Проект программы для работы с танцевальным коллективом для формирования умения импровизировать в танце

🙂

Скачать текст в WORD

Целью освоения курса «Танцевальная импровизация» является изучение свободного движения и импровизации в танце.   Его можно использовать для обучения импровизации танцоров любого коллектива, например, состоящего из детей и молодежи старшего подросткового возраста или профессиональных танцоров, студентов-хореографов.

Задачи формирования импровизации в танце:

1. Танцевать, чувствовать свободу в теле и получать радость от движения.

2. Танцевать так, как чувствуете.

3. Выражать себя, идти к себе, открывать себя через танец.

Процесс изучения курса «Танцевальная импровизация» направлен на формирование следующих компетенций:

Таблица 1

КомпетенцияЗнатьУметьВладеть
Профессиональные компетенции (ПК): — способность сочинять качественный хореографический текст;— собственный репертуар движений, пластичности и грации.— слышать свое тело, его желания и потребности.    — свободой от психологических зажимов эмоций, чувств и тела.  
— способность профессионально работать с исполнителями, корректировать их ошибки, иметь четкие художественные критерии подбора исполнителей, воспитывать потребность постоянного самосовершенствования у артистов (ПК-14);— принципы медицинской профилактики травматизма, охраны труда в хореографии.—  видеть партнера, творить вместе, создавать единое пространство; — создавать совместный танец.— гармоничным восприятием себя, своего собственного Я.  
— способность использовать методы хореографической импровизации (ПК-15).— современные требования к танцевальной импровизации.— гармонично выйти из контакта, завершив совместный танец.— позитивной энергией внутри себя.

Ведущим группы по импровизации может быть преподаватель, балетмейстер, терапевт, или танцор. Танцевальная импровизация не требует предварительных навыков и мастерства. Многие из упражнений по импровизации могут быть адаптированы для групп от трех и до тридцати человек, хотя оптимальной считается группа от десяти до двенадцати танцоров. Двенадцать танцоров могут легко разделяться на маленькие группы, каждая из которых может работать одновременно, или поочередно; несколько танцоров могут быть наблюдателями, в то время как другие — двигаются. В простых упражнениях группа может работать вся целиком. Наилучшим местом для работы является чистая, большая танцевальная студия с приподнятым деревянным полом. Группа может также использовать гимнастический зал, сцену, большую комнату или заниматься на открытом воздухе. Группа может встречаться от двух раз в неделю в течение одного или двух часов и до пяти раз в неделю по четыре часа. Одна встреча в неделю — это минимум, для того, чтобы сплоченность группы развивалась. Более регулярные занятия, конечно, лучше для прогресса каждого из участников. В большинстве случаев ведущий группы отвечает за определение цели сеансов в целом и для каждой отдельной встречи — будь то введение творческих аспектов в классе техники танца, развитие драматических сцен, представление методов хореографии в классе композиции танца, или обеспечение направления и характера исследования для актеров. В каждом случае ведущий может определить, как лучше представить задание группе, каким образом акцентировать приобретение навыков движения, композиции и выступления, каким образом подчеркнуть процесс групповой импровизации как конечный результат сам по себе.

Занятие-импровизация по хореографии – это подготовленное и продуманное педагогом занятие, на котором дети учатся двигаться спонтанно, создавая движения в момент их исполнения и согласно заданию, предложенному педагогом. Занятие предназначено для детей второго и более годов обучения, когда дети уже владеют элементарными танцевальными навыками, имеют доверительные отношения с педагогом. Однако отдельные упражнения могут использоваться и раньше. Оптимальное количество учащихся на занятии от 4-х до 12-ти, в этом случае дети смогут импровизировать по парам и в группе, в то же время педагог сможет уделить внимание каждому. Возраст от 6 до 18 лет. Продолжительность занятия – 30-45 минут  (в зависимости от возраста обучающихся).

Каждая тема включает несколько простых и несколько сложных упражнений. «Простое» упражнение может означать сольную или парную работу, или ограниченный выбор действий для группы. Более сложные груп- повые задачи соединяют композицию с фантазией и предполагают большую свободу выбора для танцоров. Работа над простыми упражнениями готовит группу к выполнению более сложных задач в той же самой области. Поскольку и физическая вовлеченность, и осознание являются центральной точкой в импровизации, темам, которые включают хороший баланс движения и мышления, могут посвящаться отдельные занятия. При выборе последовательности упражнений для занятия, ведущий должен иметь в виду, что проделанная ранее работа может воздействовать на то, что происходит позже. Если танцоры выполняют упражнение, которое повышает пространственное осознание, то это осознание должно помогать им в течение всего сеанса, даже если последующие упражнения не сосредоточены на пространстве. Труднее, когда они начинают с медленного движения; в этом случае позже им может потребоваться напоминание двигаться быстрее и активнее.

Занятия по импровизации обучает навыкам, но они также требуют навыков и умений. Танцоры должны приучиться, привыкнуть к процессу импровизации, к концентрации и фокусировке. Они должны быть способны видеть и реагировать на то, что они видят. Эти навыки представлены упражнениями «Зеркало» и «Унисон». Освоив эти элементы, танцоры могут начать приобретать новые навыки и соединять их в своей работе в танце. При работе с группой, находки сами по себе не так важны, как способность использовать их в совместной работе с другими людьми. Это начинается с заинтересованности в совместной работе и чувстве доверия к другим членам группы. Обязательная подготовка ко всем упражнениям — разминка. Она подготавливает танцоров физически, чтобы они могли двигаться свободно и безопасно. Упражнение «Слово — Действие» помещает танцоров в импровизирующее состояние ума, активизируя память, воображение и способность к подражанию. Разминка «Слово — Действие» Процедура. Ведущий называет качество движения. Например: покачивания, растяжки, скручивание, ходьба, бег, падения и подъемы, тряска. Группа придумывает движение в данной категории тремя способами: через спонтанное физическое исследование; через прошлый опыт — движения, изученные в классах техники, выученные в танцах, увиденных спектаклях или в жизненных ситуациях; подражая другим танцорам и используя свои вариации. Танцоры должны сохранять непрерывность движения. После нескольких минут исследования одной категории движения, ведущий называет другую категорию. Или танцоры могут называть категории, в соответствии с тем, что, как они чувствуют, необходимо для разогрева. Примечание. Если это упражнение используется как разминка, то лучше начать с простых движений (покачивание, ходьба, затем бег и растяжки) перед выполнением внезапных движений или прыжков. С помощью некоторых подсказок ведущего это упражнение может также помочь разогревать ум танцоров. Танцоры могут различать воспроизведение уже знакомого материала, открываемый новый материал, подражание чьему-либо движению и создание спонтанных вариаций. Они могут также обратить внимание на переходы между их собственным исследованием и имитацией других людей. Так как это упражнение простое, ведущий может предложить танцорам поработать с теми областями движения или перфоманса, которые нуждаются в большом количестве внимания, таких как качество движения, использование центра, использование всех частей тела, и т.д. Разминка «Части тела» Процедура. Танцоры встают в круг. Один танцор называет часть тела. Все танцоры двигают этой частью тела, сначала осторожно, затем все более и более активно. Через некоторое время другой танцор может назвать другую часть тела. Танцоры тогда двигают вновь названной частью тела. Таким образом группа проходит по всем частям тела. Танцоры могут повторять процесс движения, когда движение начинается с одной части тела, а затем в него вовлекается все тело целиком Разминка «Локомотив» Процедура. Все выстраиваются за одним танцором. Этот танцор двигается по пространству так, чтобы задействовать различные части тела. Через некоторое время другой танцор может встать во главу линии и принять руководство, используя новый вид движения. Движение должно стать постепенно более полным и более энергичным. Танцоры должны быть внимательными, не спешить, не делать слишком много за короткое время. Танцор, который чувствует, что не готов делать движение со всей группой, может встать в главу линии и начать другое движение, или может исполнять тот вариант движения, который чувствует более подходящим для себя. В течение этой разминки танцоры должны перемещаться по всему пространству, а не только по центру. Зеркало Зеркальное отражение движений других людей является основой импровизации. Даже в своих простейших формах, когда два танцора лицом друг к другу зеркально повторяют движения, зеркальное отражение выявляет навыки, существенно необходимые для всей групповой импровизации. Способность воспринимать и воспроизводить движение развивается через точное подражание; способность отвечать без промедления исходит из необходимости двигаться синхронно с партнером; способность сохранять концентрацию поддерживается постоянной фокусировкой танцоров друг на друге; и возникновение нового движения происходит из наблюдения и реагирования на движения других. Так как должна быть воспроизведена каждая деталь, танцоры также получают кинестетическое чувство движения другого. И, в конечном счете, эти навыки наблюдении и реакции — предисловие к групповой импровизации, в которой танцоры, видят и воспринимают все, что происходит в это время, независимо от размеров группы. Процессы ведения, следования и взаимодействия свойственны всей импровизации. Упражнения на отзеркаливание, представленные здесь, дают возможность испытать все эти роли и затем развивать их. Как только танцоры приобретают некоторую способность отражать друг друга, они могут начать играть с разными вариациями этих движений. Они также получают возможность отзеркаливать большее число танцоров одновременно через «групповое зеркало». Эти упражнения являются центральными в импровизационном процессе и могут быть неоднократно повторены. Они могут даже использоваться перед началом каждого сеанса, служа ментальной и физической разминкой для последующих импровизаций.

Методы и средства организации образовательного процесса, направленные на теоретическую подготовку:

– семинар;

 – самостоятельная работа;

 – консультация.

Методы и средства, направленные на практическую подготовку: – практическое занятие.

1. Классическая традиционная классно-урочная технология обучения. Технология Я.А. Коменского представляет собою комбинацию лекционного способа изложения материала и самостоятельной работы с книгой. Реализуется в традиционной лекции.

2. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они основаны на идеях всестороннего уважения и любви к обучающемуся, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая при этом принуждение. Используются при реализации следующих видов учебной работы: – коллоквиум; – консультирование; – самооценивание, взаимооценивание, – работа над портфолио. Среди технологий на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса можно выделить технологию сопровождения, которая применяется на практических занятиях, когда преподаватель выступает в роли наблюдателя, организатора, партнера, наставника. Основная цель взаимодействия – активизация самостоятельности, воспитание педагогической культуры, сотворчество.

3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся опираются на проблемное обучение, коллективное взаимообучение, организационно-деятельностную игру, разбор конкретных ситуаций. Среди них выделяются: игровые технологии, имитационные технологии, деятельностные технологии, технология критического мышления. Технология критического мышления предполагает, прежде всего, рефлексивное, оценочное осмысление исторических основ хореографического искусства.

Схематично эту педагогическую технологию можно представить следующим образом:

фаза вызова — стимул для формулировки собственных целей-мотивов;

 фаза реализации,

фаза рефлексии.

Результативность технологии: развитие профессионально-педагогического мышления через формирование уважительного и бережного отношения к истории хореографического искусства.

4. Технологии индивидуальной работы, нового информационного обучения. Данные варианты технологий используются при реализации следующих видов самостоятельной учебной работы: 

— изучение литературных источников, архивных материалов;

—  работа с интернет-источниками;  подбор иллюстративного материала;-  подготовка презентаций;

—  натурное обследование, фотофиксация;

—  выполнение творческих заданий.

 5. Технологии современного проектного обучения. Технология разработки учебного проекта рассматривается как система обучения, дающая возможность приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.

Работа по предложенному плану:

 – создает условия, позволяющие студентам самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников для решения научно и практически значимых проблем;

– применять приобретенные знания для решения познавательных и практических задач, понимания социальной и личностной значимости учебной деятельности и ее результатов;

– развивать исследовательские умения (выявление проблем, построение гипотез, сбор и обработка информации, разработка и проведение эксперимента, интерпретация результатов исследования и т.п.);

– развивать системное мышление в процессе определения цели проектного задания, планирования работы, реализации проекта, оформления результатов, общественной презентации экспертизы проекта на семинарских занятиях в соответствии с заданными критериями, обсуждения процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *