Сущность обучения персонала и его место в системе управления персоналом организации

🙂

Скачать текст в WORD

Сотрудники любого хозяйствующего субъекта являются основным источником и движущей силой обеспечения устойчивости организации.

Эффективность деятельности любого предприятия обусловливается в первую очередь знаниями, умениями и надлежащим настроем сотрудников.

Стратегия управления развитием кадрового потенциала предприятия — важнейшая подсистема общей стратегии организации,

Обучение персонала — это организованный, систематически и регулярно исполняемая процедура освоения знаниями, умениями, возможностями способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, экспертов и управляющих.

Существует множество определений понятия «обучения», каждый автор раскрывает данный термин с новой стороны, отмечая, на свой взгляд, важные детали и элементы.

Рассмотрим несколько определений понятия «обучение» разных авторов.

Таблица 1.1 –Определение понятия «обучение»

АвторОпределение
12
Иванов А.П.специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями
Магуры М.И.программа развития персонала, подогнанная под очень конкретные цели организации
Томильцев А.В.система подготовки персонала, проводимая на территории предприятия (или корпоративных учебных центров), строящаяся на решении проблем, специфичных для конкретной организации, с привлечением собственных или внешних преподавателей
Окончание таблицы 1.1
12
Базаров Т.Ю.процесс подготовки (обучения и переподготовки) персонала, осуществляемый на базе предприятия (или корпоративных учебных центров) с привлечением собственных или внешних преподавателей, и строящийся на решении проблем, специфичных для конкретной организации
Хинричса Д.процесс, организованный и инициированный компанией, направленный на стимулирование повышения профессионального уровня ее работников, с целью увеличения их вклада в достижение максимальной эффективности деятельности компании

Обучение, а также развитие сотрудников предприятия становится главным условием эффективной работы каждой компании. Техническое развитие и прогресс, мировая конкуренция способствуют формированию новых требований по улучшению качества образования. На сегодняшний день научное лидерство предприятия уже не является залогом лидерства в результативности его деятельности. Ускорение научно-технического прогресса существенно ускоряет процесс устаревания профессиональных знаний и умений.

Усиливающееся значение обучения персонала для предприятия, а также существенное увеличение потребностей в нем в последние годы способствовали тому, что ведущие фирмы взяли на себя функцию развития и профессионального роста своих работников. Система профессионального обучения теперь является важной функцией в области менеджмента персонала, руководители предприятий стали выделять больше средств на расходы по развитию кадров. Такие предприятия как Ай-Би-Эм, Моторола, Дженерал Моторз каждый год выделяют большие суммы денежных средств на профессиональное развитие, обучение своих сотрудников и даже основали для осуществления этих целей собственные стабильно функционирующие университеты и институты[1].

В целом обучение персонала — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей.

Система обучения эффективна, если она тесно связана с важнейшими направлениями работы по управлению персоналом – системой стимулирования труда, работой с резервом на руководящие должности, программами развития персонала и др. Место обучения в общей системе управления персоналом показано на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 — Место обучения персонала в общей системе управления персоналом

Для новых работников обучение может следовать сразу за процедурой отбора, при этом обучение тесно переплетается с процессом их адаптации к работе в организации. Для кадровых работников обучению часто предшествует процедура оценки их рабочих показателей. В процессе оценки рабочих показателей уточняется потребность работников в обучении для обеспечения уровня их квалификации установленным требованиям и стандартам.

Цель обучения – развитие интеллектуального потенциала и формирование профессиональных навыков работников.  При этом сам процесс получения образования и повышения квалификации не менее важен, чем его формальный результат или достигнутый уровень образования.

Схема процесса обучения представлена на рисунке 1.2:

Рисунок 1.2 — Процесс обучения персонала

В основе профессионального обучения в организации лежат следующие принципы:

— актуальность – то, о чем говорится во время обучения, должно иметь отношение к профессиональной или частной жизни обучающегося;

— индивидуальность – подбор для каждой конкретной категории сотрудников наиболее рациональных методов обучения;

— непрерывность – подготовка должна осуществляться на регулярной основе с периодичностью, зависящей от специализации и должностного статуса соответствующего работника;

— участие – обучающиеся должны активно участвовать в учебном процессе и использовать новые знания и навыки уже в ходе обучения;

— повторение – помогает новым знаниям закрепиться в памяти и превращает приобретенные навыки в привычку;

— обратная связь – обучающимся работникам необходимо давать информацию о том, насколько они продвинулись вперед. Наличие такой информации позволяет им скорректировать свое поведение для достижения более высоких результатов.

В соответствии с перспективой развития предприятия обучение персонала представляет собой совокупный, многогранный процесс подготовки работника к осуществлению новых функций, занятию новых должностей, решению новых вопросов. В целях профессионального развития сотрудников применяются различные мероприятия: семинары по стратегическому управлению для руководящих должностей предприятия; учебу в бизнес-школах перспективной молодежи; изучение иностранных языков работниками; ротацию рядовых работников и руководителей и т.д.

На крупных предприятиях создаются специализированные отделы профессионального развития кадров, находящиеся под руководством директора или вице-президента, что акцентирует внимание на их значительной роли в целом для предприятия.

Обучение персонала — это процесс прямой передачи новых знаний сотрудникам, повышения ценности человеческих ресурсов, возможности организационных изменений, достижения стратегических целей организации.

Следовательно, для функционирования и развития персонала организаций сегодня важно не просто обучение, а непрерывное обучение высококвалифицированными специалистами, так как новые технологии постоянно внедряются, производятся современные товары; рост коммуникационных возможностей создает условия для изменения или устранения определенных видов работы.

Управление системой обучения начинается с определения потребностей в развитии персонала организации и стратегии ее развития.

Важным источником информации о необходимости профессионального обучения являются индивидуальные планы карьерного роста сотрудников, а также запросы и пожелания сотрудников, которые направляют непосредственно в отдел управления персоналом.

Программы развития персонала должны учитывать влияние обучения работников по отношению к затратам на основе количественных, качественных и комбинированных методов оценки эффективности профессионального обучения. Оценка последнего должна основываться на качественных характеристиках персонала (креативность, опыт, знания, максимальная инициатива в создании и внедрении новых процессов и технологий) [1, с. 230].

Профессиональная подготовка связана со значительными материальными затратами, поэтому формирование и контроль исполнения бюджета являются наиболее важными элементами управления профессиональной подготовкой. Сосредоточение внимания на развитии сотрудников, в свою очередь, обеспечивает стабильность персонала, а также является важным фактором удовлетворения потребностей сотрудников в самореализации и карьерном росте.

Таким образом, важную роль в развитии персонала играет обучение, являясь источником повышения уровня профессиональной компетентности работника, способом ускорения адаптации работников к меняющимся условиям трудовой деятельности. Все это напрямую влияет на индивидуальную конкурентоспособность работников, их способность развиваться быстрее, чем его конкуренты, является источником его социальных, стратегических и экономических выгод.


[1] Абрамова В.В. Мотивационная составляющая системы управления персоналом / Абрамова В.В., Пацук О.В. // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. 2016. № 5. С. 37-41.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *