Роль объединённой Германии в жизни современной Европы

Роль объединённой Германии в жизни современной Европы трудно переоценить. Она, являясь крупнейшим и наиболее экономически развитым государством, входит во все ведущие европейские и международные организации – «восьмёрку», «двадцатку», является членов ЕС и НАТО. Германия принимала активное участие в разработке и подписании всех важнейших международных договоров последних двадцати лет (Маастрихтского, Амстердамского, Лиссабонского и т.д.). Эти договоры определили архитектуру современного европейского сообщества, постоянно развивается и совершенствуется.

«После объединения Германии в 1990 г. и окончания глобального противостояния социалистической и капиталистической систем, ФРГ возвращается в русло самостоятельной внешней политики и видит реализацию своих интересов, прежде всего, в рамках европейских интеграционных процессов, в том числе и в военно-политической сфере. Такая однозначная увязка германских национальных интересов с общеевропейскими позволяет избегать обвинений в экспансионистской направленности внешней политики ФРГ» , — отмечает Ю.В.Семке. И это является большим достижением объединённой Германии, учитывая, что далеко не всем европейским странам (включая и Россию), удаётся столь гармонично увязывать обеспечение национальных и внешнеполитических интересов.

Роль Германии в углублении европейской интеграции включает в себя несколько направлений. Во-первых, это укрепление общеевропейской безопасности и борьба с организованной преступностью (наркотрафиком, терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, отмыванием грязных денег, угоном автотранспорта и т.д.). Особое внимание вопросам обеспечения безопасности в Европе уделяло правительство канцлера Г.Шрёдера. Именно ему принадлежат такие важные инициативы, как разработка Европейской стратегии безопасности и Европейского оборонного агентства, призванных осуществлять единую оборонную политику в рамках ЕС.

В последние годы ведутся также активные дискуссии о необходимости и возможности использования германских миротворческих сил за пределами страны. В самой ФРГ наиболее последовательными сторонниками этой идеи являются СДПГ и «зелёные» — партии, играющие важнейшую роль в политической жизни Германии. Речь также идёт об участии Германии в военных операциях в рамках НАТО. Нынешний канцлер А.Меркель также является активной сторонницей расширения и укрепления роли Германии в НАТО, активизации роли Бундесвера в миротворческих операциях при одновременном укреплении ООН как ключевого международного института. Германия принимала участие в обеспечении военно-политического альянса во время целого ряда миротворческих операций последних двадцати лет (в бывшей Югославии, Афганистане, Сомали и т.д. Немецкие войска также входили в состав многонациональных сил ООН в Центральной и Западной Африке. Многолетняя дискуссия о возможности и целесообразности размещения военных баз Бундесвера за пределами страны завершилась положительно для сторонников этого решения. Таким образом, Бундесвер при необходимости сможет развернуть свои войска фактически в любом регионе земного шара.

Следует особо отметить роль объединённой Германии в разрешении такой острой и болезненной европейской проблемы, как незаконная иммиграция. В этом отношении Германия со времён Г.Коля занимает достаточно консервативную позицию, настаивая на ужесточении европейского иммиграционного законодательства в рамках ЕС. Ряд решений, принятых по этому вопросу Европейским Союзом в последние годы, был принят именно по инициативе Германии.

Современная Германия уже в течение многих лет претендует на место постоянного члена в Совете Безопасности ООН (наряду с Индией и Бразилией). Есть основания предполагать . что в недалёком будущем она всё-таки добьётся своего, и займёт в СБ место наряду с другими великими державами – Россией, Францией, США, Китаем и Великобританией. Основанием для такого оптимистичного вывода является постепенное изживание стереотипов холодной войны и признание за Германией новых прав, уже имеющихся у её партнёров по Европейскому Союзу.

Объединение Германии стало крупнейшим событием в жизни Европы конца ХХ в. Предпосылки этого процесса существовали на протяжении всего послевоенного периода, и все лидеры обеих частей Германии – от К.Аденауэра до Г.Коля и от В.Пика до Э.Хонеккера – в той или иной степени допускали такую возможность, несмотря на все идеологические и политические разногласия. В целом. абсурдность разделения единой страны и единого народа на две части была так иначе очевидна практически всем, однако цена вопроса и возможные последствия делали объединение в условиях «холодной войны» практически нереальным.

Более того, возведение Берлинской стены и установление крайне жёсткого пропускного режима между странами создавало постоянное напряжение и было чревато крупномасштабным военным конфликтом. Страны-победители во Второй мировой войне на протяжении нескольких десятилетий рассматривали свои бывшие зоны оккупации как сферы своего влияния, и не были готовы поступиться своими интересами.

Инициация этого процесса стала возможной благодаря провозглашённому советской Перестройкой курсу на новое мышление и отказу от конфронтации между державами с разным политическими укладами. Результатом стал отказ от прежних идеологических стереотипов и «Доктрины Брежнева». Самое важное значение имело налаживание отношений с США, ибо либерализация советской внешней политики в Европе была возможна только в условиях международной разрядки. Именно в таких условиях начался первый этап объединения и переговоры между руководителями СССР и ФРГ. На встречах в Бонне и Москве были заключены первые соглашения, ставшие основой для будущего объединения. В этот период велись переговоры и с лидерами других европейских держав, которые первоначально были настроены в отношении объединения Германии достаточно скептически. Лишь благодаря настойчивости М.С.Горбачёва их удалось убедить дать согласие на объединение.

Следующий этап начался осенью 1989 г, когда в ГДР произошло падение режима Э.Хоннекера. Это событие резко ускорило ход событий, так в процесс переговоров об объединении включилось и новое руководство ГДР в лице Х.Модрова и Л.де Мезьера. Новое восточногерманское руководство взяло курс на быстрое сближение с западным соседом сначала в финансово-экономическом, а затем и политическом отношении. В начале 1990 г. был заключен валютный, экономический и социальный союз, положивший начало созданию единой финансовой системы двух стран на основе западногерманской марки.

В конечном счёте, путь от заключения между сторонами валютного и экономического союза по полного объединения двух государств и первых общегерманских выборов занял не два года, как предполагалось прежде, а всего несколько месяцев.

Решающим стал сентябрь 1990 г., года ФРГ, ГДР, СССР и западные страны подписали соглашение об объединении Германии. И, наконец, кульминацией объединительного процесса стало провозглашение 3 октября 1990 г. единого германского государства. Эта дата стала Днём германского единства, днём окончания длившегося четыре долгих десятилетия раскола одной страны и одного народа на две неравные части, одна из которых находилась в сфере влияния, Запада, другая – СССР. С поглощением восточной части Германии западной ГДР, подобно Берлинской стене, перестала существовать и ушла в историю.

После объединения начался процесс экономического выравнивания обеих частей страны, сопровождавшийся значительными проблемами и издержками и для ФРГ, и для бывшей ГДР. Ныне наиболее сложная его фаза осталась в прошлом, хотя разница в уровне экономического развития и благосостояния населения чувствуется и сегодня.

В настоящее время Германия является крупным и экономически развитым государством, обладающим мощной промышленностью и лучшей в Европе транспортной инфраструктурой. Являясь членом всех основных европейских и международных организаций, страна принимает активное участие в решении ключевых европейских проблем – в первую очередь борьбе с организованной преступностью и укреплении европейской безопасности. Также Германия принимает активное участие в миротворческих операциях по всему миру.

Большое значение нынешнее германское руководство в лице канцлера А.Меркель уделяет улучшению отношений с нынешней Российской Федерацией. Хочется надеяться, то эти отношения и в будущем будут строится на позитивной и взаимовыгодной основе, и на них никогда больше не ляжет тень войны – ни «холодной», ни «горячей».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *