Сущность и функции управления предприятием

🙂

Скачать текст в WORD

Управление – деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Предприятие – сложная динамическая система. Управление им включает работу в двух направлениях:

— управление функционированием;

— управление развитием (табл. 1) [14, с. 115].

Таблица 1 — Направления управления предприятием

Управление функционированием Управление развитием Организация четкого взаимодействия всех элементов, объединенных единой целью

Организация информационной системы

Контроль, анализ и др. – т.е. реализация всех функций управления Организация работы по повышению уровня обслуживания и профессионального мастерства сотрудников всех уровней

Постановка актуальных и при этом приемлемых целей

Работа по созданию новых продуктов

Разработка новых стратегий продвижения, выхода на новые рынки и т.д.

Особенности управления предприятиями отдельных видов (организационных форм предприятий) устанавливаются законодательством. Объективная необходимость управления любым субъектом хозяйствования обусловлена процессами разделения труда в производстве или другом виде деятельности.

Управление предприятием или другим первичным субъектом хозяйствования — это постоянное и системное влияние на деятельность его структур для обеспечения согласованной работы и достижения конечного положительного результата. Выделяют следующие функции управления, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные функции управления

Под планированием принято понимать вид управленческой деятельности, который связан с выявлением целей управляемой системы, выбором наиболее действенных методов и средств, которые позволят достичь поставленных перед предприятием целей, а также определением системы показателей, которые определяют ход работ по достижению поставленных целей.

Функция планирования реализуется через разработку системы планов, которые представляют собой работу, намеченную на определенный промежуток времени, с отражением целей, содержания, последовательности, приемов и методов, сроков выполнения.

Планы представляют собой не жесткие директивы, которым необходимо неукоснительно следовать, а индикаторы, показывающие, каким образом возможно достичь целей функционирования предприятия [8, с. 87].

Еще одной функцией управления предприятием выступает организация, основной задачей которой является формирование предпочтительной структуры управления организацией, а также обеспечение ее необходимыми ресурсами (трудовыми, основными средствами, финансовыми и др.)

Функция организация включает в себя следующее:

распределение работы среди сотрудников организации;

создание подразделений и отделов;

координация работы подразделений организации.

В настоящее время выделяют следующие основные типы организационных структур управления: линейная; функциональная; линейно-функциональная; штабная; проектная; матричная; дивизиональная. Их особенности отражены в таблице 2.

Таблица 2 – Особенности типов организационных структур

Тип организационной структуры Характеристика Линейная Во главе каждого подразделения стоит руководитель, который наделен необходимыми полномочиями и осуществляет единоличное руководство. Решения, которые принимает руководитель, являются обязательными для исполнения для всех нижестоящих звеньев. Следовательно, данная структура основана на принципе единоначалия и централизма Функциональная В данном случае выделяют линейные и функциональные воздействия, каждое из которых является обязательным для исполнения. Функциональные связи представляют собой набор общих и конкретных функций управления Линейно-функциональная Данная структура предусматривает наличие линейной структуры с выделением функциональных подразделений. Следовательно, в структуре выделяют линейные подразделения, которые выполняют в организации основную работу, а также специализированные функциональные подразделения Штабная Данная структура является разновидностью линейно-функциональной структуры, при которой функциональные подразделения объединяются в штабы при линейных руководителях. При этом связи подчиненности выступают в двух формах: заданий штабы получают от линейного руководителя; задания штабы получают от руководителя функционального подразделения вышестоящего уровня Дивизиональная Для данной структуры характерна горизонтальная структура с выделением отделений, каждое из которых представляет собой обособленное подразделение, имеющее право распоряжаться финансовыми потоками, развивать и выбирать рынки сбыта, партнеров по бизнесу и др. Матричная В данной структуре члены проектной организации подчиняются руководителю проекта, а также руководителям линейных и функциональных подразделений, в которых они работают постоянно. Руководитель проекта обладает необходимыми полномочиями, отвечает за результаты реализации проекта, контролирует его выполнение, распоряжается всеми видами необходимых ресурсов

Таким образом, можно сказать, что современная практика предлагает широкий диапазон типов организационных структур. При этом выбор конкретной организационной структуры зависит от специфики работы организации.

Организация управления реализуется через систему организационных положений, таких как регламенты, нормативы, инструкция, требования ответственности. Данные документы определяют и направляют порядок управления.

В качестве функции управления выступает и мотивация. Данная функция направлена на активизацию деятельности трудовых ресурсов предприятия.

Все существующие системы мотивации следует разделить на три основные группы:

— прямая материальная мотивация;

— косвенная материальная мотивация;

— нематериальная мотивация.

В России основным материальным стимулом выступает повышение размера заработной платы, поскольку величина заработка сотрудника должна быть существенной, иначе у него не возникает желания исполнять свои профессиональные обязанности.

Дополнительным стимулом выступают различного рода премии, это могут быть квартальные или ежемесячные премии, премии за стаж работы и др.

В сфере торговли, зачастую, используется такой инструмент материальной мотивации, как выплата премии в виде процента от выручки. Суть сводится к тому, что размер вознаграждения сотрудника не имеет фиксированной величины, он зависит от способности сотрудника стимулировать рост объемов продаж.

Еще одним направлением материальной мотивации выступают различного рода бонусы. При этом стоит иметь в виду, что если бонусы устанавливаются в виде фиксированной величины, они выступают в виде демотивационного фактора, поскольку сотрудник не заинтересован в росте качества своего труда, ведь от этого размер вознаграждения никак не зависит [11, с. 105].

В качестве инструментов косвенной материальной мотивации могут выступать:

— социальный пакет;

— бенефиты и др.

При этом социальный пакет может иметь несколько разновидностей:

1. Компенсационный пакет, который предлагается сотрудникам при поступлении на работу. Он может включать оплату проезда, льготное питание, абонемент в спортклуб, материальное поощрение к дню рождения, оплату обучения, проведение практики и стажировок детей сотрудников и др.

2. Компенсационный пакет, который зависит от стажа работы сотрудника в организации. Данный пакет может включать материальные выплаты по поводу ключевых событий в жизни сотрудников (бракосочетание, рождение ребенка и т.д.), предоставление беспроцентной ссуды, выплаты премии при отсутствии больничных листов, оплата добровольного медицинского страхования, выплаты в негосударственный пенсионный фонд и др.

3. Компенсационный пакет, который зависит от категории сотрудников организации. Он может включать оплату сотовой связи, оплату расходов по использованию личного транспорта, оплату фирменной одежды, организацию поездок на отдых и др.

К нематериальной мотивации относятся системы поощрения сотрудников, которые не предполагают выдачу сотрудникам материальных средств. Целью инструментов данной группы выступает повышение заинтересованности сотрудников в результатах своего труда, что повлечет за собой увеличение производительности труда и, как следствие, скажется на результатах работы всей организации в целом. В качестве инструментов нематериальной мотивации выступают проведение корпоративных мероприятий, которые способствуют улучшению психологического климата в организации; обеспечение карьерного роста; стимулирование свободным временем; устная или письменная благодарность сотруднику; выпуск внутрифирменной газеты с описанием заслуг сотрудника; размещение фотографии сотрудника на стенде лучших сотрудников организации и т.д.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что диапазон инструментов мотивации очень широк. Важно грамотно использовать его с учетом специфики организации и поставленных целей.

Контроль как функция управления представляет собой процесс, который обеспечивает достижение организацией поставленных целей. При этом в процессе контроля выделяют три основных элемента:

— установление нормативов, которые подлежат проверке;

— измерение полученных результатов и их сравнение с запланированными;

— разработка рекомендаций по устранению выявленных отклонений.

Принято выделять следующие виды контроля:

предварительный, который осуществляется до начала непосредственных работ. Его предназначение заключается в выявлении готовности системы к реализации необходимых работ;

текущий, который осуществляется в ходе выполнения работ;

заключительный, который осуществляется уже после того, как работа выполнена.

Важ  ой функцией управления выступает анализ и регулирование, заключающиеся в корректировке значений параметров управленческих процессов, если текущие результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Задача контроля состоит в том, чтобы зафиксировать отклонение от установленного стандарта, а функции анализа и регулирования направлены на то, чтобы не допустить такого отклонения либо минимизировать его.

Таким образом, изучив сущность и функции управления, охарактеризуем особенности управления предприятием ресторанного бизнеса [6, с. 96].

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *