Публичные и непубличные общества: как не ошибиться при определении правового статуса АО

Е.Е. Иванова

Публичные и непубличные общества: как не ошибиться при определении правового статуса АО

Российская академия адвокатуры и нотариата

Изменения гражданского кодекса привели к  изменениям уже ставшей привычной за многие годы классификацией хозяйственных обществ. Были ликвидированы понятия закрытых и открытых акционерных обществ. Им на смену введены непубличные и публичные акционерные общества (Далее — АО). При этом  данные категории неравноценны: изменены не только определения, но и сущность, признаки таких обществ. Закрытое акционерное общество (Далее — ЗАО) не становится автоматически непубличным АО. Аналогично, как и не каждое открытое акционерное общество (Далее — ОАО) будет признаваться публичным. Понятия, содержащиеся в новых нормах ГК РФ  могут подлежать неоднозначному толкованию. На сегодняшний день разъяснений пока дано недостаточно. Само собой разумеется, что у компаний  возникнут некоторые  сложности с самоопределением. В данной статье будут даны некоторые ответы на возникающие у корпораций вопросы.

Ключевые слова: акционерное общество, хозяйственные общества, изменения гражданского кодекса, публичные и непубличные акционерные общества, статус акционерного общества, размещение ценных бумаг, оборот ценных бумаг.

E.E.Ivanova

Public and non-public joint stock companies: how not to make a mistake in determining the legal status of the company

Russian Academy of lawyers and notaries

Changes in the Civil Code have led to changes already become accustomed over the years the classification of business entities. It was eliminated the notion of private and public companies. They were replaced by introducing non-public and public joint stock companies (hereinafter — JSC). This category of data is unequal: there are changes of not only the definition but also the nature, characteristics of such companies. Closed Joint Stock Company (hereinafter — the Company) does not automatically become non-public joint-stock company. Similarly, not every open joint stock company (hereinafter — JSC) will be recognized as public. The concepts contained in the new rules of the Civil Code may be subject to varying interpretations. Today clarification is given not enough. It goes without saying that companies encounter face some difficulties with self-determination. This article will give some answers to the questions arising from corporations.

Keywords: joint stock company, business companies, changes in the Civil Code, public and non-public joint stock companies, the status of the company, the placement of securities, securities turnover.

Обновившийся ГК РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 99-ФЗ) дал неплохую пищу для размышлений большинству акционерных обществ [2]. Определить свой статус для них в настоящее время имеет важное значение с практической стороны. Так, у непубличных и публичных АО абсолютно различаются права и обязанности. К примеру, это относится к раскрытию информации. Статья 92 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) требует, чтобы ОАО раскрывало информацию (а именно, годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность, сообщение о проведении общего собрания акционеров и прочее) [3]. В данный момент нормы Закона об АО, относящиеся к открытым обществам, могут быть применены к публичным акционерным обществам в той части, которая не противоречит Гражданскому кодексу [1]. Но остается неясным одно: как толковать эти положения в совокупности? Будет ли это значить, что все ОАО должны как и раньше раскрывать информацию? Или такая обязанность остается только для попадающих под признаки публичных АО? Является ли публичным АО, если публичное обращение акций производилось лишь один раз, несколько лет назад? Логично, что множество руководителей АО, особенно те, которые образованы путем приватизации, обращаются за юридической помощью с вопросом о том, раскрывать им информацию или нет. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, следует разобраться в начальных причинах новой классификации, а также в мотивах законодателя.

Различать публичные общества от непубличных становится возможным с помощью признаков, связанных с особенностью размещения и оборота ценных бумаг АО.

Публичное общество — акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) и/или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

Публичное размещение ценных бумаг — размещение (то есть отчуждение) ценных бумаг путем открытой подписки. При этом под открытой подпиской имеется в виду способ увеличения уставного капитала общества, возмездное размещение дополнительных акций в процессе эмиссии для неограниченного круга лиц.

Способ размещения ценных бумаг закрепляется в решении о выпуске ценных бумаг. Данный документ должен утверждаться советом директоров общества и регистрироваться у госрегулятора рынка ценных бумаг (ранее — ФКЦБ РФ, ФСФР РФ, в настоящее время — ЦБ РФ), после этого эмитент должен сохранять его. Текст решения позволит выявить факт осуществления обществом открытой подписки дополнительных акций или отсутствие такого выпуска [5].

Под обращением ценных бумаг понимают заключение гражданско-правовых сделок, которые влекут переход права собственности на ценные бумаги вне процедуры эмиссии (то есть после их первого отчуждения после выпуска эмитентом) [6]. Отличительным признаком публичных АО является публичное обращение. Под этим термином понимается обращение ценных бумаг на организованных торгах или обращение ценных бумаг путем предложения их неограниченному кругу лиц, в том числе при использовании рекламы (ст. 2 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», далее — Закон о рынке ценных бумаг) [4].

Публичное обращение ценных бумаг может быть как разовым мероприятием, ограниченным по времени (продажа ценных бумаг неограниченному кругу лиц на аукционе, торгах), так и процессом, не ограниченным в продолжительности (обращение ценных бумаг на бирже).

При попытках квалифицировать на практике АО как публичное или непубличное выявилось несколько проблем, которые связаны с применением критериев такого деления. А именно, возникает вопрос: как правильно определять наличие признака публичного обращения и/или публичного размещения? Какой из существующих критериев применять — исторический или актуальный?

Исторический критерий призван фиксировать, что во время предыдущей деятельности корпорации было событие, которое определило ее будущий правовой статус. Если полагать, что при классификации следует применять данный критерий, то получается, что если событие хотя бы один раз в прошлом имело место, корпорация навсегда будет признана публичной.

Критерий актуальности закрепляет, что в текущей деятельности корпорации есть корпоративная процедура, влияющая на ее правовой статус. При применении данного критерия, до тех пор, пока действие осуществляется, общество будет признаваться публичным. Однако если оно прекращается, общество будет иметь право изменить свой правовой статус и стать непубличным.

В соответствии с одним бытующим среди ученых-юристов мнением, публичное размещение и публичное обращение имеют различное влияние на определение правового статуса общества [5].

Публичное размещение ценных бумаг — это исторический критерий. На его основе будет определяться правовой статус общества. Это событие, которое реализуется в ограниченный период времени, но его окончание предопределяет последующий правовой статус общества. Если корпорация публично размещала ценные бумаги (было заимствование инвестиций среди неограниченного круга лиц), то это имеет влияние на его дальнейший правовой статус. Таким образом, оно будет признано публичным.

Публичное обращение ценных бумаг является актуальным критерием, на основании которого также определяется правовой статус общества. До тех пор, пока ценные бумаги находятся в стадии публичного обращения, общество будет признаваться публичным. Если публичное обращение ценных бумаг окончилось, то общество вправе переменить свой правовой статус на непубличный.

В настоящий день, в связи с введением изменений в ГК РФ, для того, чтобы произвести хотя бы одно мероприятие по публичному обращению ценных бумаг, общество обязано вначале принять статус публичного (исключение составляют сделки по продаже акций, которые принадлежат государству, основываясь на законодательстве о приватизации). Но если по окончании публичных торгов (аукциона) ценные бумаги не идут в процесс последующего публичного обращения, общество обладает возможностью изменить свой правовой статус.

Окончание публичного обращения ценных бумаг служит основанием для перемены правового статуса общества. В действующем законодательстве предусмотрена процедура прекращения публичного обращения акций и ценных бумаг, которые конвертируются в акции, — делистинг (п. 1 ст. 75 Закона об АО) [3]. При делистинге ценных бумаг обществу предоставлено право переменить свой правовой статус с публичного на непубличное.

Данный подход рассматривается и в законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах” и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в частности приведения в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации)», который предусмотрел опцию going public для непубличных компаний и противоположного действия going private для публичных компаний [2].

Там говорится, что статус публичного акционерного общества, акции которого не обращаются публично на условиях, установленных законодательством о рынке ценных бумаг, может прекратиться по решению акционеров методом исключения из устава и фирменного наименования указаний на публичный статус общества.

Но с другой стороны существует другое мнение, в соответствии с которым публичное обращение ценных бумаг — это не актуальный, а именно исторический критерий для определения правового статуса общества. Если корпорация хотя бы разово провела публичное обращение ценных бумаг (однократные торги или аукцион), это оставляет несмываемый след на всей ее дальнейшей деятельности. Она навсегда будет признаваться публичной, даже несмотря на то, что публичного обращения ее ценных бумаг фактически больше не происходит. Данная позиция изложена в письме ЦБ РФ от 18.08.2014 № 06-52/6680 «О некоторых вопросах, связанных с применением отдельных положений Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ „О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [5]. В данном письме говорится, что признаками публичного акционерного общества, перечисленными в п. 1 с. 66.3 ГК РФ (в редакции Закона № 99-ФЗ), являются публичное (путем открытой подписки) размещение или публичное обращение акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции такого акционерного общества, вне зависимости от того, что указанные признаки представляют из себя события, срок течения которых либо ограничен (публичное размещение), либо может закончиться по разным причинам (публичное обращение) [1].

В упомянутом письме также выделяется, что АО, которые были созданы до момента вступления в силу Закона № 99-ФЗ и которые отвечают перечисленным выше признакам, будут признаваться публичными акционерными обществами независимо от наличия в их фирменном наименовании указания на то, что общество является публичным (п. 11 ст. 3 Закона № 99-ФЗ) [2]. Особо следует выделить то, что данное письмо не признается нормативно-правовым актом, а лишь выражает мнение чиновников по спорному вопросу.

Таким образом, можно говорить, что определение статуса акционерного общества является спорным вопросом, по которому сформировались различные позиции, как у специалистов, так и госорганов. Новая редакция ГК РФ направлена на регулирование не тех отношений, которые имели место до ее принятия, а тех, которые существуют на момент ее принятия и возникнут впоследствии.  Поэтому действующая формулировка п.1 ст.66.3 ГК РФ делает очевидным тот факт, что общество, акционеры которого имеют возможность публично предлагать свои ценные бумаги, нельзя признавать публичным без исследования вопроса, была ли эта возможность фактически реализована на момент вступления в силу новелл ГК РФ и реализуется ли она после таких изменений.

Библиографический список

1.Гражданский кодекс РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10164072/

2.Федеральный закон от 5 мая 2014 года №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70648990/

3.Федеральный закон от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10105712/

4.Федеральный закон от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10106464/

5.Информационно-правовой портал Гарант.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/news/562532/

6.Ионцев М.Г. Акционерные общества: Правовые основы. Имущественные отношения. Управление и контроль. Защита прав акционеров. – М.: Ось-89, 2002.- 512 с.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *