Проблемы утечки капитала из РФ и меры противодействия

🙂

Скачать текст в WORD

Огромные размеры вывоза капитала за рубеж – это острейшая проблема для экономики России. Масштабный отток капитала является негативным явлением, свидетельствующим о неустойчивости и неэффективности функционирования всей экономической и финансовой системы страны.

Отток капитала оказывает многоплановое прямое и косвенное воздействие на различные сферы российской экономики и имеет существенные макроэкономические и социально-экономические последствия.

Вывоз капитала, не компенсируемый его равнозначным притоком из-за рубежа, является одной из основных причин сокращения объема валовых внутренних инвестиций. При этом сокращается норма накопления в ВВП и, соответственно, снижаются возможности инвестиций в основной капитал, что сдерживает процесс расширенного воспроизводства.

Вывоз капитала в значительных размерах отрицательно воздействует на состояние платежного баланса России. В течение длительного времени положительное сальдо торгового баланса, за счет превышения экспорта товаров над их импортом, перекрывалось отрицательным сальдо движения капитала по текущим операциям (счета операций с капиталом и финансовыми инструментами).

Значительный отток капитала нарушает устойчивость финансовых рынков, в том числе валютного, приводит к разбалансированности и асимметрии основных его сегментов. Прибыль, полученная от инвестиционной деятельности, как правило, не реинвестируется в экономику России, а вывозится за рубеж.

Если бы «сбежавший» за границу капитал оставался в экономике России, то золотовалютные резервы страны могли бы быть значительно больше. Сокращение валютных резервов косвенно оказывает воздействие на курс рубля, что наиболее болезненно проявляется в периоды экономических и финансовых кризисов.

В российской предпринимательской деятельности активно практикуется использование оффшорных юрисдикций. Это связано с рядом причин:

1. Налоговое давление на бизнес.

2. Инвестиционный климат в стране.

3. Укрывание нелегально заработанных денег.

Это приводит к утечке капитала. Утечка капитала оказывает существенное влияние на развитие экономики Российской Федерации. Вывоз предпринимателями своих доходов в оффшорные зоны стимулирует развитие экономики именно этих стран, что негативно сказывается на инвестировании бизнеса в Российской Федерации.

По подсчетам экспертов из России по различным финансовым схемам с 2010 по 2015 гг. было выведено более 430 млрд. долларов.

Негативное воздействие на экономику оказывают результаты недобросовестного использования предоставляемых ими возможностей, которые позволяют налоговым резидентам других государств избегать налогообложения доходов как в тех странах, где они реально работают, так и там, где фактически зарегистрированы.

Если руководствоваться актуальным на 2016 год списком оффшоров по версии ФНС России, то в целом количество компаний из РФ с совладельцами из этих юрисдикций в целом снизилось в 2015 году на 5% по сравнению с 2013 году. Однако если учесть список территорий, которые считались оффшорами несколько лет назад, то сокращение составило 13%.

Рис. 5. Динамика оттока капитала из РФ, млрд. долл.

Помимо изменений в структуре иностранных акционеров, изменения затронули и сам российский бизнес, связанный с оффшорными и низконалоговыми юрисдикциями. Есть многочисленные примеры, когда владельцы крупных российских бизнесов выделяют из них отдельные направления и переводят их владение полностью в Россию, отказываясь от прежних схем ведения бизнеса с использованием собственников из иностранных юрисдикций.

Результатом этого стало трех-четырех кратное сокращение за последние несколько лет выручки и активов российских юридических лиц, принадлежащих оффшорным владельцам.

Использование оффшоров российским бизнесом причиняет огромный вред интересам Российской Федерации. Анонимность владения и управления оффшором используется для криминальной деятельности, в том числе, для уклонения от уплаты налогов, коррупции и финансирования терроризма. Налоговая оптимизация корпоративной структуры российских предприятий и их товарных потоков с использованием оффшоров приводит к недобору налогов в бюджет РФ .

В настоящее время одним из приоритетных направлений налоговой политики РФ является деоффшоризация капитала.

24 ноября 2014 г. президентом РФ подписан закон №376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (далее закон — «о деоффшоризации»), по которому физические и юридические лица — резиденты РФ обязаны декларировать в российских налоговых органах свои доходы от участия в капитале иностранных компаний.

В законе появляется новое понятие — контролируемая иностранная компания — это такая компания, которая более чем на 25% принадлежит гражданину России или российскому юридическому лицу. Если условие соблюдается, то фирма должна отчислять налоги в российский бюджет, в какой бы части света она ни находилась. При этом необходимость делиться с российским бюджетом наступает в том случае, если ее прибыль превышает 10 млн рублей. До 2016 г. был установлен переходный период: в это время и доля участия в иностранной компании, влекущая за собой признание ее контролируемой, будет выше (50%), и облагаемая налогом прибыль больше (50 млн рублей в 2015 г., 30 млн — в 2016 г.).

За период 2014-2015 гг. сразу несколько крупных компаний объявили о своей готовности вернуться под российскую юрисдикцию:

1. Компания USM Holdings Ltd российского миллиардера Алишера Усманова завершила 19 декабря 2014 г. процедуру перевода контрольных пакетов акций «Металлоинвеста» и «Мегафона» в зарегистрированные ООО на территории России.

2. Крупнейший в мире производитель алюминия — «Русал» объявил о начале переноса финансовых и хозяйственных операций на территорию России. Головная компания «Русала» была зарегистрирована на острове Джерси.

3. Акционеры Камского завода КАМАЗ объявили о переводе ценных бумаг под российскую юрисдикцию.

4. «РусГидро» ликвидировал свои кипрские компании Balp Limited и Boges в 2014 г.

Чистый вывоз капитала частным сектором в первом полугодии 2016 года, по оценке Банка России, по сравнению с сопоставимым периодом предыдущего года уменьшился почти в пять раз — до 10,5 млрд. долл. общий отток капитала в 2016 году ожидается на уровне 28 млрд. долл.

Важность скорейшей реализации инициатив президента России по деоффшоризации экономики определяет складывающаяся внешнеполитическая ситуация. В условиях введения санкций в экономической сфере со стороны стран Запада продолжение «оффшорной» практики российскими предприятиями может стать объектом пристального внимания властей европейских стран и США. Расследования европейских и американских правоохранительных органов могут быть использованы в целях дискредитации деятельности российских корпораций и государственных ведомств. Негативным фактором в связи с этим также представляется используемая отечественным бизнесом практика передачи прав владения национальными активами оффшорным компаниям, что увеличивает риск утраты контроля над ними в результате наложения отдельных ограничений на их использование, решений об аресте и т.п. Следовательно, определение легальных и прозрачных механизмов ведения бизнеса и построения трансграничных связей отечественными компаниями, реализация связанных с этим инициатив по деоффшоризации экономики должны стать одним из первоочередных приоритетов государственной политики.

Таким образом, оффшорные зоны являются удобной возможностью для компаний избежать необходимости уплаты крупных налоговых отчислений и уберечь собственный бизнес от постоянных проверок со стороны государственных надзорных органов. В тоже время Правительство РФ пытается вернуть коммерческие структуры в российскую юрисдикцию используя для этого законодательство по деоффшоризации.

Опыт введения односторонних мер, использованный отдельными государствами, показал, что без создания общемировой системы требований к оффшорным юрисдикциям добиться существенного улучшения взаимоотношений с ними невозможно.

В целях обеспечения деоффшоризации экономики представляется целесообразным уполномоченными государственными структурами разработать комплекс мер экономического и правового характера, направленных на повышение роли государственной поддержки институциональных инвесторов и российского экспорта, расширение использования новых финансовых инструментов депозитно-инвестиционного характера, ориентированных на использование отечественными субъектами хозяйствования.

Кроме того, необходимо принять меры, направленные на исключение компаний, контролируемых оффшорным капиталом, из стратегически важных для государства сфер деятельности (добыча полезных ископаемых, транспорт, связь, банковская деятельность, инновации, оборонная промышленность), а также на развитие межгосударственных связей с государствами, использующими в том числе оффшорные режимы, с целью заключения двусторонних соглашений о раскрытии информации об операциях российских резидентов. Гармонизация финансово-экономической и правоприменительной практики со странами- партнерами будет также способствовать решению проблем деоффшоризации российской экономики.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *