Региональная инновационная политика

🙂

Скачать текст в WORD

Экономическое развитие многих регионов России зависит от уровня научного, технологического и инновационного потенциала, определяемого состоянием научных, образовательных, материально-технических, трудовых, управленческих, информационных и финансовых ресурсов.

Перспектива сделать ставку на создание региональной системы инноваций периодически озвучивается многими региональными лидерами, однако в реальности ни один регион, включая ведущие, до сих пор не достиг по многим фактическим параметрам, характеризующим инновационную деятельность, уровня некоторых отдельных американских или японских университетов. Более того, как показывает детальное изучение региональной инновационной политики в некоторых областях и республиках России, подавляющее большинство инноваций, которые инициируются в этих регионах, создаются при поддержке исключительно федеральных программ и фондов, в федеральных организациях (университетах, институтах, центрах) и слабо зависят от инициативы местных властей, или зависят на уровне согласований.

Территориальное распределение организаций в России, занимающихся R&D таково, что по состоянию на конец 2018-го года [3] около 80% организаций, выполняющих научные исследования и разработки, расположены всего в 32-х субъектах РФ, а треть организаций сосредоточена в трех столичных регионах: Москве, Санкт-Петербурге и Московской области. Согласно данным службы статистики 2/3 передовых производственных технологий созданы в 15 субъектах России, около 50% всех внутренних затрат на R&D сосредоточены исключительно в Москве и Московской области, а 80% — всего в 11 субъектах РФ [17].

Можно также отметить то, что инновационная политика на уровне регионов во многом сводится к тому, что регионы делают попытки учета обозначенных целей развития региона в федеральных программах по поддержке инноваций, науки, техники и технологий. Там, где такая работа проводится (а это примерно 15 ведущих регионов), выстроены цели, сформулированы задачи и тематика проектов, подобраны организации, имеющие соответствующие кадры и научно-технические заделы, подобная инициатива практически всегда находит поддержку федерального центра. Также распространена практика создания региональных фондов развития и проведения, совместных с федеральными организациями конкурсов научных, инновационных и технологических проектов. В этом случае активно используется экспертная система федеральных фондов.

Очевидные преимущества развития инновационных процессов для региональных органов власти:

  • появляются новые возможности развития традиционных для региона производств,
  • уделяя внимание инновациям, региональные власти улучшают имидж региона, что может быть аргументом для привлечения инвестиций и высококвалифицированных кадров,
  • развиваются высокотехнологичные предприятия малого и среднего бизнеса, идет привлечение студенческой молодежи в сферу предпринимательства.

Основные причины и преимущества для федеральных органов власти уделять внимание инновационным процессам в регионах:

  • идет привлечение региональных сообществ к разработке и реализация региональных инновационных стратегий,
  • в рамках инновационных инициатив идет содействие совместным инициативам бизнеса, образования, науки в регионах,
  • повышается эффективность федеральных мер государственной поддержки за счет их дифференциации в зависимости от особенностей регионов,
  • очевиден эффект усиления координации различных мер для стимулирования инноваций.

Региональное отношение к инновациям и технологиям определяется тремя особенностями: доступностью региона, каким образом инновации могут быть восприняты регионом, а технологии освоены регионом, и как происходит распространение знания на региональном уровне [16].

Для каждого региона России существует свой набор вопросов, которые могут быть решены в рамках инновационной политики (федеральной и/или региональной), с учетом набора соответствующих инструментов. Основные инструменты известны, имеется их наличие практически в каждом регионе страны — это научные и технологические парки, кластеры, центры компетенции, консультативные услуги по инновациям для имеющихся малых и средних предприятий, поддержка инновационных стартапов, мероприятия по привлечению и удержанию талантов, финансирование исследовательской инфраструктуры.

За последние пять лет было сделано несколько попыток сделать количественную оценку уровня инновационного развития регионов, учитывая вовлеченность субъектов инновационного процесса в общегосударственные процессы. В настоящее время в России есть несколько центров, которые периодически готовят рейтинги инновационных регионов страны: НАИРИТ, РАНХиГС, Финансовый университет, Ассоциация инновационных регионов России, Высшая школа экономики.

В чем польза этих рейтингов? При всей условности, рейтинги дают возможность выполнить сравнительный анализ позиций регионов, выявить их сильные и слабые стороны, дать оценку деятельности органов власти в сфере стимулирования инновационных процессов.  Но самое главное, рейтинги и сопутствующая информация дают базу для разработки концепций и стратегий инновационного развития региона, так как рейтинги являются результатом комплексного подхода к инновациям в широком смысле слова на основе систематизированной информации (человеческие ресурсы, информационные технологии, развитие науки, инновационная активность предприятий, деятельность региональных органов власти). Рейтинги также стимулируют активизацию структурных изменений в экономике региона с учетом обозначенных рейтингами преимуществ и слабых сторон.

Думается что, представленные рейтинги «состояния инноваций» в том или иной российском регионе достаточно условно отражает усилия территориальной администрации по развитию этого направления. Более реально можно рассматривать наличие/отсутствие инициативы и усилий руководителей и команд институтов, вузов, КБ, научно-производственных объединений, малых, средних предприятий в научно-технической сфере, расположенных в том или ином субъекте РФ в борьбе за ресурсы, и/или участие в федеральных и/или отраслевых и корпоративных программах поддержки науки и инноваций.

Необходимо, отметить, что любые рейтинги опираются на данные статистики, и здесь, пожалуй, единственными и незаменимыми являются данные Росстата [17] и ФИПС [26]. Именно этими данными мы и воспользуемся, чтобы дать оценку некоторым процессам, происходящим в России, областях Центрального федерального округа (ЦФО), Калужской области и Калуги. Здесь необходимо отметить, что публикация некоторых статистических данных происходит со значительной задержкой по времени, поэтому на момент подготовки статьи в базе данных отсутствуют некоторые данные за 2016 год, которые появятся чуть позже.

Таким образом, без инновационных разработок сегодня не может развиваться ни одно государство, претендующее на достойное представительство в мировых технологических и экономических процессах. Реализуемая на текущий момент программа инновационного развития РФ как раз отражает амбициозные цели минэкономразвития по достижению высоких результатов продвижения государства в нескольких направлениях. Это касается не только внутриэкономических и социальных блоков, но и конкурентной борьбы на мировой арене. Примером этому является центр «Сколково», который имеет все шансы стать одним из крупнейших инновационных генераторов идей и разработок в 21 веке.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *