Структура и свойства интеллектуального капитала

🙂

Скачать текст в WORD

Так как интел­лектуальный капитал признается одним из важных ресурсов современных организаций, обеспечивающих их конкурентоспособность, необходимо подробнее рассмотреть обще­признанные подходы (некоторые из них даже можно назвать классическими) к определе­нию его сущности и структуры.

Признанные пионеры в изучении интеллектуального капитала Лейф Эдвинссон и Майкл Мэлоун прибегают к метафоре, чтобы дать наглядное представление о его значе­нии для организации [35], сравнивая организацию с живым организмом — деревом. Исходя из наглядного представления, авторы [35] утверждают, что интеллектуальный капи­тал — это корни организации, скрытые условия развития, таящиеся за видимым фасадом ее зданий и товарного ассортимента.

К скрытым условиям развития организации относятся две группы факторов: челове­ческий и структурный капитал, которые являются составляющими интеллекту­ального капитала.

Категории интеллектуального капитала, по мнению Л. Эдвинссона и М. Мэлоуна, применимы не только к коммерческим организациям, но и к некоммерческим, а также к военным учреждениям и даже к правительствам.

Существуют и другие подходы к рассматриваемому понятию, например, подход, предложенный Томасом Стюартом. В своей работе [36, с. 82] Т. Стюарт изучает особен­ности интеллектуального (умственного) труда и признает знание главным источником  стоимости на рынке труда («рынки труда вознаграждают тех, кто работает головой, и дают шлепка тем, кто этого не делает»).

Информация и знания отличаются от денежных, природных, трудовых и технических ресурсов. В отличие от прочих ресурсов, особенности знаний заключаются в их изобилии. «Интеллектуальная энергия корпорации» включает два вида интеллектуального капитала (интеллектуальных активов):

1) «экспертиза» — постоянная совокупность специальных зна­ний и профессионального опыта, сопутствующая любому заданию, человеку или органи­зации;

2) инструменты увеличения совокупности знаний. Т. Стюарт указывает, что главный смысл его книги «Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций» заключается в утверждении, что «интеллектуальный капитал в Век информации превы­шает финансовый капитал». Т. Стюарт, используя схему Хьюберта Сент-Онжа и Лейфа Эдвинссона, предложил в структуре интеллектуального капитала (этих взаимосвязанных видов «интеллектуальной энергии корпорации») рассматривать три составляющие — чело­веческий, структурный (организационный) и потребительский капитал.

Интерес представляет также подход Энни Брукинг, которая считает, что интеллектуаль­ный капитал имеет давнюю историю существования: «он появился, когда первый бродячий торговец установил хорошие отношения с покупателем» — «доброе имя» [37, с. 30]. Невозмож­но не согласиться с утверждением автора, что современные компании не могут функциониро­вать без нематериальных преимуществ, их наличие усиливает конкурентные преимущества, что позволяет их считать активами. Исходя из этого, под интеллектуальным капиталом Э. Брукинг предлагает понимать термин, используемый для обозначения нематериальных активов, без которых компания не может существовать в современном мире

Структура интеллектуального капитала организации, представленная Э. Брукинг, со­стоит из четырех частей: рыночные активы, интеллектуальная собственность как актив, человеческие и инфраструктурные активы.

Рыночные активы — это нематериальные активы, связанные с рыночными операци­ями, которые обеспечивают компании конкурентные преимущества во внешней среде. Собственность, которая приобретена как результат умственной деятельности и защище­на законодательно, считается интеллектуальной. Интеллектуальная собственность как актив (интеллектуальные активы) являются важной составляющей успеха любой компа­нии, особенно компании, производящей технически сложную или инновационную про­дукцию. Человеческие активы (качества, присущие людям) — это совокупность коллек­тивных знаний сотрудников организации, их творческих способностей, умений решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков. Под инфраструктурными активами подразумеваются технологии, методы и процессы, кото­рые делают работу организации вообще возможной, они формируют среду, в которой сотрудники организации работают и общаются друг с другом [37].

Так же, как и Э. Брукинг, Даниел Андриссен и Рене Тиссен признают, что в совре­менном мире главным ключом к успеху в бизнесе являются нематериальные активы [38]. Авторы выделяют пять групп нематериальных активов (intangible assets).

В состав ценных ресурсов и приобретений входят: сложившаяся клиентская база, торговая марка и имидж, сеть поставщиков, интеллектуальный потенциал, обладание стандартами. В качестве первичных процессов и процессов управления рассматривают­ся: руководство и контроль, обмен информацией и управленческая информация. Навыки и неформализованные знания включают: ноу-хау и сферы компетенции, а технология и формализованные знания — патенты, руководства и процедуры. К области общих мораль­ных ценностей относится ориентация на потребителя, надежность, качество и др.

Навыки и неформализованные знания являются скорее активами человека. Посто­янно увеличивается число компаний, которые стараются управлять формализованными знаниями и активно их использовать. Способность превратить свой интеллектуальный капитал в источник дохода становится важнейшим условием успеха. Значительный объ­ем знаний заложен и в первичных (основополагающих) процессах. Планирование ресур­сов предприятия позволяет работникам пользоваться этим интеллектуальным капиталом, и богатые на знания компании все чаще к нему прибегают. Процессы управления также могут иметь решающее значение для создания корпоративной культуры, учитывающей особую роль знаний.

В связи с мировым признанием Японии страной с высокоразвитой промышленно­стью, где ведущими отраслями являются высокотехнологичные и наукоемкие отрасли, заслуживает внимания и «японский взгляд» на проблему интеллектуального капитала. Эксперты в области бизнеса Икуджиро Нонака и Хиротака Такеучи, описывая общую модель создания организационного знания, наглядно демонстрируют достижения успе­хов японскими компаниями благодаря их навыку и опыту в создании организационного знания [39]. Способность компании как единого целого создавать новое знание, распро­странять его по организации и воплощать в продукции, услугах и системах и есть ав­торское понимание сути создания организационного знания. В основе их теории лежит универсальный компонент организации — человеческое знание. Бизнес-организация не только использует знание, но и создает его. И. Нонака и Х. Такеучи предлагают разделе­ние человеческого знания на два типа.

Более важная роль, по мнению авторов [39], принадлежит второму типу знания — не­формализованному знанию. Именно оно и является наиболее важным компонентом кол­лективного человеческого поведения. И тот, и другой типы знания рассматриваются в качестве взаимодополняющих компонентов, а их взаимодействие образует основу стиму­лирования создания знания организацией — некий процесс, развивающийся по спирали.

Своеобразную позицию в отношении понимания интеллектуального капитала мож­но отметить у Хервига Фридага и Вальтера Шмидта: интеллектуальный капитал — это совокупность духовных и материальных потенциалов (возможностей и способностей), находящихся в распоряжении организации [40]. Потенциалы организации могут быть:

в сотрудниках, работающих в компании (знаниях и навыках сотрудников, культу­ре общения);

в людях, связанных с компанией — способе установления взаимоотношений и об­щения с партнерами (клиентами, поставщиками, инвесторами) и доступе к их знаниям и навыкам;

в структурах компании: потенциале машин, оборудования, материалов, средств связи и организационных структур;

в используемых компанией общественных ресурсах: системе образования, сети Интернет, окружающей среде, которые также содержат потенциал [40].

Необходимо указать также на разнообразие используемых взаимозаменяемых терми­нов: «интеллектуальные активы», «нематериальные активы», «неосязаемый капитал» и др. В связи с этим целесообразно уделить внимание подходу Уэнди Букович и Руфь Уилльямс, которые уже в предисловии к своей книге «Управление знаниями: руководство к дей­ствию» [41] объясняют использование различных терминов. Термин «активы, базирую­щиеся на знаниях» (knowledge based assets) для определения всех без исключения акти­вов, из которых организации извлекают стоимость, они намеренно заменили терминами «капитал знаний» (knowledge capital) или «интеллектуальный капитал». Поясняется эта замена так: термином «актив» называется любое «нечто», находящееся в собственности организации, но многие из наиболее важных источников стоимости для организации — ее работники и знания, которые находятся в их головах, — никогда не станут собственно­стью организации.

Интеллектуальный капитал, или знания (у У Букович и Р. Уильямс это взаимозаменя­емые понятия) — это все, что имеет стоимость для организации и заключено в работаю­щих в ней людях или возникает из производственных процессов, систем или организаци­онной культуры [41]. Интеллектуальный капитал включает: знания и навыки конкретных людей, нормы и системы ценностей, базы данных, методологии, программное обеспе­чение, производственный опыт (ноу-хау), лицензии, бренды, торговые секреты и т.д. Ко многим компонентам интеллектуального капитала следует подходить как к арендован­ным, взятым в лизинг, или заемным активам.

Отечественные ученые в своих суждениях о сущности понятия «интеллектуальный капитал» и его структуре придерживаются несколько иной точки зрения, хотя многие опираются на разработки зарубежных коллег. Так, в книге Бориса Борисовича Леонтьева дается такое определение интеллектуального капитала того или иного субъекта [42]: это стоимость совокупности имеющихся у него интеллектуальных активов, включая интел­лектуальную собственность, его природные и приобретенные интеллектуальные способ­ности и навыки, а также накопленные им базы знаний и полезные отношения с другими субъектами. Главная функция интеллектуального капитала состоит в его способности существенно ускорять прирост массы прибыли за счет формирования и реализации не­обходимых предприятию систем знаний, вещей и отношений, которые обеспечивают его высокоэффективную хозяйственную деятельность.

Составной частью интеллектуально­го капитала является интеллектуальная собственность. В отличие от интеллектуальных способностей, которые сложно выразить цифрами, единицами измерения, интеллекту­альная собственность может быть оценена и практически использована. Интеллектуаль­ный капитал — это не просто хорошие мозги, но и, как результат, хорошие технические и художественные решения. Это система капитальных устойчивых интеллектуальных пре­имуществ данной организации или фирмы на рынке [42].

В отличие от метафоры Л. Эдвинссона и М. Мэлоуна, показывающей значение ин­теллектуального капитала для организации, представленной в виде дерева, наш соотечественник Б.Б. Леонтьев предлагает сравнение, основанное на принципе подобия условий существования живой природы условиям существования бизнеса: три вида ка­питала соответствуют трем физическим состояниям вещества.

Природа и бизнес существуют только при сочетании в окружающей среде трех агре­гатных состояний вещества и капитала.

Физический капитал — это материальные активы и другие ценности, способные при­носить прибавочную стоимость; финансовый капитал — депозиты его обладателей и на их основе финансовые и денежные потоки, обеспечивающие его наращивание (денеж­ные средства, чеки, аккредитивы, переводы, акции и др.); интеллектуальный капитал составляет основу любого предприятия и является его ведущим капиталом. Его можно видеть и оценивать, но нельзя взять в руки. Это самый деликатный вид капитала и самый капризный. Еще одна точка зрения отечественных практиков на определение рассматриваемого понятия и соотношение понятий «интеллектуальный капитал», «интеллектуальная собственность» и «нематериальные активы» изложена в книге «Управление знаниями. Как превратить знания в капитал» [43]. Интеллектуальный капитал коммерческой организа­ции — это совокупность знаний, опыта, информации, квалификации и мотивации персо­нала, организационных возможностей, каналов и технологий коммуникации, способная создавать добавленную стоимость и обеспечивающая конкурентные преимущества орга­низации на рынке. Авторы указывают на способность интеллектуального капита­ла включать в свой состав нематериальные активы, у которых «отмечается» способность включать в свой состав интеллектуальную собственность.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *