Программа и методики исследования гендерных особенностей общения младших школьников

🙂

Скачать текст в WORD

Изучение гендерных различий в межличностных отношениях детей младшего школьного возраста проводилось на базе МКОУ «Первомайская основная общеобразовательная школа» Поныровского района Курской области.

В исследовании приняли участие обучающиеся 2 класса в составе 14 человек. Из них 8 мальчиков и 6 девочек.

Согласно, психолого-педагогической характеристики учителя, все дети этого класса активно участвуют в учебной деятельности, у большинства из них в достаточной степени сформирована учебная мотивация, направленная на получение новых учебных знаний, новой информации. На уроках у младших школьников наблюдается активность, стремление заработать положительную отметку, получить похвалу и одобрение со стороны педагогов, родителей и сверстников.

Трудности в процессе обучения испытывают: Мария К., Олег З., Дмитрий М. Трудности этих детей связанны с низким уровнем развития самостоятельности, с отсутствием умения работать самостоятельно дома и в классе. Все младшие школьники хотят иметь высокие результаты в обучении, но не у всех это получается, так как у многих не сформированы такие качества, как усидчивость, внимательность, любознательность, целеустремленность

В классе нет ярко выраженных микрогрупп, многие охотно стараются помочь друг другу.

В классном коллективе выделяются лидеры – Оксана П., Михаил Н.

Эти дети пользуются авторитетом в классе, к их мнению прислушиваются, с ними хотят дружить остальные учащиеся класса.

Коллектив младших школьников достаточно доброжелательный, некоторые учащиеся переживают за неудачи других.

Конфликтность в поведении и общении проявляется у Олега З., Евгения Д.

Распределение обязанностей и поручений между детьми производится равномерно: дежурство по школе и классу, уборка кабинета, уход за цветами.

Исследование проводилось с 14 сентября по 11 октября 2015 года.

Цель исследования – подтвердить или опровергнуть гипотезу, основанную на предположении о том, что существуют гендерные особенности общения младших школьников:

образование микрогрупп, однородных по полу – группы мальчиков и группы девочек;

отношения девочек основаны на усилении и поддержании доброжелательных отношений, избегании конфликтов, на установлении близких отношений;

мальчики, в большей степени, чем девочки, осторожны при установлении личных отношений;

дети, которые занимают неблагоприятное положение в системе личных взаимосвязей, выбирают для общения представителей противоположного пола.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

1) Наблюдение;

2) Методика игры «Секрет» (Данилина Т. А., Зенгенидзе В. Я., Степина Н. М.);

3) Беседа.

Рассмотрим цели каждого метода исследования и его содержание.

Метод наблюдения в исследовании мы использовали со следующими задачами:

выявить индивидуальные особенности взаимоотношений мальчиков и девочек между собой;

изучить особенности половой дифференциации, половых различий;

выявить гендерные особенности межличностных отношений младших школьников;

установить какое положение в системе личных взаимоотношений занимает каждый ребенок.

Наше наблюдение по способу организации являлось систематическим, так как проводилось по составленному заранее плану для выявления особенностей поведения мальчиков и девочек в различных условиях и ситуациях.

Схема наблюдения включала следующие аспекты наблюдения:

— наблюдение за половым составом игровых объединений, которые образуют дети, численности устанавливаемых ими контактов с детьми своего и противоположного пола;

— наблюдение за детьми на переменах, уроках, внеклассных мероприятиях на выявление неблагоприятного положения в системе личных взаимосвязей детей;

— наблюдение за отношениями девочек между собой и мальчиков между собой.

В процессе наблюдения мы также фиксировали:

с кем чаще всего играет: с мальчиками или с девочками;

какие роли чаще всего берет на себя ребенок в сюжетно – ролевых играх, подвижных играх;

если мальчики и девочки играют совместно, то какие роли берет мальчик и какие девочка;

какое дело выбирает в трудовой деятельности: требующее физических усилий, оказания помощи, требующее качественного выполнения или требующее действия знакомыми способами;

какого содержания предпочитает читать книги, смотреть мультфильмы;

как ведет себя по отношению к противоположному полу.

Цель метода беседы заключалась в следующем:

получить информацию о знаниях детьми половых и полоролевых стереотипов поведения;

об умении соотносить свои собственные особенности и характеристики с характеристиками сверстников своего и противоположного пола;

определить уровень сформированности представлений о собственном образе мальчика (девочки).

Для получения информации об уровне знаний, о собственном образе мы задавали вопросы следующего характера:

— Кто ты есть?

— Чем ты отличаешься от девочки (мальчика)?

— С кем ты проводишь больше времени: с мамой или папой? Почему?

Мальчикам и девочкам мы задавали вопрос: «Как ты относишься к противоположному полу?». И хотели ли бы они обучаться в раздельных классах.

На основе полученной нами информации можно будет сделать вывод, как мальчики и девочки относятся друг к другу, кто является примером для подражания – отец или мать.

Также нами была использована методика игры «Секрет»

Цель – определить дифференциацию в межличностных отношениях мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Суть игры заключается в том, что каждый ребенок дарит трем сверстникам из класса по три игрушки.

Перед началом игры каждому ребенку дается инструкция: «Сейчас я дам тебе 3 игрушки. Ты можешь положить их тем детям, которым бы ты хотел подарить, только каждому по одной. Можешь положить их даже тем ребятам, которых сегодня нет».

По ходу игры мы фиксировали результаты, обращая внимание на выборы детей – кому они дарят подарки.

Для подтверждения гипотезы нами были использованы следующие методы: наблюдение; методика игры «Секрет» (Данилина Т. А., Зенгенидзе В. Я., Степина Н. М.); беседа.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *