Совместная деятельность

Согласно концепции Л.С. Выготского, психическое развитие определяется социальными формами общения и в совместной деятельности высшие психические функции имеют свой генезис. Из этого следует, что основа развития заключается в движении от социальному к индивидуальному. С этой точки зрения, совместная деятельность рассматривается как необходимый этап и внутренний механизм индивидуально осуществляемой деятельности. [Выготский 1983]

Способность действовать, инициативность, целеустремленность являются по теории Э. Эриксона «позитивом» предшкольного развития, «негативом» которого может (при неблагоприятных условиях) стать заторможенность, пассивность, чувство вины за свою неумелость. [Эриксон 1982] Одним из самых неблагоприятных условий развития в предшкольном детстве является отсутствие у ребенка общества сверстников, т.е. источника психического развития и благополучия, внутри которого ребенок обретает спокойную уверенность в том, что справится с любым предстоящим делом. Доверие к себе – пока неумелому, но способному научиться, суметь, вот с чем приходит ребенок в школу, если он попал в класс не в своей индивидуальной оболочке, а в группе ровесников, уже умеющих сливать свои усилия для общего дела.

До того, как специалисты по психологии выдвигали предположения, что общение и взаимодействие со сверстниками – это не менее важный фактор психического развития ребенка, нежели общение со взрослыми, педагоги-практики строили обучение и воспитание, основанное на совместной, коллективной работе между детьми.

Учебная деятельность младших школьников до определенного момента оставалась единственной сферой детской жизни, которая была не охвачена идеей коллективизма. Крупская Н. К. утверждала о том, что «учеба не содержит делового общения учащихся между собой», что «голод в общении при организации главного дела школы является одной из основных причин, приводящих… к утрате интереса к учению», что необходимо «построить учебный процесс так, чтобы на некоторых его этапах дети контактировали не только непосредственно с учителем, но и друг с другом». [Цукерман: 1991] Вероятно, так оно и должно быть в идеале. Класс должен работать как большая группа, в которой между детьми существует реальное сотрудничество, разделение труда, согласование усилий и мнений, обмен замыслами и результатами труда, взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка. А учитель должен «дирижировать» учебной дискуссией класса – этим согласованным, сыгравшим оркестром, творчески разрабатывающим тему, которую задал педагог.

В современном образовании, с появлением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования особое значение отводится личностному развитию обучаемых в процессе усвоения различных видов деятельности, отбору личностно важных ценностей, когда ребенок вынужден в самом себе находить ответы на возникшие вопросы.

Своеобразие и неповторимость каждой личности, важная роль бессознательного начала в творческих процессах – все это подтверждает тезис о несводимости познания человеческой личности к деятельностному началу, обуславливая переход от «деятельностно-центрированной к личностно-центрированной проблематике». [Сериков 2008]

Под деятельностью чаще всего понимают специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого человека и условия его существования. В психологическом словаре совместная деятельность определяется как «организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры». [Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М., 1998] К.К. Платонов, считал, что это

«вид групповой деятельности, в которой действия ее участников подчинены, обшей цели. Это сознательное взаимодействие двух или нескольких человек в процессе совместного достижения общей цели в труде, игре, обучении, воспитании» [Платонов: 2005]. Н.Н. Обозов трактует данный термин как «взаимосвязанную индивидуальную деятельность, когда действия, операции одних зависят от одновременных или предшествовавших действий, операций других участников» [Обозов: 2007].

В приведенных выше определениях можно выделить один общий момент, характеризующий совместную деятельность – наличие единой цели, достижение которой требует определенной взаимосвязанности ее участников. Современный уровень разработки проблем совместной деятельности позволяет в качестве отличительных ее характеристик выделить следующее: наличие единой цели и обшей мотивации; разделение деятельности на функционально связанные составляющие и распределение их между участниками; объединение индивидов и индивидуальных деятельностей и согласованное их выполнение; наличие управления, общих конечных результатов; наличие единого пространства и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей.

Совместная деятельность, так же, как и другая деятельность может, носит как репродуктивный, так и продуктивный характер. Репродуктивная деятельность опирается на получение старыми средствами уже известного результата и основывается на повторении уже разработанных средств деятельности. Продуктивная деятельность появляется в том случае, если знакомый способ решения задач модифицируется или переносится в необычную ситуацию. Необходимым компонентом продуктивной деятельности является творчество. Это связано с выработкой новых целей и соответствующих им средств, а также с достижением известных целей с помощью новых средств.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *