Современная хореография: этапы и особенности формирования

🙂

Скачать текст в WORD

Искусство как одна из форм специализированной деятельности оказалась необходимой человечеству как способ целостного общественного воспитания личности, ее эмоционального и интеллектуального развития, привлечения к накопленному человечеством опыту, к вековой мудрости к конкретным общественно-исторических интересов, стремлениям, идеалам. Цель статьи – охарактеризовать педагогическое мастерство как важный фактор инновационной деятельности педагога-хореографа.

Хореографическое искусство − способ и средство воспитания человека, формирования его эмоциональной характеристики, движений, выразительности, чуткости к музыке и умению выражать ее через пластику движений. Однако, хореографическое искусство, как действенное орудие социально-культурной деятельности, может также сформировать гуманную личность, которая уважает культуру других народов, проявляет толерантное отношение к обычаям и традициям различных национальностей. Поэтому искусство может выступать средством общения людей, их просвещения, обогащения знаний о мире, и как средством воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, источником высоких эстетических радостей. Так, К. Гизатов отмечает «… одну из важнейших сторон духовной жизни общества составляет искусство, которое является эмоционально-образным отражением действительности. Еще древние пифагорейцы в искусстве видели «очистительную» роль, назвав эту особенность искусства «катарсисом». Аристотель сделал важные выводы о подражательном, «отражательном» свойстве искусства» [3, с.145].

Как правило, все педагоги-хореографы, руководители хореографических объединений ставят и решают воспитательные и образовательные задачи, которые актуализируют путь всестороннего развития ребенка, формирования социально устойчивой, сильной, компетентной, творческой индивидуальности. Воспитание исполнителя − процесс длительный, требующий от педагога и от тех, с кем проводятся занятия, большой ежедневной работы. Поэтому занятия в танцевальном зале должны быть всегда целенаправленно и методично построены.

М. С. Боголюбская обращает внимание на то, что воспитательный потенциал хореографического искусства в развитии личности подростка обеспечивает знакомство с основными элементами классического, народного, историко-бытового и современного танца и приобретением в процессе занятия специальных навыков, развитие художественного вкуса, воспитания благородства и изящества исполнения, формирование общей культуры. Хореографическое искусство в целом, учит детей красоте и выразительности движений, силе и ловкости [1].

Хореографическое искусство постоянно развивается, обновляясь все сложными формами, которые требуют от педагога-хореографа дополнительной работы и педагогического мастерства. Так, например, многие педагоги, хореографы и культурологи отмечают многонациональность как составляющую современного хореографического искусства. По мнению В.М. Диановой «…постмодернистское мировоззрение и мироощущение нашли свое наглядное воплощение в художественном творчестве. Постмодернистское хореографическое искусство тяготеет к «интернационализму», так как включает в себя элементы танцевального искусства Востока, афро-карибского танцевальную технику, неклассические принципы танцевальной эстетики» [4, с. 126]. Получение знаний о танцах разных народов и разных эпох нужно, также как изучение всемирной истории и мировой художественной культуры, потому что каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его история, обычаи, характер. В таком случае педагог-хореограф может использовать интерактивные методы обучения и преподавания танцевального искусства и мировой культуры. Здесь потребуется проявить педагогическое мастерство в донесении учащимся информации о национальном колорите танца, его особенностях, исторических и национальных характеристиках. Так, танцевальное искусство является сегодня, по мнению И. Н. Мордовиной, средством социализации личности, конкретизации интересов и мотивации включенности детей в этот вид творчества, что обязательно должны учитывать в своей работе педагоги-хореографы [6, с. 15]. В инновационной педагогической работе руководитель коллектива должен ориентироваться на ряд важных функций хореографического искусства:

  • духовно-эмоциональное познания человеком действительности;
  • телесно-пластическое и физическое воспитание;
  • совершенствование личности, создание ее положительного образа;
  •  стимуляция творческого начала человека;
  •  коммуникативное развитие;
  • выработка системы единых групповых ценностей;
  • формирование позитивного общественного мнения.

Б.Б. Мануйлов отмечает, что «надо использовать интерес подростков к хореографии, что вызывает эмоциональные переживания. Для этого нужно в полной мере реализовать способность хореографии конструктивно влиять на духовный мир личности, формируется ...» [5]. Для этого нужна целенаправленная педагогическая деятельность и педагогическое мастерство руководителей хореографического коллектива по развитию нравственных и эстетических ценностей личности подростка.

Так, в процессе создания необходимых педагогических условий и педагогического мастерства педагога-хореографа в танцевальном коллективе выстраиваются приоритеты, согласно которым формируются определяющие художественно-творческие способности:

  • особенное активное внимание;
  • умение анализировать, обобщать и переносить полученную информацию;
  • умение вести диалог и отвечать на коллективные действия;
  • возможность активно «включать» воображение;
  • умение работать в определенном образе;
  • свободно воплощать музыкальный образ в движение.

Воспитательный потенциал обеспечивается, в первую очередь, за счет целенаправленного подбора репертуара, способствующего формированию культуры отношений танцоров. Планирования репертуара обусловливает и соответствующее планирование содержания и форм воспитательной работы. Так, например, подбор репертуара целесообразно строить не только на регламентированных началах, но и на привлечении участников к творческо-поисковой деятельности, что позволяет увеличивать число участников, которые занимаются организационно-творческими делами, активизировать их самодеятельное работу, повышать общекультурный и художественный уровень.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *