релевантной информацией относительно финансово-экономического положения компании;
– защита прав сотрудников и партнеров организации и соблюдение корпоративной и социальной ответственности.
Для малых предприятий железнодорожные грузоперевозки по-прежнему невыгодны, из-за дополнительных расходов на погрузку, разгрузку и транспортировку до самого заказчика от ж/д станции. Таким образом, в современной России железнодорожный транспорт имеет исключительное значение в жизнеобеспечении национальной экономики, а также осуществления качественных социально-значимых услуг в сфере перевозок. В силу природно-климатических, а также политико-экономических условий, огромных сухопутных пространств Российской Федерации, именно на железнодорожный транспорт возложена важнейшая задача осуществления перевозок с максимальным удовлетворением спроса. В связи с чем вопросы оценки результативности, совершенствования организации и планирования в сфере грузоперевозок железнодорожным транспортом являются актуальными, неоспоримо важными и требующими постоянного анализа и решения.