Становление института несостоятельности (банкротства)

Исторические корни института несостоятельности (банкротства) в России уходят далеко в прошлое. В одном из первых законодательных актов Древней Руси (ХI-XII в.в.) – «Русской правде» выделялись два вида несостоятельности: несчастная (невинная) и злонамеренная (виновная). Несчастная несостоятельность возникала не по вине должника, а в силу различных форс-мажорных обстоятельств (пожар, наводнение и т.п.). Злонамеренная – возникала по вине должника, например в силу легкомысленного поведения купца (растрата, потеря товара в результате пьянства и т.п.). Как виновная, так и невиновная несостоятельности были коммерческими. Тогда же была установлена и очередность удовлетворения требований кредиторов. В первую очередь удовлетворялись требования князя, во вторую — иностранных купцов и в третью — требования соотечественников. В Вексельном уставе 1729 года несостоятельность связывалась с неакцептом векселя. Однако, поскольку такой подход не охватывал всего многообразия отношений связанных с несостоятельностью, в дальнейшем, развитие института несостоятельности формировалось на основе прецедентов создаваемых Коммерц-коллегией, (центрального государственного органа, решающего торговые споры). В решениях Коммерц-коллегии вводится понятие конкурсной массы.

Первой попыткой комплексного урегулирования отношений несостоятельности стало принятие 19 декабря 1800 года Банкротского устава – единого кодифицированного документа. В соответствии с этим уставом под несостоятельностью понималось такое имущественное положение лица (физического или юридического), при котором оно было не в состоянии удовлетворить требования своих кредиторов. Банкротский устав выделяет три вида несостоятельности: несчастная, неосторожная и злостная. Несостоятельность могла быть признана несчастной только при наличии форс-мажорных обстоятельств, которые наступили для должника (пожар, наводнение, иные стихийные бедствия). Несостоятельность неосторожная признавалась в отношении должника, который совершил виновные действия в форме неосторожности (потерял товар, не принял меры к сохранности товара и т.п.). Несостоятельность признавалась злостной когда должник предпринимал попытки сокрытия части или всей конкурсной массы. В уставе предусматривалась возможность введения в отношении должника обеспечительных мер, причем обеспечение применялось как к личности должника (арест), так и к его имуществу (арест имущества). В 1832 году принимается новый Устав о несостоятельности, который оказался менее удачным чем Банкротский устав. В частности вводилась очень сложная система родов и разрядов должников. Устанавливалось преимущественное (при удовлетворении требований) положение религиозных организаций. Во вторую очередь удовлетворялись требования по оплате труда рабочих. В третью очередь удовлетворялись требования казны и остальных кредиторов. Этот Устав вводит понятие и определяет правовой статус кураторов, выполняющих функции по управлению имуществом должника. Куратор мог оспаривать сделки должника. Дальнейшее развитие института несостоятельности нашло отражение в Указах Сената. Указ Сената 1806 года установил запрет привлечение куратора из лиц не являющихся кредиторами должника. Указ Сената 1809 установил порядок прекращения конкурсного производства, при наличии только одного кредитора. С 1846 года действие норм торговой несостоятельности было распространено на дворянство. На развитие института несостоятельности повлияла и проводимая судебная реформа 1861 года, что обусловило появление Указа Сената 1868 года, который установил подсудность и подведомственность дел о несостоятельности. В законодательстве Российской Империи этого периода четко разграничивались торговая и неторговая несостоятельность. Конкретизируется правовой статус конкурсного управляющего и полномочия суда при его назначении. Однако, общей чертой законодательства о несостоятельности в Империи являлась трудность его правоприменения.

После октябрьской революции 1917 года единственными нормативными актами регулирующими отношения несостоятельности были Гражданский кодекс РСФСР 1922 года и Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 года. С 1930 года, правовое регулировании отношений несостоятельности в СССР прекращено. Прекращение СССР и переход России к рыночной экономике, потребовал воссоздания института несостоятельности (банкротства) для удаления неэффективных участников рыночных отношений из хозяйственного оборота. Воссоздания института несостоятельности началось с принятием Закона РФ от 19.11.1992 № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (РГ, № 279, 30.12.1992). Основным недостатком указанного законная являлся заложенный в его основу критерий неоплатности, который существенно затруднял применение положений закона на практике. За период действия закона с 1992 по 1998 годы было возбуждено и рассмотрено всего около 1000 дел о банкротстве во всех арбитражных судах РФ. Закладывая критерий неоплатности в основу Закона о банкротстве 1992 года законодатель предоставил необоснованные преимущества должнику, затруднил формирование доказательной базы по делу, что привело к невозможности эффективного использования института банкротства в борьбе с недобросовестными должниками. Все это предопределило принятие в 1998 году нового Федерального закона от 08.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (СЗРФ, 1998, № 2, ст. 222) (Закон о банкротстве 1998). В этом законе законодатель частично отказался от критерия неоплатности и заменил его критерием неплатежеспособности. Однако, в целом, Закон о банкротстве 1998 в большей степени был направлен на защиту интересов кредиторов. Явно выраженный уклон в сторону кредиторов, превратил Закон о банкротстве 1998 года из средства оздоровления экономики в эффективное средство рейдерских захватов, привел к разорению многих вполне платежеспособных предприятий. Эти обстоятельства привели к необходимости разработки и принятия нового закона о несостоятельности (банкротстве). Принятый Федеральный закон от 26. 10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Закон о банкротстве 2002) занимает центральное место в системе правового регулирования отношений связанных с несостоятельностью (банкротством) должника. Задачами этого закона являются, с одной стороны исключение из хозяйственного оборота неплатежеспособного субъекта, а, с другой- предоставление возможности добросовестным субъектам (должникам), оказавшимся временно в трудном финансовом положении, восстановить платежеспособность под контролем арбитражного суда и кредиторов. В этом смысле институт банкротства служит дополнительной гарантией реализации возможности возвращения финансовой стабильности добросовестным должникам. В настоящее время процесс формирования нормативной базы института несостоятельности (банкротства) нельзя считать завершенным. В литературе отмечается, что наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений с ясными представлениями о целях, которые должны быть достигнуты и о системных последствиях внесения соответствующих изменений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *