Результаты исследования гендерных особенностей общения младших школьников

🙂

Скачать текст в WORD

В ходе исследования, используя описанные нами методы изучения гендерных особенностей общения младших школьников, такие как наблюдение, беседа и методика игра «Секрет», мы получили следующие результаты.

На основе полученных данных можно охарактеризовать особенности общения мальчиков и девочек по следующему ряду признаков: выраженность потребности в общении, широта круга общения, интенсивность и избирательность общения.

Рассмотрим полученные данные, характеризующие отдельно особенности общения девочек и особенности общения мальчиков.

Наибольшие различия мальчиков и девочек в свободном общении проявлялись по параметру его избирательности: девочки характеризуются большим числом избирательных контактов по сравнению с мальчиками.

Данные свидетельствуют, что девочки больше времени отводят совместным играм, чем одиночным по сравнению с мальчиками.

По широте круга общения различий между мальчиками и девочками выявлено не было.

Если же обратиться к данным, характеризующим особенности общения мальчиков и девочек в зависимости от пола сверстников, с которыми они контактируют, то мы увидели, что у девочек ярче проявляется консолидация со сверстниками своего пола.

Избирательность общения у девочек выше, их игровые объединения более устойчивы и длительны, чем у мальчиков.

У мальчиков общение несколько интенсивнее, чем у девочек, их игровые объединения более крупны по количеству человек, но в их микрогруппах чаще происходят ссоры, конфликты, драки из-за стремления доказать свою силу, значимость, превосходство над другими.

Девочки более добросовестны, ответственны, аккуратны. Ведут себя робко, неуверенно, более требовательны к себе и другим. Часто возникают конфронтации с мальчиками.

Ведя наблюдение за мальчиками на переменах, мы увидели, что они легко принимают в свои игры мальчиков из других классов, быстро знакомятся друг с другом, быстро находят общее дело. Девочки, наоборот, предпочитают общаться в маленьких группах по 2 – 3 человека. Мальчики предпочитают спортивные игры или военные игры.

Причиной неумения детей обоего пола организовать совместную деятельность является настороженное отношение друг к другу, чувство отчужденности.

Учащихся, которые занимают неблагоприятное положение в системе личных взаимоотношений, выявлено не было.

Игра «Секрет».

Цель – определить дифференциацию в межличностных отношениях мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Игра заключается в том, что каждый ребенок дарит трем сверстникам из класса по три игрушки.

Перед началом игры каждому ребенку дается инструкция: «Сейчас я дам тебе 3 игрушки. Ты можешь положить их тем детям, которым бы ты хотел бы подарить, только каждому по одной. Можешь положить их тем ребятам, которых сегодня нет».

По ходу игры мы будем фиксировать результаты, обращая внимание на выборы детей – кому они дарят подарки.

Результаты показали, что о дифференциации в межличностных отношениях детей разного пола можно судить по соотношению выборов, отданных сверстникам своего и противоположного пола. Выборы, отданные сверстникам своего пола – проявляются чаще, и составляет около 75%, противоположного – около 25%.

Еще больше эти различия проявились в данных, характеризующие взаимные выборы.

Представляет определенный интерес обоснования детьми выборов, отданных сверстникам своего и противоположного пола. Кроме таких качеств, как умение дружно играть, доброта, успешность в разных видах деятельности, мальчики обосновали свой выбор такими качествами девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки – мальчиков – сила, способность заступиться, помочь.

На наш вопрос, почему отдаешь игрушку Олегу З., Оксана П, ответила: «Он хороший мальчик, не дерется, у него много друзей».

Евгений С.: «Он настоящий друг».

Мария К.: «С ней интересно играть, она спокойная, добрая».

Ольга И.: «Она добрая, красивая».

Можно сделать вывод, что проведенная нами методика подтверждает выявление различий в общении младших школьников в зависимости от пола сверстников.

Можно увидеть тенденцию, проявляющуюся в том, что младшие школьники выбирают сверстников своего пола.

Следующий, примененный нами метод – метод беседы, направленный на выявление умения соотносить собственные особенности и характеристики с характеристиками сверстников своего и противоположного пола.

Мы мальчикам и девочкам задали один и тот же вопрос: «Как ты относишься к противоположному полу?

Наиболее распространенные ответы представлены в таблице.

Ответы мальчиков

Ответы девочек

с ними неинтересно

Они ссорятся часто

Скучно

Не такие дружные, как мы

Они всегда думают, что правы

Боятся высказывать свое мнение

Много говорят о себе и о других

Дергают за косички

Смеются

Отвлекают

Отвлекают на уроках

Обзываются

Боязливые и не смелые

Не понимают нас

Также мы задали, вопрос, хотели бы они учиться в раздельных классах, на что около 85% детей ответило «да».

Затем мы предложили детям задание творческого характера: описать свой класс девочкам, если бы они учились одни.

Характеристика примерно была следующей:

«Наш класс – это дружная семья. Никто из нас не обзывается. Обстановка спокойная, тихая, уютная».

И потом, то же задание выполняли мальчики:

«В нашем классе можно без боязни говорить о проблемах. Без девочек мы лучше будем учиться».

Мальчики в ответах на вопрос, с кем они больше общаются – с отцом или матерью, прослеживается тенденция в близости с отцом, наличии у них общих интересов. У девочек, наоборот, проявляется эмоциональная близость с матерью, которая также, отражается в сюжетно – ролевых играх: «Дочки – матери», игра «Дом».

Мальчики предпочитают детективные книги, а девочки – стихи, рассказы, им нравится что – то коллекционировать, вести личный дневник, анкеты.

Таким образом, по результатам проведенного нами исследования по выявлению гендерных особенностей общения младших школьников, можно сделать следующий вывод.

Поведение и общение девочек и мальчиков в период младшего школьного возраста имеет особенности. Знания различий в общении детей младшего школьного возраста, их поведения и учет этих различий в педагогическом процессе позволит сделать его более эффективным. Считаясь с гендерными особенностями и различиями детей, не следует забывать, что каждый ребенок независимо от половой принадлежности должен чувствовать свою ценность и неповторимость.

Следовательно, гипотеза, основанная на предположении о том, что существуют гендерные особенности общения младших школьников:

образование микрогрупп, однородных по полу – группы мальчиков и группы девочек;

отношения девочек основаны на усилении и поддержании доброжелательных отношений, избегание конфликтов, на установлении близких отношений;

дети, которые занимают неблагоприятное положение в системе личных взаимосвязей, выбирают для общения представителей противоположного пола;

мальчики в большей степени, чем девочки, осторожны при установлении личных отношений, подтвердилась.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *