Сущность и значение государственного регулирования торговых организаций

🙂

Скачать текст в WORD

Невозможно ожидать эффективности и устойчивого развития торговых предприятий, если не реализован комплекс мер, направленных на улучшение правовой среды, в которой они осуществляют свою финансово-хозяйственную деятельность. Рыночная экономика, основанная на системе прав и полномочий определенных участников бизнес-процесса, которая работает самостоятельно и решает все свои частные вопросы в рамках правовых требований, стандартов и норм.

Поскольку опыт торговли в мире, то понятно, что в современных рыночных торговых отношениях практически со всеми странами мира применяются законы государства. В настоящее время наблюдается тенденция к усилению государственного регулирования, целью которого является содействие развитию бизнеса, изменение организации взаимодействия с органами власти и управления с представителями частной компании, обеспечение оптимальности сочетания государственного и рыночного[1].

Таким образом, задачи государственного регулирования должны включать широкий спектр мер, которые могут обеспечить функционирование поэтапного развития и торгово-экономической системы государства, рис. 1.

Рисунок 1 – Задачи государственного регулирования сферы торговли

Влияние государства на направления, формы и методы композиции меняется и постоянно совершенствуется. В настоящее время направлениями этих изменений являются совершенствование экономических и правовых методов осуществления государством своих функций, установление соответствующих норм и законов, регулирующих экономические отношения в сфере торговли.

Рыночные условия, покупатели, обратившись к услугам коммерческих компаний, покупают необходимые товары, участвуют в имущественных отношениях, которые регулируются гражданским законодательством.

Торговые компании при приобретении товаров, оборудования, помещений, объектов материально-технического обеспечения включаются в гражданский оборот и являются объектами гражданско-правовых отношений. Таким образом, постоянно растет утверждение принципов рыночных отношений, роли и значения гражданского законодательства, регулирующего на основе правового равенства сторон имущественно-стоимостные отношения.

Система Федерального закона, Конституция Российской Федерации является ключевой, которая гарантирует права граждан и регулирует имущественные отношения в стране.

Важное место в составе законов, регулирующих коммерческую деятельность, занимает Гражданский кодекс Российской Федерации, который призван регулировать деятельность субъекта, взаимоотношения между действиями и является отправной точкой для совершенствования всего действующего законодательства в различных сферах, таких как торговля.

Таким образом, торговля в РФ подчинена значительному количеству законов, в их составе: Гражданский и Налоговый кодексы, Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Закон РФ от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и другие.

Сейчас в торговле установлены законодательные нормы по государственному контролю и надзору за соблюдением законов в сфере стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей через следующие законы: «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «Об антимонопольной политике и поддержании новых экономических структур», «О рекламе» и т.п.

В составе подзаконных нормативных актов центральное место в системе гражданского законодательства принадлежит правовым актам, которые издаются Главой государства и Правительством РФ. Так, Указы Президента издаются для целей текущего регулирования процесса экономических реформ, ими охвачен широкий перечень взаимоотношений, среди которых проблемы биржевой, валютно-финансовой, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической, таможенной деятельности, а также ценообразование, налогообложение, порядок формирования и уровень компетенции исполнительных органов власти определённых субъектов Федерации.

Соответствующие федеральные и региональные органы исполнительной власти, не имеющие права вмешиваться в текущую деятельность торговых бизнес-структур до тех пор, пока компании соблюдают законы, осуществляют практическую реализацию различных сторон, констатируют эффект торгового бизнеса. При этом они вправе и обязаны действовать так, чтобы органы контроля за законностью ведения бизнеса, вносили предложения и требовали соблюдения действующего законодательства.

Контролировать соблюдение торговыми бизнес-структурами действующих в государстве законодательных актов возлагается на Министерство промышленности и торговли РФ, Роспотребнадзор, Федеральную антимонопольную службу и другие органы государственного управления и контроля в пределах их компетенций[2].

Государственные службы, осуществляющие контроль соблюдения норм и правил торговой деятельности, порядок ценообразования, качество и безопасность товаров народного потребления — это подразделения Минпромторга, которые отвечают за государственную политику в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений и развитие внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции. Полномочия и ответственность этих подразделений, их внутренняя структура, методики реализации мер государственного надзора и контроля за соблюдением правил торговли и оказания услуг определяются постановлениями Правительства РФ и внутренними регламентами Минпромторга.

Цель надзорных надзорных органов-предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также физические лица, которые продают и производят товары или услуги в стране. Вся страна представляет собой систему правового регулирования отношений органов власти всех уровней, независимую от торговых единиц.

В то же время проблема эффективного воздействия на состояние коммерческого сектора пока не решена в полной мере активно и последовательно. Например, до недавнего времени, чтобы дать одному государству концепцию развития торговли в целом по стране, но все еще слабую, является региональная связь с управлением торговлей, законодательство не в полной мере отвечает практическим требованиям торговых организаций.

Стратегической задачей государства является создание соответствующих условий для оперативного надзора за рынком и его экономической безопасности. Важно, чтобы фактическое состояние механизма стояло за конкуренцией, когда это необходимо. Такой подход означает оставление органами власти прямого воздействия на коммерческие предприятия и переход к процессам регулирования, происходящим на потребительском рынке в целом, административными мерами воздействия, в большинстве ситуаций регулирующего воздействия, на создание условий, обеспечивающих равноправие участников торговли, независимо от их правовой формы и вида собственности[3].

Основными задачами государственного регулирования торговли являются:

1) необходимость создания конкурентной среды, что обеспечивает стабильность системы товарного обращения и предупреждения возможных проявлений монополизма на потребительском рынке;

2) Организация защиты внутреннего рынка на основе регулирования процесса иностранных инвестиций и совершенствования таможенных правил и норм, проведение маркетинговых исследований внутреннего рынка с целью обеспечения развития структуры экспорта и импорта, увеличения доли товаров отечественного производства, рационализации платежной системы для конвертации национальной валюты, применения антидемпинговых процедур и др.;

3) содействие и укрепление нормативно-правовой базы торговой деятельности, формирование оптимальной организационно-правовой формы корпоративных структур, что может способствовать активизации предпринимательства;

4) мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для интеграции деятельности различных коммерческих структур путем создания общих торговых компаний, фермерских хозяйств, коммерческих, финансовых и промышленных групп, которые ориентированы на стимулирование деятельности отечественных производителей и перерабатывающей промышленности страны;

5) Разработка концепции совершенствования различных видов и видов коммерческих предприятий (магазины-складские, дисконтные, магазин, супермаркет, гипермаркет), в том числе создание современной розничной и оптово-розничной сети, основанной на единых подходах к формированию ассортимента, подбору, техническому оснащению, отделке и внешнему облику предприятий, использованию единых форм обслуживания;

6) эффективное движение товаров и развитие логистических услуг;

7) повышение эффективности контроля торговых бизнес-структур с точки зрения соблюдения финансовой, налоговой дисциплины, качества реализуемых товаров, высочайшего уровня сервиса, защиты прав потребителей на основе законодательства, лицензирования, сертификации, санитарных норм;

8) совершенствование трудового законодательства;

9) совершенствование механизмов корпоративного управления, защиты и прав акционеров, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и передачи этих прав для более эффективных собственников;

10) развитие диверсифицированной торговой инфраструктуры, предлагающей цивилизованные торговые форматы[4].

Проблемы сложности и сложности требуют решения на уровне государственного управления, которое сможет их реализовать. Следующие особенности торговых компаний, деятельность которых в основном осуществляется на местном уровне, потребности ее населения, государственное регулирование торгового сектора должны стремиться к четкому разграничению компетенции федеральных и региональных органов власти (Таблица 1).

Таблица 1 – Разграничение компетенций по регулированию торговой деятельности между уровнями управления

Уровень управленияРегулируемые проблемыКомпетенции органов управлении
Федеральныйобщие вопросы разработки государственной торговой политики с акцентом на: целевые программы; индикативные планирование; экономически обоснованные нормы; санкции; приоритеты в развитии разных элементов инфраструктуры-создание правовой основы единого рынка, в том числе налоговое, таможенное, валютное, антимонопольное, финансовое регулирование, квотирование, субсидирование, лицензионные и сертификационные нормы; -установление правил торговли отдельными товарами и правил оказания услуг; -разработка программ развития торговли и оценки последствий их реализации
Территориальныйсоздание механизмов реализации государственной торговой политики, учитывающей специфику региона— разработка торговой политики в регионе, поддержка торговли, предприятий, определяющих ситуацию на местном рынке или осуществляющих социальную. рост населения, содействие развитию малых форм торговли; -формирование условий для роста деловой активности в торговой сфере с помощью инвестиционной политики, системы местных налогов, сборов и процентов, условия кредитования, землепользования, аренды муниципального имущества; — регистрация и контроль за деятельностью участников торгового оборота, соблюдением финансовой, фискальной дисциплины, торговых стандартов, требований, качества товаров, уровня услуг, с санкциями в отношении нарушителей; — рационализация разрешений магазинов, объектов, оптово-розничной торговли; — отдел исследования и прогнозирования рыночных условий, а также информационно-консультационные услуги коммерческим предприятиям рынка.  

Лишь при условии рационального распределения полномочий и обязанностей между федеральным и территориальными уровнями государственной власти возможно достижение высокой восприимчивости и адекватности действия механизма государственного управления торговой сферой. В настоящее время продолжается формирование правовой базы для осуществления торговой деятельности самостоятельно хозяйствующих субъектов в конкурентной среде. Проводимые в стране реформы предполагают постоянные качественные изменения в экономической сфере, что, в свою очередь, связано со своевременным обновлением нормативной базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность в торговле.

В середине 2016 г. был подписан Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Согласно утвержденным поправкам к закону «О торговле» выплаты, которые ритейлеры получают от поставщиков, будут ограничены 5%. В эту величину войдут как бонусы за объем закупки, так и за рекламные, логистические, маркетинговые и другие услуги. По ранее действующему закону размер бонусов за закупки достигал 10%, выплаты по другим пунктам никак не ограничивались. Кроме того, поправками предусмотрено сокращение срока оплаты поставки до 8-30 дней, в то время как ранее сроки были 10-35 дней, в зависимости от вида продукции. С начала 2017 года все договоры с поставщиками заключаются согласно новому закону. Целью изменений в действующем законодательстве стала необходимость роста уровня конкуренции в торговле, снятие барьеров на пути сбыта продукции российских сельхозпроизводителей.


[1] Антикризисное бизнес-регулирование: Монография / В.М. Распопов, Е.В. Арсенова и др. Под ред. проф. А.Н. Ряховской. Финансовый университет при Правительстве РФ. М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2014. 240 с.

[2] Федеральный закон № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 03.07.2016.

[3] Дмитриева И.Е., Алихажиева М.П. Проблемы реализации программно-целевого метода в расходовании средств бюджетов // Синергия Наук. [Электронный ресурс]. 2017. № 14. Режим доступа: http: // synergy-journal.ru/archive/article0819/ (дата обращения: 18.01.2018).

[4] Нешитой А.С. Финансы и торговля в воспроизводственном процессе. Монография. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. 560 с.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *