Современный этап развития клиринговой деятельности в России

🙂

Скачать текст в WORD

Клиринговая деятельность подразумевает управление рисками, которые связаны с организацией расчетов по сделкам, и контроль за осуществлением расчетов между любыми субъектами сделок со стороны специализированной структуры.

При этом очевидно, что клиринг на организованном финансовом рынке должен осуществляться на основе эффективной и удобной для клиентов системы обслуживания.

В целях разделения биржевой и клиринговой деятельности, в первую очередь на валютном рынке, в рамках «Московской биржи» (ранее Группы ММВБ) в рассматриваемый период был создан специализирующийся на клиринге банк — ЗАО АКБ «Национальный Клиринговый Центр» (далее — НКЦ). Лицензия Банка России предоставляет НКЦ набор опций (включая кредитование), необходимых для осуществления клиринговой деятельности, в том числе на рынке ценных бумаг.

В 2012 году НКЦ получил сертификат соответствия международному стандарту системы менеджмента качества ISO 9001:2008. Получение такого сертификата означает, что деятельность Банка сфокусирована на улучшении качества услуг и сервисов, предоставляемых клиентам, а также подтверждает зрелось системы управления и готовность менеджмента к ее постоянному совершенствованию.

Также в 2012 году произошло получение лицензии Банка России на осуществление операций с драгоценными металлами. В результате созданы предпосылки для развития клиринговых сервисов на новом сегменте рынка – рынке драгоценных металлов и расширения стратегических областей бизнеса НКЦ.

На 01.01.2013 г. был достигнут 35-процентный рост собственных средств НКЦ, размер которых за отчетный период увеличился с 9 млрд. 999 млн. до 13 млрд. 501 млн. рублей. В свою очередь чистая прибыль  выросла в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 83,5 % (до 3,5 млрд. рублей).  В результате  показатель рентабельности капитала по итогам 2012 г. достиг  34% — уровень беспрецедентно высокий для российской банковской отрасли.

Такая позитивная динамика финансовых показателей соответствует стоящей перед НКЦ, как центральным контрагентом, задаче поддержания достаточности финансовых ресурсов Банка, ориентируясь на полноценную оценку рисков с учетом состава участников и состояния обслуживаемых рынков.

По величине собственных средств (капитала) НКЦ занимал в 2013 году позицию, близкую к уровню самых высоко капитализированных клиринговых домов Европы.

Рисунок 5 – Величина капитала клиринговых организаций

Среди других значимых итогов деятельности НКЦ в 2013 года, характеризующих развитие клиринговой деятельности, следует отметить:

— организация клиринга на условиях частичного преддепонирования по новым инструментам валютного рынка — сделкам SWAP сроком до 180 дней;

допуск на валютный рынок профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся банками;

завершение перехода на клиринговое обслуживания на всех рынках на основании одного заключенного с участником универсального договора.

Реализация в течение отчетного года новых проектов позволила продолжить развитие рынков и расширение клиентской базы ЗАО АКБ «Национальный Клиринговый Центр»:

по состоянию на 31 декабря 2013 г общее число участников клиринга составило 793;

Рисунок 2.2 – Количество участников клиринга

количество сделок, по которым осуществлен клиринг, достигло 298 808 076 за год. Данные результаты представлены тремя секторами рынка: валютным, фондовым и рынком FORTS/ Standard;

Рисунок 2.3 – Количество сделок, по которым осуществляется клиринг

объем определенных по итогам клиринга обязательств участников клиринга составил более 713 287 483 млн. руб.

Рисунок 2.4 – Объем обязательств, определенных п итогам клиринга (млн. руб.)

Успешная реализация бизнес проектов позволила НКЦ обеспечить рост объемов оказанных участникам клиринга услуг и, вследствие этого, значительно увеличить получаемое Банком комиссионное вознаграждение. Его общая сумма за 2013 г. составила более 2 млрд. 555 млн. руб., что в 2,7 раза выше аналогичного показателя за 2012 год.

В перспективе НКЦ сможет исполнять функции центрального контрагента, что позволит сформировать на «Московской бирже» систему заключения, клиринга и исполнения сделок. Как известно, институт центрального контрагента по сделкам (Central Counterparty, CCP) успешно используется всеми ведущими биржевыми площадками мира. Однако сама биржа не может самостоятельно выполнять такую функцию на валютном рынке, поскольку операции с валютой согласно российскому законодательству вправе проводить только банки.

Кроме того в 2013 г. НКЦ выполняло:

осуществление клиринга с частичным обеспечением по сделкам купли-продажи ценных бумаг со сроками исполнения до Т+2 с участием центрального контрагента (коды расчетов — Y0, Y1, Y2);

осуществление клиринга по сделкам РЕПО с участием центрального контрагента (коды расчетов — T0/Y1, Y0/Y1, Y1/Y2);

формирование на фондовом рынке Гарантийных фондов (Фонда финансовой стабильности и Фонда покрытия рисков) и предоставление участникам Фонда покрытия рисков лимита, обеспеченного средствами Фонда.

В режимах торгов с частичным обеспечением все сделки заключаются с НКЦ, как с центральным контрагентом. Для получения допуска к клирингу с частичным обеспечением участник клиринга должен будет внести взнос в Фонд финансовой стабильности. В качестве обеспечения будут приниматься российские рубли, иностранная валюта и ценные бумаги.

В 2014 году планируется осуществлять клиринг по следующим сделкам с частичным обеспечением, заключаемым в Секторе рынка Основной рынок ЗАО «ФБ ММВБ»:

сделкам купли-продажи ценных бумаг, заключаемым на основании адресованных всем участникам торгов заявок в Режиме торгов «Режим основных торгов T+», код расчетов Y2;

сделкам купли-продажи ценных бумаг, заключаемым на основании адресных заявок в Режиме торгов «РПС с ЦК», коды расчетов Y0 — Y2;

сделкам РЕПО, заключаемым на основании адресованных всем участникам торгов заявок в Режиме торгов «РЕПО с ЦК – Безадресные заявки», коды расчетов — Y0/Y1;

сделкам РЕПО, заключаемым на основании адресных заявок в Режиме торгов «РЕПО с ЦК – Адресные заявки», коды расчетов — T0/Y1, Y0/Y1, Y1/Y2.

Начало осуществления на фондовом рынке ЗАО «Московская биржа» клиринга с частичным обеспечением позволит в несколько раз снизить стоимость активов, которые должны быть заранее, до заключения сделок, перечислены участниками клиринга на торговые и/или клиринговые счета, сохранив при этом гарантию центрального контрагента по исполнению обязательств перед добросовестными участниками клиринга. Это позволит повысить эффективность и привлекательность российского организованного фондового рынка.

Наряду с этим, создание возможности заключения на фондовом рынке ЗАО «Московская биржа» сделок с частичным обеспечением с участием центрального контрагента станет также важным шагом в процессе объединения клиринга по валютному, фондовому и срочному рынкам Группы «Московская Биржа» на единой клиринговой платформе.

Участники клиринга должны получить возможность более эффективно использовать свои ресурсы, предназначенные как для участия в торгах, так и для осуществления расчетов по итогам клиринга. Благодаря внедрению системы управления рисками и использованию механизмов организации расчетов, основанных на возможностях, предоставляемых НКЦ банковской лицензией, участникам клиринга на валютном рынке в ближайшее время будут предоставлены следующие новые услуги:

— ведение единых позиций (их использование может осуществляться на различных рынках) участников клиринга по рублям и основным иностранным валютам, используемым для расчетов по итогам клиринга;

— заключение сделок на основе как полного, так и частичного предварительного обеспечения;

— оперативное использование средств, внесенных в качестве предварительного обеспечения и/или для осуществления расчетов по итогам клиринга на различных рынках;

— кредитование участников денежными средствами и/или ценными бумагами с целью обеспечения исполнения ими своих обязательств по итогам клиринга;

— открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

— предоставление банковских услуг участникам клиринга для эффективного управления ликвидностью.

Передача в НКЦ клиринга на валютном рынке Московской бирже поддерживается Банком России, так как сейчас на его организованную часть приходится лишь 15 — 17% общего объема валютных операций. Хотя объемы рынка растут, соотношение между биржевым и внебиржевым сегментами почти не меняется. Предполагается, что переход к новой схеме клиринга и расчетов, введение дополнительных услуг в этих областях будут способствовать росту доли биржевых торгов на российском рынке.

Кроме того, совместно с Банком России НКЦ в 2007 году запустил проект по формированию на рынке сделок РЕПО с государственными ценными бумагами сектора биржевой торговли, где НКЦ исполняет роль клирингового центра, осуществляя при этом функции центрального контрагента.

Сделки РЕПО заключаются на основе двойного непрерывного аукциона, а одной из сторон по каждой сделке с целью обеспечения клиринга и расчетов всегда будет НКЦ. Так как этот сегмент финансового рынка относится к сфере регулирования Банка России, фактически (посредством участия в капитале Московской биржи) контролирующим деятельность НКЦ, то политических препятствий для внесения соответствующих изменений в его нормативную базу нет, что создает для Московской биржи известные конкурентные преимущества в развитии клиринга по сравнению с РТС.

Кроме того, Совет директоров ЗАО «Московской биржи» и Банк России приняли решение дополнительно повысить надежность новой схемы клиринга путем предоставления НКЦ со стороны биржи дополнительных гарантий на 100 млн. долл. Так как в соответствии с предполагаемой моделью расчетов НКЦ будет выступать в качестве центрального контрагента и станет стороной по каждой заключаемой сделке, то потребность в капитализации НКЦ будет расти. Дело в том, что НКЦ, располагая достаточным капиталом (700 млн. руб.), чтобы обслуживать валютный рынок Московской биржи по существующей модели расчетов, недостаточно капитализирован для выполнения функций центрального контрагента, а ведь именно на НКЦ участники торгов будут в этом случае выставлять лимиты, как на вторую сторону по сделкам.

Тема центрального контрагента активно разрабатывается и на биржевой площадке Московской биржи. Ее специалисты исходят из того, что технологии торгов без централизованного клиринга обычно применяют для менее ликвидных ценных бумаг или специфических сегментов, например для торговли иностранными ценными бумагами.

При этом выход на организованный рынок без центрального контрагента может быть существенно затруднен для участников, исповедующих политику «знай своего клиента» (Know Your Customer, KYC) и процедуры по борьбе с отмыванием незаконных доходов (Anti-Money Laundering, AML).

На рынках, не использующих центрального контрагента, сделки заключаются непосредственно между участниками торгов, а значит, каждый участник торгов должен быть готов заключить сделки с любым другим участником. При большом числе участников предварительная проверка всех контрагентов практически невозможна, поэтому такие рынки или создаются для узкого круга участников, или в них допускаются только участники, проверенные регулятором, который и вводит требования КУС/AML.

Несмотря на свою относительную молодость, российский финансовый рынок уже освоил технологию торгов с центральным контрагентом на срочном рынке. На бирже срочных контрактов необходимость использования клиринговой организации в качестве стороны по всем заключаемым сделкам следует, как минимум, из природы соответствующих финансовых инструментов.

Здесь будет уместно упомянуть, что анонимность расчетов и наличие клирингового центра на организованных рынках со 100%-ным (частичным) предварительным депонированием отнюдь не означают, что все сделки заключаются с использованием института центрального контрагента. Юридически на таких рынках каждая сделка заключается между двумя ее участниками. Стопроцентное депонирование считается настолько безрисковым, что биржа может просто не раскрывать контрагента, а бэк-офис брокера в своей системе — помечать биржу в качестве контрагента каждой сделки (нужно же кого-то указывать). Специалистов, понимающих суть имеющихся на рынке проблем описания клиринговой деятельности, не так много, и никто из них не заинтересован поднимать шум, последствия которого могут быть слишком непредсказуемыми (особенно если вспомнить про Гражданский кодекс РФ, который не допускает заключение сделок при совпадении покупателя и продавца, да еще и требует, чтобы сделки между юридическими лицами были заключены только в письменной форме).

Тем не менее, применять технологию центрального контрагента на рынке ценных бумаг по умолчанию было бы неприемлемо с регулятивной точки зрения. Поэтому после рассмотрения всех возможных вариантов осуществления централизованного клиринга был выбран принцип, по которому центральный контрагент становится стороной сделки непосредственно в момент ее заключения, что предусматривается и находящимся в разработке законопроектом «О клиринге и клиринговой деятельности». Выбранная юридическая схема достаточно проста: заявка каждого участника, поданная в торговую систему биржи, считается офертой центральному контрагенту, который акцептует ее только тогда, когда в очереди заявок есть встречная заявка с такой же или лучшей ценой. Таким образом, центральным контрагентом заключаются две сделки одновременно с каждым из участников, подавших встречные заявки. При этом для полного соответствия все тому же Гражданскому кодексу РФ, оферты и акцепты подписываются аналогом собственноручной подписи.

По мнению специалистов Московской биржи предложенная модель клиринга и расчетов позволяет построить технологию торговли, полностью соответствующую современным международным стандартам, с одной стороны, и всем действующим нормам законодательства о рынке ценных бумаг — с другой. В настоящее время клиринг и расчеты по результатам сделок на Московской Бирже выполняет ЗАО АКБ «Национальный клиринговый центр» (НКЦ). Передача клиринговой деятельности в специально созданный банк, безусловно, способствовала развитию инфраструктуры российского финансового рынка, позволила диверсифицировать риски клиринговой и биржевой деятельности. Высокая капитализация НКЦ, наличие банковской лицензии значительно повышают надежность и эффективность расчетно-клиринговой системы Группы «Московская Биржа», поскольку, как банк, НКЦ, с одной стороны, находится под жестким регулированием и надзором Банка России, а с другой – имеет доступ к инструментам рефинансирования Банка России и может привлекать средства с межбанковского рынка.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *