Сотрудники любого хозяйствующего субъекта являются основным источником и движущей силой обеспечения устойчивости организации.
Эффективность деятельности любого предприятия обусловливается в первую очередь знаниями, умениями и надлежащим настроем сотрудников.
Стратегия управления развитием кадрового потенциала предприятия — важнейшая подсистема общей стратегии организации,
Обучение персонала — это организованный, систематически и регулярно исполняемая процедура освоения знаниями, умениями, возможностями способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, экспертов и управляющих.
Существует множество определений понятия «обучения», каждый автор раскрывает данный термин с новой стороны, отмечая, на свой взгляд, важные детали и элементы.
Рассмотрим несколько определений понятия «обучение» разных авторов.
Таблица 1.1 –Определение понятия «обучение»
Автор | Определение |
1 | 2 |
Иванов А.П. | специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями |
Магуры М.И. | программа развития персонала, подогнанная под очень конкретные цели организации |
Томильцев А.В. | система подготовки персонала, проводимая на территории предприятия (или корпоративных учебных центров), строящаяся на решении проблем, специфичных для конкретной организации, с привлечением собственных или внешних преподавателей |
Окончание таблицы 1.1 | |
1 | 2 |
Базаров Т.Ю. | процесс подготовки (обучения и переподготовки) персонала, осуществляемый на базе предприятия (или корпоративных учебных центров) с привлечением собственных или внешних преподавателей, и строящийся на решении проблем, специфичных для конкретной организации |
Хинричса Д. | процесс, организованный и инициированный компанией, направленный на стимулирование повышения профессионального уровня ее работников, с целью увеличения их вклада в достижение максимальной эффективности деятельности компании |
Обучение, а также развитие сотрудников предприятия становится главным условием эффективной работы каждой компании. Техническое развитие и прогресс, мировая конкуренция способствуют формированию новых требований по улучшению качества образования. На сегодняшний день научное лидерство предприятия уже не является залогом лидерства в результативности его деятельности. Ускорение научно-технического прогресса существенно ускоряет процесс устаревания профессиональных знаний и умений.
Усиливающееся значение обучения персонала для предприятия, а также существенное увеличение потребностей в нем в последние годы способствовали тому, что ведущие фирмы взяли на себя функцию развития и профессионального роста своих работников. Система профессионального обучения теперь является важной функцией в области менеджмента персонала, руководители предприятий стали выделять больше средств на расходы по развитию кадров. Такие предприятия как Ай-Би-Эм, Моторола, Дженерал Моторз каждый год выделяют большие суммы денежных средств на профессиональное развитие, обучение своих сотрудников и даже основали для осуществления этих целей собственные стабильно функционирующие университеты и институты[1].
В целом обучение персонала — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей.
Система обучения эффективна, если она тесно связана с важнейшими направлениями работы по управлению персоналом – системой стимулирования труда, работой с резервом на руководящие должности, программами развития персонала и др. Место обучения в общей системе управления персоналом показано на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 — Место обучения персонала в общей системе управления персоналом
Для новых работников обучение может следовать сразу за процедурой отбора, при этом обучение тесно переплетается с процессом их адаптации к работе в организации. Для кадровых работников обучению часто предшествует процедура оценки их рабочих показателей. В процессе оценки рабочих показателей уточняется потребность работников в обучении для обеспечения уровня их квалификации установленным требованиям и стандартам.
Цель обучения – развитие интеллектуального потенциала и формирование профессиональных навыков работников. При этом сам процесс получения образования и повышения квалификации не менее важен, чем его формальный результат или достигнутый уровень образования.
Схема процесса обучения представлена на рисунке 1.2:
Рисунок 1.2 — Процесс обучения персонала
В основе профессионального обучения в организации лежат следующие принципы:
— актуальность – то, о чем говорится во время обучения, должно иметь отношение к профессиональной или частной жизни обучающегося;
— индивидуальность – подбор для каждой конкретной категории сотрудников наиболее рациональных методов обучения;
— непрерывность – подготовка должна осуществляться на регулярной основе с периодичностью, зависящей от специализации и должностного статуса соответствующего работника;
— участие – обучающиеся должны активно участвовать в учебном процессе и использовать новые знания и навыки уже в ходе обучения;
— повторение – помогает новым знаниям закрепиться в памяти и превращает приобретенные навыки в привычку;
— обратная связь – обучающимся работникам необходимо давать информацию о том, насколько они продвинулись вперед. Наличие такой информации позволяет им скорректировать свое поведение для достижения более высоких результатов.
В соответствии с перспективой развития предприятия обучение персонала представляет собой совокупный, многогранный процесс подготовки работника к осуществлению новых функций, занятию новых должностей, решению новых вопросов. В целях профессионального развития сотрудников применяются различные мероприятия: семинары по стратегическому управлению для руководящих должностей предприятия; учебу в бизнес-школах перспективной молодежи; изучение иностранных языков работниками; ротацию рядовых работников и руководителей и т.д.
На крупных предприятиях создаются специализированные отделы профессионального развития кадров, находящиеся под руководством директора или вице-президента, что акцентирует внимание на их значительной роли в целом для предприятия.
Обучение персонала — это процесс прямой передачи новых знаний сотрудникам, повышения ценности человеческих ресурсов, возможности организационных изменений, достижения стратегических целей организации.
Следовательно, для функционирования и развития персонала организаций сегодня важно не просто обучение, а непрерывное обучение высококвалифицированными специалистами, так как новые технологии постоянно внедряются, производятся современные товары; рост коммуникационных возможностей создает условия для изменения или устранения определенных видов работы.
Управление системой обучения начинается с определения потребностей в развитии персонала организации и стратегии ее развития.
Важным источником информации о необходимости профессионального обучения являются индивидуальные планы карьерного роста сотрудников, а также запросы и пожелания сотрудников, которые направляют непосредственно в отдел управления персоналом.
Программы развития персонала должны учитывать влияние обучения работников по отношению к затратам на основе количественных, качественных и комбинированных методов оценки эффективности профессионального обучения. Оценка последнего должна основываться на качественных характеристиках персонала (креативность, опыт, знания, максимальная инициатива в создании и внедрении новых процессов и технологий) [1, с. 230].
Профессиональная подготовка связана со значительными материальными затратами, поэтому формирование и контроль исполнения бюджета являются наиболее важными элементами управления профессиональной подготовкой. Сосредоточение внимания на развитии сотрудников, в свою очередь, обеспечивает стабильность персонала, а также является важным фактором удовлетворения потребностей сотрудников в самореализации и карьерном росте.
Таким образом, важную роль в развитии персонала играет обучение, являясь источником повышения уровня профессиональной компетентности работника, способом ускорения адаптации работников к меняющимся условиям трудовой деятельности. Все это напрямую влияет на индивидуальную конкурентоспособность работников, их способность развиваться быстрее, чем его конкуренты, является источником его социальных, стратегических и экономических выгод.
[1] Абрамова В.В. Мотивационная составляющая системы управления персоналом / Абрамова В.В., Пацук О.В. // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. 2016. № 5. С. 37-41.