Сущность и значение оптимизации железнодорожных грузовых перевозок

🙂

Скачать текст в WORD

С  расширением  производства  и  увеличение  экономического  развития  транспортные  грузовые  перевозки  приобретают  все  большее  значение  в  современном  мире.  Актуальность  вопросов  оптимизации  маршрута  и  снижение  стоимости  перевозки  выходит  на  первый  план.  Поскольку  это  позволяет  снизить  конечную  стоимость  товаров  для  конечных  потребителей,  снижать  производственные  запасы,  повысить  рентабельность  бизнеса.

Экономический кризис в стране повлиял на все сферы. В новых условиях, чтобы остаться на плаву, предприятия, организации и целые отрасли ищут возможности выхода из сложившейся ситуации, пытаются внедрить новые технологии, разработать новые правила, которые хоть как-то смогут нормализовать ситуацию.

Рынок железнодорожных грузовых перевозок также не остался в стороне, а специалисты в этой области решили, что сейчас настал наиболее благоприятный момент для того чтобы сформировать долгосрочные четкие правила дальнейшей работы системы. Все они должны коснуться выработки единой позиции для сохранения стабильной работы грузового железнодорожного транспорта страны. Что касается малогабаритных грузоперевозок, таких как перевозка мебели, то на рынке достаточно много частных компаний, которые предоставляют такую услугу.

Особое внимание следует уделить транспортной логистике, так как этому направлению стали уделять должное внимание только последние пять лет. В последнее время, особенно после того как страна вязала курс на импортозамещение, в регионе увеличились объемы производства отечественных товаров. Это не могло не сказаться на увеличении транспортных нагрузок на основные автомобильные трассы. В частности, только на одну международную магистраль приходится такая нагрузка, что обычная авария на дороге может привести к остановке потока транспортных средств и задержке грузов в дороге на многие часы. Эта трасса сегодня не способна справиться с потоком легкового и грузового транспорта, который через нее проходит, а значит, периодически разные ее участки будут выходить из строя чаще, чем это предполагалось при ее проектировании. Именно поэтому разгрузить автомагистрали должны железные дороги. Кроме того, это выгодно с экономической точки зрения, так как избавляет от простоев, задержек и нарушения сроков поставки грузов из одного пункта в другой.

С помощью гибкой системы тарифов можно будет существенно увеличить грузоперевозки по железной дороге, тем самым разгружая автомобильные трассы для легкового транспорта.

Сейчас многие железнодорожные структуры принадлежат частным предприятиям, чья работа должна была усовершенствовать работу транспортной железнодорожной сети. На самом деле это обернулось проблемами. Это приводит к тому, что на станциях значительно увеличивается время на сортировку подвижных составов, чтобы распределить их между собственниками. При этом некоторые грузовые компании испытывают дефицит грузовых вагонов и цистерн, а значит, их грузы простаивают.

Отношения между перевозчиками, отправителям грузов и владельцами транспортных инфраструктур должны быть налажены в конструктивном диалоге, который поможет оптимизировать работу всей системы, исключить простои, уменьшить сроки доставки и существенно сократить затраты на перевозку.

Железнодорожные грузовые перевозки требуют больших инвестиций, и федерация пока не в состоянии их обеспечить. Это существенно влияет на развитие партнерских отношений с дальними регионами страны и с зарубежными заказчиками, так как от длительности перевозки зависит, дойдет ли товар до заказчика вовремя или нет.

Сейчас грузовые перевозки железнодорожным транспортом имеют для огромное значение, так как именно благодаря им каждый год перевозят около 15 млн тонн всевозможных грузов. С каждым годом эти объемы растут, так как производство развивается, расширяется, а значит, требуются новые пути транспортировки готовой продукции.

В целях повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок и роста удельного веса в структуре транспортного обслуживания необходимо постоянно оптимизировать управление железнодорожными перевозками [2]. Основными недостатками железнодорожных перевозок в Российской Федерации являются:

– низкий уровень качества железнодорожных путей во многих регионах, через которые проходят основные транспортные пути грузоперевозок;

– морально устаревший подвижный состав, высокая степень износа;

– недостаточный уровень информатизации и технического обеспечения транспортных компаний участников рынка, увеличивающий время перевозки грузов;

– недостаточно высокий уровень развития транспортной логистики, низкое число мультимодальных транспортно-логистических центров и др.

Основные поиски направлений совершенствования управления железнодорожными перевозками сосредоточены в области собственно процесса поставки грузов от пункта погрузки до конечных пунктов выгрузки. В качестве примера можно рассмотреть следующие оптимизационные модели:

1. Календарное планирование формирования грузопотоков и организации погрузки грузов по назначению.

Работы в отношении оптимизации транспортно-логистических схем доставки грузов железнодорожным транспортом ведутся постоянно, в том числе с привлечением автоматизированных систем управления, применяемых как в целом на всем транспортно-логистическом комплексе, так и в рамках территориальных подразделений, отдельных участников и т. д. Основным проблемным участком в процессе управления железнодорожными перевозками является формирование грузопотоков и организация погрузки грузов по назначению.

В целях совершенствования управления на данном этапе процесса управления железнодорожными перевозками С. В. Богданович в своей статье предлагает создание единого центра управления в целях координации «технологического процесса взаимодействия диспетчеров заводов-производителей, грузоотправителей, грузополучателей и транспортных диспетчеров (железнодорожных и автотранспортных)» на основе методов календарного планирования [1].

2. Межрегиональная интеграция грузовых компаний-операторов.

Данное направление совершенствования управления железнодорожными перевозками основано на централизации управления «приватным парком грузовых вагонов» методами технологического аутсорсинга [6].

Разобщенность данной категории участников системы управления железнодорожными перевозками приводит к значительным финансовым потерям из-за роста объемов порожнего пробега вагонов приватного парка. Межрегиональное взаимодействие позволит оптимизировать технологические и организационные процессы, повысить эффективность формирования грузопотоков и т. д.

3. Расширение сети логистических центров, создаваемых на основе процессного подхода к управлению и планированию перевозок.

В условиях значительной протяженности железнодорожной сети в Российской Федерации повышается роль узловых центров инфраструктуры управления железнодорожными перевозками в виде логистических центров. Кроме того, в условиях введения международных санкций и значительного сокращения грузопотока со странами Европы происходит переориентация части транзитных потоков через таможенную территорию России в сторону Китая и других азиатских стран. В связи с этим растет значимость модернизации и совершенствования транспортно-логистической сети в Сибири и на Дальнем Востоке [4].

4. Развитие сети скоростных железнодорожных магистралей.

Транссибирская магистраль является основным направлением грузоперевозок по направлению «Европа-Азия». Данный путь короче на несколько тысяч километров, чем аналогичные транспортные пути прочими видами транспорта, по территории других стран и т. д. Основным препятствием на пути реализации экономического потенциала данного участка таможенной территории является недостаточный уровень развития скоростных магистралей, которые получают все более широкое распространение в странах Азии [5].

В целях эффективного развития международных транспортных коридоров и роста транзитных перевозок потребуется модернизация имеющихся путей сообщения, что невозможно без эффективной системы частно-государственного партнерства. Для формирования же такой системы, в свою очередь, необходима нормативно-правовая регламентация, проектирование соглашений, правил и стандартов, эффективной информационной сети взаимодействия участников транспортного процесса и органов государственного управления.

5. Дальнейшая автоматизация управления железнодорожными перевозками.

Уровень автоматизации всех процессов управления железнодорожными перевозками, начиная от формирования грузопотоков, организации грузоперевозки и заканчивая получения грузов конечным потребителем все еще является достаточно низким по сравнению с аналогами в странах ЕС, США, Китае и т. п. Во многом сложности такой работы по управлению железнодорожными перевозками обусловлены значительным масштабом железнодорожной сети и общим значительным объемом грузопотоков. Тем не менее, дальнейшее развитие автоматизации управления железнодорожными перевозками должно включать такие направления как:

– централизация информационных потоков по каждому этапу процесса перевозки с участием всех основных участников для обеспечения оперативности информации;

– разработка интегрированных в общую информационную систему специализированных информационных систем с учетом специфики отдельных подразделений, участвующих в процессе грузоперевозки;

– внедрение в общую автоматизированную систему управления модулей по прогнозу грузопотоков на краткосрочную и среднесрочную перспективу в целях оптимального календарного планирования формирования грузопотоков и организации погрузки грузов по назначению, а также для эффективного управления порожними вагонами приватного парка грузовых компаний-операторов. Таким образом, система управления железнодорожными перевозками постоянно находится в процессе реформирования, но все еще имеет ряд серьезных проблем организационного и технологического характера. В целях совершенствования управления железнодорожными перевозками необходимо внедрение такого направления управления железнодорожными перевозками как календарное планирование формирования грузопотоков и организации погрузки грузов по назначению, развитие межрегиональной интеграции грузовых компаний-операторов в части вагонов приватного парка, расширение сети логистических центров, развитие сети скоростных железнодорожных магистралей, дальнейшее расширение уровня автоматизации.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *