Средневековая культура. Начало Ренессанса

Наука и богословие. Общественная мысль в Средние века разви­валась в рамках христианской веры. Высшим авторитетом являлась Библия. Однако это не исключало жарких споров по самым разным вопросам. Философы искали общие закономерности развития при­роды, человеческого общества и их взаимоотношения с Богом.

XI век стал временем рождения схоластики. Схоластике прису­ще подчинение мысли авторитету. Один из схоластов сформули­ровал тезис, что философия есть служанка богословия. Предпола­галось, что всякое знание имеет два уровня — «сверхъестествен­ное», даруемое в откровении Богом, и «естественное», отыскива­емое человеческим разумом. «Сверхъестественное» знание можно было получить, изучая Библию и писания отцов церкви. «Есте­ственное» знание отыскивалось человеческим разумом в сочине­ниях Платона и Аристотеля.

Скачать текст в WORD

В XII в. противоборство различных направлений в схоластике привело к открытому противостоянию авторитету церкви. Возгла­вил его Пьер Абеляр, которого современники называли «самым блестящим умом своего века». Абеляр ставил необходимым пред­варительным условием веры понимание. Противником Абеляра был Бернар Клервоский. Он являлся одним из наиболее видных пред­ставителей средневековой мистики. В середине XV в. по схоластике нанес удар Николай Кузанский. Он настаивал на обособлении изу­чения природы от богословия.

Своеобразным явлением средневековой науки, которая была переплетена с верой, стала алхимия. Главной задачей всех алхими­ков было нахождение способа превращения простых металлов в золото, происходившего якобы при помощи так называемого «фи­лософского камня». Алхимикам принадлежит открытие и усовер­шенствование составов многих красок, металлических сплавов, лекарств.

Развитие образования. С XI в. начинается подъем средневековых школ. Обучение в школах велось сначала только на латинском языке. Благодаря знанию латыни ученые разных стран могли свободно общаться между собой. Лишь в XIV в. появились школы с препода­ванием на национальных языках.

Основой образования в Средние века являлись так называемые «семь свободных искусств». Их делили на два уровня: начальный, куда входили грамматика, диалектика и риторика, и высший, включавший астрономию, арифметику, геометрию и музыку.

В XII — XIII вв. с ростом городов набирали силу городские шко­лы. Они были неподвластны прямому влиянию церкви. Учащиеся-школяры стали носителями духа свободомыслия. Многие из них писали остроумные стихи и песни на латинском языке. Особенно доставалось в этих песнях церкви и ее служителям.

Университеты. Существовавшие в некоторых городах школы превращались с XII в. в университеты. Так назывался союз школя­ров и преподавателей для учебы и защиты своих интересов. Пер­вые высшие школы, подобные университетам, появились в ита­льянских городах Солерно (медицинская школа) и Болонья (юри­дическая школа). В 1200 г. был основан Парижский университет. В XV в. в Европе было уже около 60 университетов.

Университеты обладали широкой автономией, которую даро­вали им короли или папы. Преподавание велось в форме лекций и диспутов (научных споров). Университет подразделялся на факуль­теты. Младшим, обязательным для всех студентов, был артисти­ческий факультет. Здесь преподавали «семь свободных искусств». Старших факультетов было три: юридический, медицинский и бого­словский. Основой образования во многих университетах являлись труды Аристотеля, которые стали известны в Европе через му­сульманскую Испанию. Университеты, являясь центрами знаний, играли важную роль в культурном развитии.

Архитектура. Скульптура. С ростом городов интенсивно разви­вались градостроительство и архитектура. Возводились жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды и купеческие склады. В центре города обычно находился собор или замок. Вокруг глав­ной городской площади строились дома с аркадами. От площади в разные стороны расходились улицы. Вдоль улиц и набережных вы­страивались дома в 2 — 5 этажей.

В XI —XIII вв. в европейской архитектуре господствовал роман­ский стиль. Такое название возникло, поскольку зодчие использо­вали некоторые строительные приемы Древнего Рима. Для роман­ских храмов характерны массивные стены и своды, наличие ба­шен, маленькие окна, обилие арок.

Соборы в готическом стиле стали строить с XII в. в Северной Франции. Постепенно этот стиль распространился по всей Запад­ной Европе, оставаясь господствующим до конца Средневековья. Готические соборы возводились по заказу городских коммун и подчеркивали не только могущество церкви, но силу и вольность городов. В готическом соборе легкие, ажурные стены как бы ра­створялись, уступая место высоким узким окнам, украшенным великолепными цветными витражами. Внутреннее пространство готического собора озарено светом витражей. Ряды стройных стол­бов и мощный взлет остроконечных стрельчатых арок создают чувство неудержимого движения ввысь и вперед.

Огромной выразительной силой обладала готическая скульп­тура. Человеческие страдания, очищение и возвышение через них отражены на лицах и в фигурах. Живопись в готических соборах была представлена главным образом росписью алтарей.

Изобретение книгопечатания. Изобретение печатного станка произвело переворот не только в книжном деле, но и в жизни

всего общества. Создателем европейского способа книгопечата­ния считается немец Иоганн Гутенберг. Его способ (печатный на­бор) позволил получать произвольное число одинаковых оттис­ков текста с формы, составленной из литер — подвижных и легко заменяемых элементов. Гутенберг первым применил пресс для получения оттиска, разработал рецепты типографской краски и сплава для отливки литер.

Первая печатная страница Гутенберга датируется 1445 г. Пер­вым полным печатным изданием Европы стала в 1456 г. 42-строч­ная Библия (2 тома, 1282 страницы). Открытие Гутенберга сдела­ло книгу, а вместе с ней знания намного более доступными для широкого круга грамотных людей.

Раннее Возрождение. В XIV—XV вв. в культуре Европы проис­ходят большие перемены, связанные с невиданным взлетом на­уки, литературы, искусства. Это явление получило название Воз­рождения {Ренессанса). Деятели Возрождения считали, что после гибели античности наступил период упадка — Средние века. И только теперь начинается возрождение античной образованно­сти, науки, культуры. Родиной Возрождения являлась Италия, где сохранилось многое из античного наследия и куда бежали, спаса­ясь от турок, образованные люди из Византии. С XIV в. любители античности развивали идеи гуманизма (признание ценности чело­века как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей). Позже их самих начали называть гуманистами. Центрами гуманизма становятся Флоренция, Венеция, Милан.

Одним из ведущих направлений в первой половине XV в. был гражданский гуманизм. Его основоположником был Леонардо Бру-ни, высшее должностное лицо Флорентийской республики. Он перевел с греческого на латинский ряд сочинений Аристотеля, а также писал собственные работы, среди которых «История фло­рентийского народа».

Еще один выдающийся итальянский гуманист XV в. Лоренцо Вата четко поставил вопрос о соотношении светской культуры и христианской веры. Культура, считал Валла, — одна из сторон духовной жизни, не зависящая от церкви. Она отражает и направ­ляет мирскую жизнь, побуждает человека жить в согласии с са­мим собой и окружающим миром. Иное направление в итальянском гуманизме XV в. представля­ло творчество Леона Баттиста Альберти. Он был мыслителем и писателем, теоретиком искусства и архитектором. У Альберти гу­манистическая концепция человека основана на философии Пла­тона и Аристотеля, Цицерона и Сенеки. Ее главный тезис — гар­мония как один из основных законов бытия. Законам гармонии подчиняется и вселенная, и внутренний мир человека. Гуманист утверждал идеал активной гражданской жизни, в которой чело­век может раскрыть природные свойства своей натуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *