Специфика реализации проектов в сфере туризма в Aрхангельской области РФ

Поскольку природа Архангельской области характеризуется значительными возможностями для развития экологического туризма: разнообразность, привлекательность, уникальность ландшафтов, ещё не захваченных процессом урбанизации — можно говорить о том, что перспективы развития данного направления довольно велики.

Экстремальный туризм — в широком смысле один из видов туристического отдыха, в той или иной степени связанный с риском.

Иногда под экстремальным туризмом понимают отказ от новейших электронных и механических приспособлений, помогающих выжить (GPS и другие навигаторы, огнестрельное и иное оружие, кроме ножа). «Выживальщик» (именно так называется человек, занимающийся экстремальным туризмом) берёт с собой только самые древние и необходимые вещи: нож, флягу, спички или кремень. Выживальщику следует знать о свойствах растений, грибов и об опасностях, которые представляют животные и насекомые в местности, на которой он и будет заниматься экстремальным туризмом. Также за неимением навигатора следует взять компас, аптечку по необходимости.

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

Ледоколы в Арктике Суровый романтизм Арктики каждый год привлекает к себе внимание все большего количества туристов. В этих условиях Россия, как страна, которой принадлежит значительная часть арктических вод и земель, безусловно, остается одним из главных поставщиков туристических услуг за полярным кругом. Популярный вид туризма в Арктике — круизы на ледоколах.

Ледоколы — основной вид транспортных средств в Арктических водах. Учитывая большой спрос на туры в Арктику, в первую очередь среди состоятельных европейцев, каюты и палубы многих ледоколов были переоборудованы с тем, чтобы уровень комфорта мог соответствовать требованиям западного туриста. К слову, туры в Арктику не пользуются популярностью у самих россиян. Доля российских граждан в общем объеме составляет не более 4%. Одно из самых известных круизных судов в Российской Арктике — ледокол «Капитан Драницын», принадлежащий Мурманскому морскому пароходству. Этот корабль участвовал в круизных рейсах на самые известные острова Арктики — на Архипелаг Земля Франца Иосифа, к Шпицбергену, на Новую Землю. Средняя стоимость круиза на ледоколе «Капитан Драницын» к островам Арктики — около 3 500 — 4000 Eur.

Также пользуются спросом круизы на атомном ледоколе-гиганте «Ямал». Судно обслуживает двухнедельные туры на Северный полюс. Стоимость подобного круиза — около 12 000 Eur.

Кроме, собственно, ледоколов в арктических морях также ходят и научно-исследовательские суда, которые представляют услуги по организации туров в Арктике. Одним из самых известных судов такого типа является «Академик Йоффе». Средняя стоимость круиза на судне «Академик Йоффе» — 2 500 — 3000 Eur.

Таким образом, подводя итог, можно сделать следующий вывод, туризм явился плодом проведения социальной политики, которая привела к предоставлению трудящимся ежегодных оплачиваемых отпусков, что одновременно является признанием права человека на отдых и досуг. Туризм имеет огромный запас культурного и духовного содержания. На практике, и это подтверждает проведенный нами анализ материала, духовное содержание туризма должно преобладать над сегментами экономического и материального характера и в полной мере влиять на гармоничное развитие личности. Будучи средством познания и приобщения людей к вершинам цивилизации, туризм открывает доступ к историческим и культурным ценностям разных стран и народов. Он содействует признанию самобытности культур, национальных и общечеловеческих ценностей.

Арктика может стать одним из туристических центров России, наряду с Сочи, Байкалом и Санкт-Петербургом. Зарубежный опыт это подтверждает. Однако в нашей стране данное направление развития туристического бизнеса долгое время находилось на уровне идеи или имело вид бонуса для «пресытившихся Куршавелем». Для того, чтобы Арктика стала доступной для рядового туриста, нужно развивать соответствующую инфраструктуру, а для этого необходимы немалые инвестиции и, что не менее важно, содействие властей, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Поток туристов в «Русскую Артику», один из самых новых и недоступных национальных парков России, вырос в 2012 году с 800 до тысячи туристов, сообщил директор парка Роман Ершов. В настоящее время наблюдается значительный рост посещаемости парка туристами. Преимущественно речь идет об арктическом круизном туризме. В прошлом году приехало более 800 туристов, в этом году уже более тысячи. И что самое замечательное — «наблюдается рост числа российских граждан», — сообщил Ершов.

Сейчас «Русскую Арктику» в основном посещают европейские туристы. По словам директора, задачей парка в этой связи является создание туристской инфраструктуры, которая в первую очередь будет способствовать сохранению природы и памятников истории и культуры, в том числе на Земле Франца Иосифа.

Национальный парк «Русская Арктика» был создан в 2009 году с целью выполнения российской стороной международных обязательств по охране природы Арктики. Расположен в северной части архипелага Новая Земля на землях общей площадью 1,4 миллиона гектаров, в том числе 794 тысячи гектаров водной площади. На островах национального парка находится один из важнейших очагов размножения белого медведя карско-баренцевоморской популяции, расположены основные круглогодичные береговые лежбища моржей, в прибрежных водах обитают два вида очень редких морских млекопитающих — нарвал и гренландский кит.

В настоящее время активно горными лыжами занимается не менее 80-100 млн. человек. Соответственно, данная сфера деятельности заслуживает отдельного внимания, но успешно заниматься ее развитием можно при условии, что будет проведен тщательный анализ особенностей проектирования и выбора места под размещение.

Впервые о развитии горнолыжного спорта заговорили в середине XX века. Первые курорты появились в Альпах (Европа). И за прошедшие десятилетия горнолыжный спорт из занятия для избранных стал массовым видом отдыха, привлекающим миллионы людей.

Вплоть до конца XX века поклонники горнолыжного спорта были вынуждены кататься только в холодное время года на открытых природных плоскостных объектах. Это были трассы для беговых и горных лыж, катки или сноупарки. Возможность их использования была ограничена природными условиями [1, с. 75].

Увеличение интереса к горным лыжам привело к необходимости создания и повсеместному внедрению снежных пушек и генераторов снега. Это позволило создавать снег в нужных объемах даже внутри помещений. Так появились крытые комплексы для горнолыжных дисциплин. Они стали принципиально новым типом объемных спортивных объектов, внутри которых искусственно создается нужная среда и можно круглогодично кататься на лыжах, заниматься зимними видами спорта.

Первый в мире крытый горнолыжный комплекс был построен в 1987 году в Австралии. По форме он напоминал рампу в виде спирали. Длина комплекса 120 м, ширина — 19 м. Высота искусственного снежного покрова достигала 19 см. Максимальный перепад высот — 12 м. Высота купола здания равна 50 м, диаметр — 175 м.

Холодильные установки, техническая зона разместились под импровизированным горным куполом. Трасса огибает купол по спирали. Создатели комплекса в качестве основы при выборе стиля взяли традиционную альпийскую деревню. Вдоль наружных границ разместили пункты проката, магазины, рестораны, зоны отдыха. Комплекс просуществовал относительно недолго. Уже в начале XXI века его оборудование считалось устаревшим. Комплекс закрылся.

Важно подчеркнуть, что строительство крытых горнолыжных комплексов требует значительных расходов и на этапе проектирования, и на этапе эксплуатации. Приходится постоянно поддерживать определенный микроклимат, опираясь на инновационные технологии. Главная сложность в данной ситуации — комплексы имеют значительные размеры, что усложняет решение проблемы с поддержанием одинаковой температуры на всей дистанции [2].

Не менее сложная задача — создание рельефа, имитирующего горный склон. Конструкции и широко-пролетные элементы должны выдерживать значительные нагрузки. Как полагают эксперты, в среднем подобный комплекс окупится за 60 лет.

Но, как показала практика, значительные расходы на строительство и содержание не препятствуют повсеместному распространению подобных объектов в мире. На текущий момент эксплуатируется не менее 70 крытых горнолыжных комплексов. Ведутся работы по проектированию и строительству еще нескольких десятков.

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

Важно определить, чем вызван подобный интерес и к развитию горнолыжного спорта, и непосредственно к строительству подобных комплексов. Среди наиболее очевидных причин необходимо назвать стремление людей заниматься горными лыжами в непосредственной близости от места проживания, в том числе, на равнинах, в теплом климате. Благодаря своему необычному, эксцентричному дизайну крытые комплексы привлекают к себе внимание, часто становятся доминантой городского пейзажа.

Не менее значим и технический прогресс. Строительство объемных комплексов требует разработки и внедрения новых технологий, в частности, в вопросах создания объемных конструкций. Значительно сокращается временной интервал, необходимый на внедрение инновации в реальное производство.

Интерес к строительству крытых горнолыжных комплексов отчасти связан и с климатическими изменениями. Значительная часть природных трасс непригодна к использованию значительную часть года.

Если говорить о России, то здесь крытый горнолыжный комплекс работает всего один — КГЛК СНЕЖ.КОМ в Москве. Предпринимаются попытки преобразовать действующие открытые комплексы в закрытые. Речь идет о комплексах «КАНТ» и «Воробьевы горы». Но в данных случаях приходится решать многочисленные проблемы, связанные с выбором объемно-планировочных, технологических решений. Не проработана к данному моменту времени и нормативно-правовая база, которая позволит сделать безопасным использование подобных комплексов.

Для реализации крытого  многофункционального горнолыжного комплекса  СНЕЖ.КОМ было выбрано достаточно необычное решение. Комплекс в поперечном сечении представляет собой эллипс. Трасса имеет длину 400 м, ширину 60 м. Максимальный перепад высот составляет 65 м. Само помещение, в котором катаются на лыжах, имеет высоту 12 м. Особого внимания заслуживает высота снежного покрова. Если на трассе она составляет 30-60 см, то на стартовом участке, в зоне торможения она достигает 1,5 м. Для подъема наверх предусмотрены подъемники: четырехместный кресельный и буксировочный. Одновременно в комплексе могут заниматься до 800 человек.

Функционально комплекс разделен на две части — непосредственно склон и административно-развлекательная зона. Общая площадь достигает 15 000 кв. м. Помимо горных склонов посетителей приглашают в развлекательно-оздоровительный комплекс, занимающий 10 000 кв. м. Его высота достигает четырех этажей. На территории разместился каток, соответствующий олимпийским критериям, раздевалки, площадка для детей, зал для игр, кафе, рестораны, магазины различной направленности. Здесь же размещен страйбольный тир, лабиринт для лазерного пейнтбола, бассейн, сауны и конференц-зал [3] .

Важно подчеркнуть: несмотря на разнообразие предлагаемых видов отдыха, окупаемость комплекса находится на достаточно низком уровне. В летнее время желающих кататься на горных лыжах мало. Лето в центральном регионе бывает жарким, но оно достаточно короткое. Большая часть населения стремится провести немногие теплые дни не в искусственной атмосфере под кондиционерами, а на природе. О катании на лыжах многие вспоминают только осенью.

С этой точки зрения более перспективным считается строительство горнолыжных комплексов в южных странах и регионах, там, где снега нет вообще. Особого внимания заслуживает комплекс Ski Dubai.

Летом 2002 года компания MAF Investments объявила о проведении конкурса, победитель которого получал право заниматься проектированием Ski Dubai. По результатам работы жюри победителем была объявлена компания Acer Snowmec (Великобритания). Важно подчеркнуть, что Acer Snowmec не является новичком в вопросах проектирования горнолыжных комплексов. Ее специалисты уже работали над несколькими проектами, в частности, над Xanadu (Испания), Xscape-Crystal Mountain и World of Snow-Telford (Великобритания). Но все они были меньшего размера, чем комплекс, запланированный MAF Investments. К тому же все предшествующие комплексы только частично были предназначены для катания на лыжах. Менее сложными были и внешние условия. Так, в Дубае даже в зимнее время не «холодает» ниже +250С, летом воздух прогревается до +500С в тени.

Для здания Ski Dubai была выбрана очень необычная форма — в виде авиакрыла изогнутой формы. Один конец крыла – пик горы — поднимался над землей на 85 м. Опорой для него служили колонны из железобетона. Противоположный край крыла соединяется со зданием, в котором по плану должны разместиться зоны отдыха, кафе, бары, рестораны, гостиничный комплекс.

Особый интерес представляет собой внутренний дизайн. Для обустройства рельефа в качестве образца был выбран склон реальной горы. В «крыле» разместились не только лыжные склоны, но и трассы для бобслея и занятий сноубордом, тобоганом. Особое внимание уделено детям, под детскую площадку отведено 3000 кв. м. Здесь предусмотрен снежный тир, ледяная пещера, «замерзший» водопад. По мнению, британских проектировщиков, необходимо даже посадить живые ели на склонах для большего сходства с реальной горой.

Так же, для создания условий, максимально приближенных к реальным, запланировано, что спуск будет покрыт слоем снега толщиной до 100 см. Для этого проектом предусмотрены десятки снеговых пушек (Snowflake Machine). Их конструкция оригинальна и принадлежит Acer Snowmec. Как заверили разработчики, снег получается экологически чистым, его можно считать лучшим в мире. При этом пушки работают не залпами. Их разместили на потолке, и посетители катаются под падающими «изящными снежинками». Гарантирована иллюзия «настоящей зимы». При этом на производство одного килограмма снега, как заверили разработчики Snowflake Machine, тратится не более 1,5 доллара США [4].

Ранее в данной статье указывалось, что при выборе места под строительство крытых горнолыжных комплексов часто выбираются равнинные территории, жители которых лишены возможности кататься на лыжах по естественным спускам. Именно такой, равнинный комплекс возводится в Дании (Раннерс). Проектировочное бюро CEBRA готовит проект комплекса, общая площадь которого составит 100 000 кв. м. Если проект будет выстроен в запланированном объеме, то жители Дании получат возможность кататься на лыжах, не выезжая за пределы страны. Собственных гор или горных отрогов здесь нет.

Для строительства выбран город Раннерс, раскинувшийся по берегам реки Гудено, наиболее крупной в Дании. В городе отмечается и недостаток мостов, и дефицит «знаковых» сооружений, привлекающих всеобщее внимание. В то же время вся страна испытывает дефицит горнолыжных трасс. Здесь есть снег, зимы достаточной длины, но нет возможности обустроить природные трассы для любителей катания на горных лыжах.

Если принимать во внимание только комплекс, не учитывая окружение, то сложно поверить в то, что он является самым большим в мире. Объемы «скрадываются» плавными изгибами и минималистичным экстерьером. Основу объекта составят три массивные арки, нависающие над рекой. Максимальная высота комплекса составит 110 метров. Внешняя сторона средней арки будет отдана скейтбордистам, поклонникам BMX. Крыша нижней арки будет зеленого цвета, на ней будут проводиться мероприятия различного характера.

Для удобства посетителей около каждого спуска будет обустроена собственная канатная дорога. Подняться с одного уровня на другой можно будет на лифтах или эскалаторах, расположенных в центре всей конструкции.

В комплексе запланировано 4 спуска под крышей и 2 — под открытым небом. Общая протяженность трасс составит 3 км. Здесь же смогут пользоваться специальными трассами любители скейтборда и BMX или мотокросса на велосипедах. Так же на территории комплекса разместятся гостиницы, рестораны, магазины. Крыша нижнего уровня будет отдана под размещение парковой зоны.

Значительная часть имеющихся горнолыжных комплексов строится без окон. В Дании все здания будут дополнены панорамными окнами, из которых можно будет любоваться видами на город, реку, окружающие долины. Период окупаемости данного проекта пока не определен.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что во всем мире активно строятся горнолыжные комплексы, рассчитанные на всесезонное использование. Но при этом информация, как по сданным в эксплуатацию, так и по находящимся на стадии проектирования, практически недоступна.

В то же время важно выделить, что для каждого подобного комплекса выбираются особые архитектурные формы, что способствует развитию и непосредственно архитектуры, и строительной сферы. В данном случае функция здания относится к высокотехнологичным процессам. Но в большинстве случаев тип объекта, его размеры и назначение часто определяются экономическим эффектом от строительства, сроком окупаемости и затратами.

Арктический туризм — разновидность Северного туризма, использующего географический принцип учета въездных туристических потоков на территорию арктических районов.

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

Основные проблемы, связанные с развитием арктического туризма, следующие:

  1. Недостаток инфраструктуры
  2. Пренебрежение природными процессами
  3. Развитие туризма плохо спланировано

4.      Недостаточные экологические знания организаторов
экскурсий.

  • Низкий уровень образования
  • Пренебрежение несущей емкостью

Ухудшение природных ресурсов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *